43
44
СДЕЛАНО В РОССИИЗАЧЕМ ВАТАНАБЕ РУССКИЙ МАГНИИ?Колеса из легкого сплава, которые делают в Соликамске, пришлись по вкусу зарубежным фирмам.Чтобы ответить на этот вопрос - небольшой экскурс в технологию отработки магния. Полученные при изготовлении диска отходы трудно снова превратить в металл, особенно мелкую стружку - она при высоких температурах норовит сгореть. Большинство западных фирм работают с покупным сырьем, то есть занимаются только обработкой металла или заготовок, а отходы либо выкидывают, либо возят за тридевять земель. Отсюда и высокая цена колес. Завод в Соликамске расположен прямо на месторождении магния. С 1936 года его основной род деятельности извлечение металла из породы и изготовление магниевых сплавов. Поэтому отходы от производства дисков тут же снова идут в дело. Кроме того, заготовку колеса не надо куда-то транспортировать для финальной обработки, а значит, и защищать от коррозии, к которой магний так чувствителен. Отлил и тут же изготовил диск - никаких накладных расходов. Как делают колеса в Соликамске? Сначала сплав МЛ5, в который входят магний, алюминий, цинк, марганец и примеси, льют в кокиль (попытки за рубежом делать это под давлением не увенчались успехом). Полученную заготовку охлаждают и удаляют с нее все лишнее - технологические элементы и облои. После этого - дополнительная закалка и обработка на станке с числовым программным управлением (ЧПУ). Все без исключения заготовки тщательно изучают под рентгеном, чтобы обнаружить даже мельчайшие дефекты литья. Только абсолютно годные поступают на чистовую обработку. Потом в диске сверлят отверстия под болты. Следующий этап - антикоррозионное покрытие методом химического оксидирования - колесо полностью погружают в ванну с раствором, где на нем образуется пленка окислов, надежно защищающая магний. Следом в отверстия под болты запрессовывают втулки. Совсем недавно только стальные кадмированные, а сейчас и алюминиевые, которые со временем вытеснят "железо". Окрашивают диски современными эмалями с помощью трибостатической установки (ее сделали в Перми), а полимеризация краски идет в специальной печи. Кстати, совсем не за горами изменения в технологии нанесения антикоррозионного и лакокрасочного покрытий. Нынешний объем выпуска - 10 тыс. дисков в год, ближайшая перспектива - 30 тыс., при этом без существенных инвестиций. В дальнейшем, если потребуется, возможно расширение производства до 100 тыс. колес. Не скажется ли это на качестве? Никоим образом. Помимо уже упомянутой рентгеноскопии, контролируется каждая плавка, систематически магниевый сплав проходит механические испытания (замеряют усилие на разрыв и относительное удлинение). И это еще не все. Геометрические размеры всех дисков проверяют после обработки на станке с ЧПУ, а раз в полгода несколько колес из одной партии проходят сложные испытания по ГОСТ50511. Недавно приобретен стенд контроля осевого и радиального биения. Через него проходит сто процентов выпус-Диски, прошедшие обработку на станке с ЧПУ, на заднем плане - охлажденные заготовки.Для тех, кто производит колеса из легких сплавов, магний - металл столь же благородный, как золото для ювелиров. Диски из этого материала - вершина модельного ряда именитых фирм "О. Зет", "Спидлайн", "Ватанабе", "Ронделл" и др. Во всем мире их считают элитарными, используют только на престижных или гоночных автомобилях. Стоят магниевые колеса не просто дорого, а очень дорого. Но вот о том, что магниевые диски по доступной для большинства автомобилистов цене делают в России на Соликамском магниевом заводе, у нас пока мало кто слышал. Между тем за рубежом об этом осведомлены, и даже неплохо. Знаете ли вы, что удивительно легкие (всего 4,9 кг) 15-дюймовые колеса японской фирмы "Ватанабе" изготовлены в Соликамске? Вряд ли.Еще один любопытный факт. Западные компании отдают предпочтение дорогостоящей ковке магния и стараются не связываться с литьем. При всех его плюсах (относительная дешевизна, широкие возможности для дизайнерских новаций) очень высоки требования к антикоррозионной защите диска и его прочности. Соликамцам же удалось преодолеть эти проблемы, их диски - в числе прошедших испытания и получивших "сертификат соответствия" Госстандарта России. Отвечают они и строгим японским стандартам. Разумеется, Соликамские колеса продают не только за границу. Ихниожно купить иу нас. Скажем, очень симпатичная модель "Инвекс" размерностью 5,5Jx13 и весом всего 3,6 кг стоит в розницу около 400 рублей, а это совсем недорого для магния. Как такое стало возможным?ЗР 2/9843 каемых колес. Без этого, как вы понимаете, невозможно продавать свою продукцию в ту же Японию. Хорошо, что в Соликамске внимательно прислушиваются ик мнению потребителей. Замечания, возникшие в ходе испытаний ряда моделей в журнале "За рулем", были тщательно изучены на заводе и учтены. Это делает честь производителю. Если бы и некоторые другие фирмы вместо того, чтобы защищать "мундир" и обвинять прессу в необъективности, оперативно устраняли просчеты, то в конечном счете от этого выиграл бы и потребитель, и сам производитель. Вернемся к замечаниям. Диски "Снежинка", к которым у нас были претензии по коррозионной стойкости (ЗР, 1997, № 1), сняты с производства. Устаревшие по дизайну диски "Ромашка" (1997, № 7) скоро полностью уступят место новым "Инвекс". Готовится к производству "Универсал" размерностью 5Jx14, на базе "фордовского" разрабатывается диск 5,5Jx14 для переднеприводных моделей ВАЗа, изготовлены опытные образцы для современных гоночных мотоциклов. Ну и, наконец, может быть, самое главное. Чем же магниевые диски лучше алюминиевых? Прежде всего, они обладают высокой теплопроНа фото сверху вниз: 1. Диск "Снежинка" - родоначальник магниевых колес из Соликамска. Размерность - 5Jx13, вес - 4,2 кг. Ныне снят с производства. 2. Товарная модель "Ромашка": 5Jx13;4,2Kr. 3. Экспериментальный сал": 5Jx14; 4,7 кг. "Универ4. Колесо, выпускаемое серийно для японской фирмы "Ватанабе": 7Jx15;4,9Kr. 5. Дизайн "Ауди". Этот диск прошел испытания на полигоне "Дженерал моторе". Размерность - 7Jxl 5. вес 6 кг. 6. Экспериментальный диск, изготовленный по заказу "Форда": 5,5Jx14; 4 кг. 7. Серийный диск "Инвекс" нового поколения: 5,5Jx13; 3,6 кг.водностью, а значит, снижают температуру тормозных механизмов и ступиц. Демпфирующая способность магниевого сплава почти в сто раз превосходит алюминиевый. Это позволяет гасить вибрации и удары колеса о препятствия, тем самым уменьшая нагрузки на детали подвески и улучшая комфорт. Ну и самое главное преимущество - малый вес магниевых дисков, причем с увеличением их диаметра оно проявляется заметнее. В среднем можно сэкономить около 2,5 кг на колесо. Много это или мало? Для автомобиля в целом - сущая ерунда, для снижения неподрессоренных масс - огромный выигрыш. Если не забираться в теоретические дебри, то закономерность, в общем, такова: чем меньше неподрессоренные массы, тем выше плавность хода. Легкое колесо проще раскрутить и остановить, амортизаторы быстрее успокоят его после прыжков на неровностях. И как следствие - улучшение разгонной и тормозной динамики, снижение нагрузки на двигатель и трансмиссию, долгая жизнь подвески, экономия топлива. Без точных приборов не все это можно заметить. Но не зря же, не зря магниевые колеса устанавливают на шасси самолетов, гоночные автомобили и мотоциклы, на такие "суперкары", как "Порше", "Ламборгини", "Феррари".Диски "Ромашка" проходили испытания на редакционном ВАЗ-2110.Теперь диски Соликамского завода стали доступны и владельцам "жигулей". Что же должны знать те, кто решил их приобрести? Любой легкосплавный диск повредить труднее, чем стальной, но уж если умудрились согнуть обод - не щ восстановите. Прокатывать или бить по нему кувалдой бессмысленно. О коррозионной активности магния уже говорили, поэтому изготовленный из него диск следует балансировать самоклеящимися грузиками (сегодня их можно найти в большинстве шиномонтажных мастерских), чтобы не повредить защитное покрытие. И последнее: сколы от ударов камней, царапины при небрежном шиномонтаже необходимо подкрашивать любой эпоксидной эмалью или лаком.Японец Ватанабе, в недалеком прошлом автогонщик, а ныне - владелец одноименной фирмы по производству и продаже дисков, считает, что будущее за магниевыми деталями и колесами из магниевого сплава. Пожалуй, ему можно верить - во-первых, японцы разборчивы в выборе партнеров, а вовторых, очень дальновидны в * вопросах автомобилестроения.•