166
I]Jj\3AAbs\b\b\ JVJYAIПредположим, вы - владелец дизельной иномарки. Поздравляем. Предположим также, что никакого опыта общения с дизельным мотором у вас нет. Это уже плохо, ибо вернейшее средство погубить его - эксплуатировать, вовсе не учитывая специфические особенности таких двигателей. Некоторые рекомендации в связи с этим дают специалисты фирмы "Технодизель" Антон ПАВЛЫК и Алексей БАРИНОВ.Шатун погнут из-за гидроудара - в цилиндр попала вода. Вкладыш оказался буквально раздавлен. Если воздушный фильтр расположен низко, не стоит с ходу въезжать в глубокие лужи.Самый лучший совет, который можно дать любому владельцу ди ­ зельной машины, - следуйте инструкциям фирмы-изготовителя. Но, увы, не все они переведены на русский, да и при покупке авто мало кто о них вспоминает. Так что изложим, хотя бы вкратце, некоторые правила, подсказанные опытом эксплуатации и ремонта импортных дизелей. Эксплуатация. Начнем, естественно, с пуска двигателя. Обычно дизель оснащают каким-либо устройством для подогрева воздуха в цилиндре. На предкамерных моторах, которых в России много больше других (среди легковых машин), часто применяют свечи накаливания. Индикатор их работы - желтая лампа с символом спирали на щитке приборов. Она загорается, когда вы поворачиваете ключ зажигания. Но не торопитесь включать стартер свечи должны прогреться, и, как правило, на это уходит примерно 30 се ­ кунд. Сигналом к пуску мотора будет выключение лампы. Исправный дизель пускается без труда. Ну а что делать, если "сел" аккумулятор? Для начала постарайтесь определить причину - возможно, пришла пора серьезно заняться мотором, потерявшим компрессию и способным посадить еще не одну батарею в бесплодных попытках пуска. Но, будем надеяться, ваш двигатель в хорошем состоянии, и если хотите, чтобы он оставался таковым и впредь, воздержитесь от пуска с буксира. Особенно это опасно для моторов с ременным приводом распредвала (например, "Фольксваген" "Ауди" "Опель" - см. также ЗР, 1997 № 12). Зубчатый ремень (особенно неновый) может не выдержать резкий старт "с ходу" и оборваться: поршни ударят в клапаны, погнут их... В общем, проще найти другой аккумулятор (или "прикурить"). Если уж срочные дела, чрезвычайные обстоятельства вынуждают вас "заводиться с толкача" делайте это очень аккуратно. На небольшой скорости, поставив третью передачу, плавно-плавно включайте сцепление. Не отпускайте педаль - пусть сцепление слегка буксует, так на двигатель (и, главное, зубчатый ремень) придет-Последствие декабрьских морозов - двигатель пытались пустить с буксира. Старенький дизель Альфа-Ромео" долго работал с непосильной нагрузкой. Итог обрыв шатуна, повреждение поршня.ся меньшая нагрузка, сгладятся возможные удары и рывки. Но даже таким "мягким" пуском с ходу злоупотреблять нельзя. Не зря многие фирмы - производители дизелей с ремнем привода распредвала прямо запрещают пуск "с толкача" или с буксира. Мотор работает. Дайте ему прогреться - пусть не до рабочей температуры, но примерно до 60°С. Конечно, время прогрева можно сократить,если вы пользуетесь высококачественным ("жидким" в морозы) маслом, лучше - на синтетической основе. В движении надо учитывать, что дизель, как правило, не слишком "любит" большие обороты. Конечно, современные двигатели оснащены ограничителем частоты вращения коленвала и "перекрутить" их почти невозможно. Но риск "запороть мотор" остается, если все время держать педаль газа в полу, требуя от дизеля невозможное (впрочем, так можно вывести из строя любой двигатель). Мы знаем случаи, когда в развозной фургончик грузили больше, чем он сам весил, да еще на трассе пытались соревноваться с легковыми автомобилями. И последнее - как глушить ди ­ зель? Особенности здесь лишь у моторов с турбонаддувом. Им после работы с нагрузкой (то бишь движения) надо минуту-две дать поработать вхолостую, чтобы остудить турбину, и только после этого выключать. Обслуживание. Упаси вас Бог экспериментировать с маслом, фильтрами, присадками. Никакого камазовского М10Г2к, никаких "жигулевских" фильтров! Только то, что рекомендует производитель (исключение - масло, лучшее по категории качества API, например СЕ вместо CD). Фильтры подбирайте по каталогам известных за ­ рубежных фирм, как-то: "Чемпион" "Бош" "АС Делко" и т. п. Дизель вообще довольно придирчив к смазке, его масляный фильтр отличается мелкой "ячейкой" отсеивающей частицы, которые пропустил бы фильтр бензинового мотора. Качество нашего дизтоплива, как известно, невысокое. Попадая с картерными газами в систему смазки, его частицы способствуют образованию отложений. Поэтому мы рекомендуем (хотя этого нет в инструкциях фирм)166ЗР 2/98