160
161
pyjljh-i-fDHAUAPWУсилители рулевого привода бывают вакуумные, пневматические, гидравлические, электрические. Первые уже не применяются, последние еще достаточно редки. Надо ли повторять, что усилители облегчают уп ­ равление, позволяя к тому же примерно вдвое снизить передаточное число рулевого механизма и уменьшить диаметр рулевого колеса. Сравните: у "Форда-Транзит" рулевое ко ­ лесо от упора до упора делает 3,3 оборота, а у "Газели" - 6,6. Наиболее распространены на легковых автомобилях гидравлические усилители, компактные и быстродействующие. В схеме каждого есть гидрораспределитель, о разнообразии конструкций которого мы и поговорим сегодня (о насосе гидроусилителя "Ауди" см. ЗР, 1996, № 11). Одна из простейших схем показана на рис. 1. Это распределитель с поступательно перемещающимся золотником. Гидрораспределитель (корпус 6, золотник 7) образует единый узел с силовым цилиндром 3. Золотник 7 непосредственно соединен с сошкой 8 рулевого механизма, а корпус 6 - с продольной рулевой тягой 5. Силовой цилиндр 3 шарнирно соединен с кузовом автомобиля. При езде по прямой золотник 7, удерживаемый в среднем положении пружинами (на рис. 1 не показаны), обеспечивает соединение всех ка ­ налов. В результате нагнетательнаяНа массовых автомобилях отечественного производства различные сервоприводы, в частности усилитель рулевого управления, пока встречаются нечасто. Зато их много на иномарках, в том числе небольших, где, казалось бы, и без усилителя можно обойтись. На неновой машине этот сложный механизм нередко требует внимания (читай - ремонта). Но для начала давайте разберемся в разнообразии "усиливающих" конструкций, предлагает Росс ТВЕГ.магистраль соединяется со сливной ис обеими полостями силового ци ­ линдра. Полости силового цилиндра постоянно заполнены маслом, и толчки колес о неровности дороги, воспринимаемые силовым цилиндром, практически не передаются на рулевое колесо. При повороте рулевая сошка 8 перемещает золотник 7 относительно корпуса 6 распределителя (перемещение не более 1 мм) - нагнетательная магистраль отсоединяется от сливной, в то же время эти магистрали соединяются с соответствующими полостями силового цилиндра. Так, если золотник 7 сдвинут влево (как показано на рис. 1), масло от насоса 1 пойдет в поршневую (правую) полость силового цилиндра 3, а полость штока (левая) соединена с бачком 2. Поршень силового цилиндра переместит корпус 6 распределителя в том же направлении (в нашем случае влево), в каком движется золотник. Это движение продолжается, пока (после прекращения поворота рулевого колеса)Рис. 1. Рулевой сервомеханизм ATE: 1 - насос; 2 - бачок; 3 - силовой цилиндр; 4 - поворотный рычаг; 5 - продольная рулевая тяга;золотник не установится в среднее положение. Так как рулевая тяга 5 соединена с корпусом 6, то она через поворотный рычаг 4 осуществляет поворот передних колес. Если в результате остановки двигателя давление масла упадет, золотник 7, пройдя путь в1 мм из среднего положения, упрется торцом в корпус 6и увлечет его за собой. Благодаря обратному клапану 9 силовой цилиндр 3, наполненный маслом, не мешает перемещению механизма. Как работает обратный клапан 9? При повороте колес золотник 7, перемещаясь влево (см. рис. 1), упирается в корпус 6, сдвигая поршень силового цилиндра. Со штоковой полостью все ясно - она соединена со сливом, а вот поршневая полость соединена с насосом 1, который не работает. В поршневой полости возникнет разрежение, которое и откроет обратный клапан 9. Так обе полости оказываются соединенными со сливом. В 50-х годах на американских автомобилях появились гидроусилители,Рис. 2. Распределитель с вращающимся золотником: 1 - бачок; 2 - насос; 3 - рулевая сошка; 4 - винт; 5 - поршень с шариковой гайкой и зубчатой рейкой;О6 - корпус распределителя; 7 - золотник; 8 - рулевая сошка; 9 - обратный клапан. 6 - силовой цилиндр; 7 - распределитель с вращающимся золотником.•'160ЗР 2/98 Рис. 3. Разрез гидрораспределителя с вращающимся золотником: 1 - корпус; 2 - гильза; 3 - золотник; 4 - торсион; 5,8- штифты; 6, 10 - манжетные уплотнения; 7 - канал слива; 9 - подшипник. Положения золотника: а - при движении по прямой; б - при повороте.10 94Iгильзы в среднем (нейтральном) положении. Если к рулевому колесу приложено усилие, которое закручивает торсион, золотник поворачивается относительно гильзы (рис. 3, б) и соответствующая полость силового цилиндра сообщается с напорной магистралью. Следящее действие обеспечивается по такому же принципу, как ив конструкции, описанной выше (см. рис. 1). Когда по тем или иным причинам усилитель не работает, работоспособность рулевого привода вполне обеспечена, хотя и при больших усилиях водителя. При разборке и сборке рулевого механизма и гидрораспределителя требуется идеальная чистота рабочего места, исключающая попадание в них пыли, грязи. Единственное, что можно сделать при ремонте этого распределителя, это заменить два уплотнения: 6 - в корпусе распределителя и 10 - в левой части картера рулевого механизма (см. рис. 3). Уплотнение из картера рулевого механизма выпрессовывают с помощью маленького съемника. Чтобы за ­ прессовать уплотнение, используют оправку, показанную на рис. 4. Для выпрессовки и запрессовки сальника в корпусе распределителя удобна оп ­ равка, показанная на рис. 5. И последнее: при разборке и сборке распределителя не потеряйте шайбу (внутренний диаметр 20,5; наружный - 29,3; толщина - 1 мм), установленную между уплотнением и торцом гильзы со стороны игольчатого подшипника (рис. 3, а).в которых золотник не перемещался как рулевой вал соединен непосредпоступательно, а вращался. И если в ственно с золотником 3, одна полость конструкциях с поступательным двисилового цилиндра соединяется с нажением золотников требовалось пососом, а другая - со сливом (бачком). вернуть рулевое колесо на значиЗолотник с помощью штифта 5 тельный угол, чтобы золотник открыл соединен с торсионом 4. Гильза 2 одни каналы и закрыл другие, то вражестко соединена с винтом или, е с ­ щающийся золотник, непосредственли рулевой механизм реечный, н е ­ но связанный с рулевым валом, резко посредственно с приводной шесповысил быстродействие усилителя. терней. В то же время гильза соедиТак, давление жидкости в силовом нена штифтом 8с торсионом, прицилиндре начинало нарастать при почем золотник при упругой деформавороте рулевого колеса всего на ции торсиона имеет возможность 0,025° и достигало максимума при угповорачиваться на небольшой угол ле 2°. В конструкции же с поступаотносительно гильзы. Если сопротительно перемещающимся золотником вление повороту невелико, то углодавление начинало подниматься при вого перемещения золотника отноугле поворота рулевого колеса 2° сительно гильзы не происходит, и (угол больше в 80 раз) и достигало усилитель не вступает в действие. В максимума при повороте на 8°. этом случае, так же как и при отсутСхема гидроусилителя с вращаюствии усилия на рулевом колесе, щимся золотником представлена на золотник находится относительно рис. 2. Рулевой вал непосредственно воздействует на золотник распредеРис. 4. ? фаски Оправка для лителя 7. Рулевой механизм предстазапрессовки вляет собой сочетание двух передач: уплотнения в картер "винт - шариковая гайка" и "зубчатый рулевого сектор с рейкой" Гайка одновременно механизма ZF. служит рейкой и поршнем силового цилиндра. Зазор между зубьями сектора и рейки регулируется автоматически с помощью пружины. Обе полости силового цилиндра поршневые. Масло из верхней полости (рис. 2) ® 2-45° 1-45° е *2фэски смазывает оба механизма рулевого гфа<»иТ Q управления. 1 I j-^J г -т ^ й S Распределитель с вращающимся Г R2 золотником (рис. 3) работает, в обт I5 щем, так же, как и устройство с посту2 |Г 1 10 «5. •МJ пательно перемещающимся золотни100 ком, показанное на рис. 1. При движении по прямой все каналы соединены Рис. 5. Оправка для выпрессовки и золотник 3 находится в среднем по(сторона ь) и запрессовки (сторона А) ложении (рис. 3, а). При повороте, так уплотнения корпуса распределителя ZF.КЗР 2/98161