ОРД": "СДЕЛАНО В БЕЛОРУССИИПочти год назад (ЗР, 1996, № 11) мы рассказали о начале строительства сборочного завода "Форд" в Белоруссии. И вот точно по графику - в июле этого года - из заводских ворот выехали первые "транзиты" и "эскорты". В мае 1996 года было подписано соглашение о создании "Форд Юнион" - белорусско-американского СП. Это закрытое акционерное общество, где "Форд" владеет 51% акций, "Лада ОМС" (местный дилер "Форда") - 23% и правительство РБ - 26%. Разумеется, белорусский Закон "Об инвестициях" предоставил СП немалые льготы, освободив комплектующие от таможенных пошлин, а готовую продукцию - от налога на прибыль. По этому Закону акционеры должны в течение первого года выплатить 50% стоимости своих акций, на второй год - еще 50%. К моменту открытия завода все три учредителя выплатили даже более половины. Первый этап (собственно строительство завода и пуск сборочного конвейера) обошелся в 20 млн. долларов. Второй этап - сборка автомобилей оценивается в 150 млн. долларов. Так что сомнений, быть ли белорусскому "Форду", уже нет. Прошедшие обучение в Англии и Польше 120 рабочих и 140 человек обслуживающего персонала (со средней зарплатой 350 долларов), работая в одну смену, могут выпустить за год шесть тысяч автомобилей. Это "Транзит" с кузовами грузовой фургон и пассажирский, короткий и длиннобазные варианты на 9, 12 и 15 мест (двигатели две модификации 2,5-литрового дизеля, 70 и 76 л. с ; бензиновый - 2 л, 115 л. с.) и "Эскорт" с карбюраторными двигателями объемом 1,3 и 1,6 л. Сборочные комплекты с центрального склада в Кельне поступают в сорокафутовых контейнерах по железной дороге в город Калядин. До конца нынешнего года планируют собрать три тысячи легковых машин и 800 микроавтобусов в различных вариантах. Отличить машины от немецких можно только по табличке "Сделано в ..." - требования к качеству сборки - без скидок. Отсюда проблема с отечественными поставщиками. Вначале планировали, что в следующем году местные комплектующие составят 30-40% стоимости. На роль поставщиков претендуют 12 заводов, готовых выпускать светотехнику, колеса, карданные валы, глушители, стекла и сиденья. Однако сегодня реальные шансы есть только у "Белшины" - СП с немецким "Континенталем". По словам председателя правления "Форд Юнион" Нила Кемпбелла, предприятие готово покупать комплектующие, но только если они пройдут "фордовскую" сер5)тификацию и будут дешевле аналогичных из Германии и Бельгии. Во главе завода стоит совет директо-ния). В этом интернациональном коллективе пока только один белорус: он возглавляет отдел по связям с правительственными и общественными организациями. "Форд" готов растить кадры и не против местных управляющих - но только когда они будут соответствовать его стандартам. А до тех пор завод под управлением "штурмовой команды". 85% автомобилей планируется поставить в Россию. Однако примет ли она "иностранцев"? А почему бы и нет - таможня? Но если мы в едином пространстве, то белорусские "форды", в соответствии с Законом о таможенном тарифе, должны классифицироваться как продукция стран СНГ. Собственно, уже есть и соответствующие бума-"Форд-Эскорт".Местный дилер "Форда" уже начал оборудовать "транзиты" для "Скорой помощи". В планах - автомобили для милиции, пожарных и инкассаторов.ров: трое - от "Форда", один - от "Лады ОМС" и один - от правительства РБ. Далее идут пять подразделений, возглавляемых иностранцами: инжиниринг (Н. Зеландия), планирования материалов и оптимизации поставок (США), производства (Англия), отдел кадров (Н. Зеландия) и финансы (Герма-ги. Одобрение типа транспортного средства? Уже получены белорусские и российские документы - автомобили признаны соответствующими нормам и стандартам. И последняя новость: белорусский "Форд" получил собственный идентификационный (VIN) номер.тель от этого только выигрывает. И слава Богу, что наконец в нашей стране, как грибы после дождя, начали вырастать автосборочные предприятия. Кроме тех, о которых мы уже рассказали, - сборка "галлоперов" в Барнауле, намерения делать "форды" в Ленинградской области, существующее пока в документах АО по выпуску "Шкоды" на оборонном предприятии "Авангард" в Сафоново (Смоленская область), грандиозный проект КИА в Казахстане и перспектива сборки на СеАЗе "Пежо-106"... Это еще далеко не все. Ведь многие сейчас поняли: чем ввозить готовые автомобили и платить за них сумасшедшие пошлины, лучше открыть, пусть отверточную, сборку иномарок здесь. Люди получат рабочие места, государство - налоги на прибыль предприятий, а потребитель - более дешевый качественный автомобиль. Какие-то из сборочных заводов закроются, едва начав работать, какие-то вырастут в гораздо более серьезные предприятия (Ростов - свидетельство тому). Так и должно быть. Главное, что практически без всякой помощи государства (за исключением Елабуги и Минска) создаются предприятия по производству автомобилей иностранных марок. Да, пока иностранцы осторожничают, но кое-где они уже начали вкладывать деньги в совместные с нами проекты. Это значит, автомобилизация России встает на новый путь... Елена ВАРШАВСКАЯ, Юрий БУГАЕВ, Алексей СОЛОПОВ, Дмитрий ЖЕРНОВ эвЗА РУЛЕМ 9/97 9