64
65
В последние годы мы не раз восхищались по-военному четкой работой американских медиков в телесериале "Телефон спасения 911", возможно, подзабыв, что сама служба скорой медицинской помощи - изобретение чисто российское. Более того, в последнее время те же американцы не считают зазорным перенимать наш опыт в этой сфере здравоохранения.ГАЗ-32214 станет наиболее массовой машиной "Скорой помощи".Однако чувство гордости молчит, когда том Щсам завсН :лгаве приказа^долго приходится ждать врача у постели человека, жить поТЦ|авле|ием мес Нх экшвтоических Щ0Щэа затягивануждающегося в немедленной помощи... обстоятельстЬЩ Причина задержки "скорой" прозаическая - лась. "Скорые" эксплуатируются весьма иннет машин. Речь идет не о ставшем привычтенсивно, так что отсутствие пополнения поным отсутствии денег - даже будь они, кучувствовалось очень скоро. Некоторые регипить на них оказалось нечего. Основу парка ональные администрации стали покупать "Скорой помощи" долгие годы составляли "скорые" за границей. Но, во-первых, они до"рафики". Сначала латвийский микроавтобус роги, во-вторых, еще дороже эксплуатация. стал иномаркой с вытекающими из этого Срочно требовался отечественный автомостатуса таможенными "удовольствиями", побиль. Все надежды были связаны с ГАЗом.В Нижнем Новгороде уже шла с конвейера "Газель", правда, сначала только бортовой грузовик. Пригодный для "скорой" цельнометаллический фургон появился в декабре 1995-го. В январе 1996-го ГАЗ начал работу над "скорой", а уже в сентябре Нижегородский облздрав получил первые двадцать машин. Уместно вспомнить, что 60 лет назад, в далеком 1936-м, здесь увидела свет первая отечественная "скорая помощь" заводского изготовления (прежде их переоборудовали непосредственно в гаражах и на станциях "Скорой помощи"). Это был ГАЗ-АА с "обтекаемым" кузовом, односкатными задними колесами и амортизаторами. Круг замкнулся: новая "скорая" на базе новой полуторки. Медицинская "Газель" получила собственный индекс - ГАЗ-32214. Это указывает, что машина будет выпускаться самим ГАЗом. Почему? Ведь автомобильные фирмы, как правило, не занимаются сами спецтехникой. Это удел специализированных предприятий - гигантам не резон связываться с малыми сериями. Но в том-то и дело, что речь отнюдь не о малых сериях. Представленная на снимках "Газель" относится к автомобилям "скорой помощи" для так называемых линейных бригад. ТакиеКазанский "Лесхозмаш" освоил собственный вариант кареты на шасси "Газели". *64ЗА РУЛЕМ 9/97 АВТОПРОМимеют утвержденный Минздравом перечень аппаратуры для решения основной задачи: прибыть на место происшествия или к больному, оказать помощь на месте, доставить в лечебное учреждение. Потребность только российского рынка в подобных машинах оценивается, ни много ни мало, в 10 тысяч штук в год! Это самая большая группа "карет скорой помощи", составляющая в некоторых местах до 90% парка. Следующая по численности группа автомобили неотложной медицинской помощи. Этот сектор рынка, по данным специалистов комитета по новой медицинской технике при Минздраве РФ, поглотит примерно 4 тысячи машин ежегодно. Задача автомобиля поликлинической службы, на котором врач приезжает к больному, - доставить, в случае необходимости, больного в стационар. Реально этим требованиям сейчас отвечает опять же газовская "Волга"-универсал в специальном исполнении. Она не совсем удобна - медикам хотелось покупали автомобили одними из первых. И использовали в служебных надобностях. Наконец, третья группа - специализированные "кареты скорой помощи". Это реанимобили, кардиомобили, машины для перевозки недоношенных новорожденных, жертв пожаров и дорожных происшествий и др. Их экипажи - квалифицированные специалисты, вооруженные сложным оборудованием. Требования к автомобилю здесь уже иные. Он должен быть грузоподъемен (оборудование весит немало) и просторен, так как с больным приходится работать прямо в машине. На эту нишу тоже нацелился ГАЗ - в будущем году здесь освоят фургон с высокой крышей, пригодный для описанных целей. Правда, грузоподъемности полуторки уже маловато. Последнее обстоятельство значительно повышает акции зиловского "Бычка". Для медицинских целей на ЗИЛе разработано укороченное шасси с мягкой подвеской и односкатными задними колесами (см. ЗР, 1997, № 8). Не стоит забывать, что свою долю во всех трех группах имеет УАЗ - у него просто нет "проходимых" конкурентов близких размеров. Сегодня в Ульяновске полным ходом работают над автомобилем, который сменит "буханку" УАЗ-3962. Буквально на днях вдруг напомнил о себе РАФ. Финские арендаторы площадки в Елгаве объявили о наборе рабочих. Пока только для выскребания сусеков - сборки микроавтобусов из оставшихся на складах деталей. А перспектива, пусть краткосрочная, у "рафика" существует: машина привычная, составляет до сих пор основу парка, а главное, он не конкурент "Газели", поскольку пребывает в меньшем классе. Правда, "финский проект" (назовем его так) идет вразрез с "шуйским", предполагающим получение из Елгавы кузовов, из Нижнего и Заволжья - остальных комплектующих, а сборку микроавтобусов - на заводе АО 'Теза". Модульный вариант "скорой" на шасси "Газели" предлагают московское НПО "Экран" и финская фирма "Профайл". Схема небезынтересная, поскольку монтируемый модуль может пережить два, а то и больше шасси. Описанная техника позволит избавиться от дорогого импорта. Здравоохранению рановато шиковать на иномарках, а высвобождающиеся средства логичнее тратить на оснащение отечественных "карет скорой помощи" тем оборудованием, которого в России не выпускают. Кроме того, массовые автомобили "по определению" должны быть дешевле полукустарных карет, расплодившихся во множестве из-за долгого отсутствия предложения. Медицинская техника - слишком серьезная сфера, чтобы доверить ее непрофессионалам. Но дай нам Бог поменьше в ней нуждаться! Алексей СОЛОПОВ"Докторваген" от КамАЗа.Ьбы иметь крышу над рабочей стью салона повыше. Возьмется ли ГАЗ, ведь легковое производство сегодня работает с перенапряжением, удовлетворить требования врачей? Ответ на этот вопрос разумнее ждать от экономистов. Машину для этих же целей в свое время разработал АЗЛК. Но ее удлиненное шасси предполагалось изготавливать в Киеве, а оборудовать его - в Москве. Сегодня говорить о таком "Москвиче", как о реальном соискателе места на рынке, невозможно. Впрочем, могут появиться и другие предложения был бы реальный заказ. Забавный "медицинский" курьез демонстрирует в последнее время завод микролитражных автомобилей КамАЗа. На этой малютке "Оке" врач к больному, конечно, приехать сможет, но вот довезти того до больницы - вряд ли. Впрочем, на заре автомобилизма одну из моделей "Опеля" прозвали "Докторваген". Но это потому, что врачи - состоятельная часть общества Реанимобиль ЗИЛ-3313ГО изготовлен АМО "ЗИЛ" и НПО "Экран" (медтехника). Считают, что медицинский модуль переживет несколько шасси.•