148
149
BOHMHVJHAELMH CJBOHMHVJ"ЖИГУЛИ": МЕНЯЕМ МОТОРНУЮ ЦЕПЬЭту операцию выполняют, когда изношены детали привода газораспределительного механизма - цепь, звездочки коленчатого и распределительного валов. О цепи принято говорить, что она "вытягивается". На самом деле ее длина увеличивается за счет износа втулок. Характерный признак неисправности - лязг цепи на холостых оборотах. Его также отчетливо слышно, когда резко снижаются обороты коленчатого вала - при сбросе газа. Разумеется, новую цепь ставят, когда на штатной не удается выбрать слабину обычной регулировкой - натяжителем. Случается это, как правило, после 100 тыс. км пробега. Заменить цепь можно двумя способами. Первый, менее трудоемкий исключает целый ряд операций, предусмотренных инструкцией, - не надо сливать "Тосол", снимать радиатор, переднюю крышку двигателя и т. д., но требует навыка. А выглядит он так. Цепь разъединяют, выбивая ось одной из втулок, предварительно сточив головку оси. Потом соединяют эту цепь с новой и прокручивают коленчатый вал, чтобы новая заняла место старой. Вставляют выбитую ось в звенья и расклепывают ее (ЗР, 1996, № 4). Этот способ используют не часто - обычно, когда цепь выходит из строя преждевременно из-за низкого качества материала или неудовлетворительного обслуживания. К тому же при плановой замене цепи иногда необходимы новые звездочки, детали успокоителя, натяжителя - ведь они тоже изнашиваются. А без полной разборки узла до них не добраться. Второй способ более трудоемкий, но отнюдь не сложный. Только он позволяет наиболее полно отремонтировать привод газораспределительного механизма. На нем мы и остановились. Из специального инструмента необходим рожковый или накидной ключ "на 38" (продают в магазинах и на рынке) для отворачивания храповика, удерживающего шкив и звездочку на коленчатом валу. Ключом "на 10" отворачиваем три гайки на крышке воздушного фильтра и снимаем ее. Торцевым ключом "на 8" отворачиваем четыре гайки крепления корпуса фильтра к карбюратору, отсоединяем от него шланги вентиляции картерных газов, подачи теплого воздуха и снимаем коробку вместе с фильтром. Ключом "на 8" отворачиваем на два оборота болт, крепящийЗА РУЛЕМ 9/97 С^БоимиС^иламиоболочку троса воздушной заслонки ("подсоса"), сам трос и отсоединяем его от карбюратора. С помощью отвертки снимаем тяги привода дроссельной заслонки и, сняв фиксирующую шайбу с оси двуплечего рычага (он установлен на клапанной крышке), удаляем рычаг вместе с тягами. Торцевым ключом "на 10" отворачиваем по периметру клапанной крышки гайки ее крепления и болта до совмещения метки на звездочке с выступом на корпусе распредвала (фото снимаем со шпилек фигурные шайбы. Отводим вверх жгут проводов и шланг 11, метки указаны стрелками). При этом вакуумного усилителя тормозов, укрепметка на звездочке коленчатого вала ленные на моторном щите (фото 1, указадолжна совпасть с выступом, отлитым на ны красной стрелкой). Поддев отверткой блоке цилиндров (на фото 12 метки отмекрышку головки, снимаем ее с двигателя. чены стрелками). Окончание на стр. 153 Осматриваем успокоитель (фото 1, в направлении желтой стрелки). Иногда он ломается (изнашивается), цепь начинает греметь, а натянуть ее не удается. Если успокоитель действительно разрушен, стоит сначала его заменить, натянуть цепь, поставить все на место, пустить двигатель и, прислушиваясь, определить, все ли исправно в приводе распредвала. На этом и заканчивают работу, когда все действует нормально. Если успокоитель цел (не в нем причина), придется продолжить разборку мотора. Чтобы добраться до цепи, необходимо снять переднюю крышку двигателя. Работе будет мешать радиатор, поэтому его лучше демонтировать. Для этого ключом "на 13" выворачиваем пробку из блока двигателя (фото 2) и, сняв крышку с радиатора (расширительного бачка), сливаем "Тосол" в заранее приготовленную емкость. Подставив под двигатель ту же емкость, ослабляем хомут на самом нижнем шланге (от радиатора), закрепленном на термостате, снимаем его и сливаем "Тосол". Снимаем с двигателя и верхний шланг. Отсоединяем от радиатора шланг расширительного бачка. Ключом "на 10" отворачиваем два болта крепления радиатора к кузову (фото 3) и снимаем радиатор с автомобиля (фото 4). Ключом "на 38" отворачиваем гайку - храповик на коленчатом валу двигателя (фото 5). Приложить большое усилие к ключу удается с трудом: во-первых, неудобно, мало места, во-вторых, необходимо жестко фиксировать коленчатый вал от поворота. Поэтому опытные механики поступают так. Снимают крышку с распределителя зажигания (чтобы не пустился двигатель), накидывают ключ на гайку и опирают его на левый лонжерон, а затем на секунду включают стартер. Он поворачивает коленчатый вал, и гайка отворачивается. До конца отворачиваем храповик и мощной отверткой или монтажной лопаткой сдвигаем с коленвала шкив (фото 6). Снизу, под автомобилем отворачиваем торцевым ключом "на 10" три болта крепления поддона к передней крышке двигателя (фото 7). Ключом "на 10" отворачиваем шесть болтов и три гайки крепления крышки к блоку и головке мотора (фото 8). Постучав по ней ручкой отвертки, аккуратно, чтобы не повредить прокладку, снимаем крышку (фото 9). Ключом "на 13" отворачиваем ограничительный палец (фото 10). Накидным ключом "на 17" вращаем распредвал за головку егоЗА РУЛЕМ 9/97 149