180
181
и ж*Испытания различных амортизаторов (ЗР, 1997, № 10; 1998, № 1) показали, что оценки экспертов (равно как и автолюбителей) порой весьма и весьма несхожи. И невольно возникает вопрос: а как же все-таки правильно выбрать амортизатор? Свою точку зрения высказывает известный уже читателям ЗР специалист Станислав ПОДИН С'НПЦ-Лада", г. Энгельс). РАЗРЕШИМО ЛИ НЕРАЗРЕШИМОЕ? Вы когда-нибудь задумывались, почему в мире производится и продается так много различных марок и моделей автомобилей? Ответ лежит на поверхности. Запросы, потребности, да и возможности у людей разные. Мужчины и женщины. Новички и опытные. Молодые и не очень. Темпераментные и спокойные. Наконец, имеющие совершенно разные суммы денег на приобретение машины. Но даже купив автомобиль, многие из нас так и не могут избавиться от желания что-то в нем усовершенствовать, настроить "под себя" Одни делают это своими силами, другие обращаются в специальные мастерские, предприятия, занимающиеся автомобильным тюнингом (английское слово tuning как раз и означает "настройка"). Случается, водители бывают недовольны работой подвески даже на новой, абсолютно исправной машине. Это вовсе не значит, что, скажем, штатные амортизаторы здесь плохие. Просто они не соответствуют запросам данного конкретного человека. Подбор характеристик амортизаторов при проектировании и доводке нового автомобиля - задача отнюдь не простая (это может служить темой отдельного разговора). Главная проблема - разрешить известное противоречие. Если мы хотим, чтобы подвеска в максимальной степени предохраняла кузов от воздействия неровностей дороги, обеспечивая таким образом наилучшую плавность хода, нужен "комфортабельный" амортизатор. Если же делаем акцент на безо180 ЗР 2/98 пасность движения, на то, чтобы автомобиль хорошо "держал дорогу" ровную и не очень, прямую ис поворотами, да еще на большой скорости и т. д., то требуется совсем другой амортизатор - "спортивный" Он отличается от "комфортабельного" главным образом более высоким усилием ный" амортизатор, наоборот, обеспечивает наилучшие (из возможных) показатели по плавности хода (если вообще уместно говорить о ней при такой езде) и способствует сохранности кузова и узлов подвески. Появившиеся в последнее время конструкции "думающей" подвески (с электронным управлением) позволяют в значительной степени разрешить это противоречие. Но такая подвеска, естественно, значительно дороже, сложнее и менее надежна, чем обычная, так что пока автомобилестроители в большинстве своем придерживаются традиционных ее конструкций. Нельзя не отметить, конечно, тенденцию к переходу от двухтрубных гидравлических амортизаторов к однотрубным (их еще называют "газовыми"), но последние ничуть не "умнее" обычных, их преимущество более стабильная работа в тяжелых условиях.Рис. 1. Траектории движения оси колеса при переезде через яму. Красная линия соответствует амортизатору со сниженными усилиями отбоя (изношенному), зеленая с более высокими (соответствующими стандартным).отбоя, благодаря чему автомобиль быстрее возвращается в исходное положение после переезда препятствия (см. рис. 1). Недостаток же его в том, что страдает плавность хода в определенных режимах движения например, при довольно распространенной неторопливой езде по дороге с умеренными неровностями. В более жестких условиях, когда дорога очень плоха, а скорость высока, "спортив-НАСТРОИКА НА"СПОРТИВНОСТЬ" Штатные амортизаторы автомобилей ВАЗ (производства СААЗ Скопинского автоагрегатного завода) близки по своим характеристикам к "комфортабельному" варианту (рис. 2). Значит, возможности по улучшению плавности хода посредством их тюнинга весьма ограниченны. Понят- ся по утрам холодной водой. Тонус его нервной системы задан природой или приобретен тренировками и вряд ли быстро изменится. Или другой вариант: меланхоличный художник, склонный к созерцанию. Ему не доставляют удовольствия занятия спортом, езда с высокой скоростью. Поэтому в основе оценки человеком комфортабельности автомобиля может лежать его склонность к покою, расслабленности или, наоборот, к активности, подвижности. Вероятно, автомобилисты, любящие неторопливые прогулки и спокойное движение, сочтут более комфортным (и "ПОМЯГЧЕ" ИЛИ единственно приемлемым) плав"ПОЖЕСТЧЕ" ность машины на ходу, а любители Специалисты, занимающиеся наактивной деятельности сочтут для стройкой характеристик амортизатосебя приемлемыми (а иногда даже ров, знают, что некоторую (пусть неприятными) всяческие сотрясения и большую) часть клиентов не устраитолчки, подчеркивающие скорость. вают результаты тюнинга. Поездив на Кроме того, у некоторых людей машине недели две после ремонта, (их можно назвать кинестетиками) они возвращаются и просят (естествосприятие окружающей действивенно, по гарантии) переделать амортельности в большой степени зависит тизаторы. Причем одни хотят "помягот осязательных ощущений и ощущече" другие, наоборот, - "пожестче" ний движения своего тела. Такие люПоначалу эти претензии специалисты ди обладают повышенной чувствиотносили к качеству своей работы, но тельностью к колебаниям тела и сопотом поняли, что у клиентов разные вершенно не приемлют грубой тряски. представления о жесткости и мягко"Спортивные" амортизаторы радости сти. Психолог подтвердил, что каждый им не доставят. человек хочет чего-то своего, что соВыявив психологические осоответствует его характеру, природбенности автовладельца, можно свеГрамотное изменение характериным данным. Но это еще полбеды. сти к минимуму (не к нулю, конечно) стик амортизатора заключается в соГлавное же в том, что большинство случаи "непопадания" и сделать так, ответствующей настройке его гидрапочти никогда не знает заранее, чего чтобы каждый клиент получил то, что влических клапанов. Амортизаторы хочет. Только поездив на "тюнинго- ему нужно. производства СААЗ идеально подховых" амортизаторах и сравнив их с Изменением характеристик дят для тюнинга: замена отдельных прежними, клиент определяет свое амортизаторов, похоже, занимаются отношение к изменивтолько у нас в стране. Американские шимся свойствам подпрофессионалы автосервиса (их мневески. о: нием по этому поводу мы специально 11«ШМ . / * г Ф Теперь к повторинтересовались) считают, что амор£150 ной переделке амортизаторы ремонтировать незачем, тизаторов мастера проще заменить новыми. А тюнинг, в 1 относятся как кче ­ крайнем случае, может сводиться к му-то неизбежному, установке комплекта регулируемых но, прежде чем приамортизаторов (отдельный вопрос ступить к делу, стакто и как сможет их грамотно отрегураются как можно лировать) или подчеркнуто "спортивбольше узнать о маных" от известных фирм. Но, учитывая нере езды клиента и их цену в России, а еще и то, что наусловиях эксплуаташи автомобили, наши дороги, а самое главное, наши люди заметно отличации машины. Чем же сами воются от западных, можно утверждать, -100 -0.3 -0,2 0 0,1 0,2 0,3 0,1 дители отличаются что нам все-таки нужны наши, но Скорость перемещения поршня V.M/C друг от друга? Предразные амортизаторы. Хорошо бы, ставьте себе энергичпрямо от завода-изготовителя Рис. 2. Скоростные характеристики амортизаторов: ного человека, спортСААЗа и других. Многие бы автомо1 - штатного ('комфортабельного"); 2 - тюнингового Сспортивного ) . смена, обливающегобилисты сказали им спасибо. но, что большинство владельцев они устраивают, но кого-то все-таки нет. Что делать тому, кто желает иметь более "спортивные" амортизаторы? Можно разориться на комплект от известной зарубежной фирмы. Но, вопервых, дороговато, а во-вторых, и это главное, нет гарантии, что будешь доволен результатом. Ни один продавец в магазине не представит скоростные характеристики амортизаторов, лежащих на прилавке. Другой вариант - обратиться к профессионалам, не просто ремонтирующим амортизаторы, а умеющим закладывать в них те или иные качества. Правда, немало мастерских, где идут по легчайшему пути - весь ремонт и тюнинг сводят к замене амортизаторной жидкости более густой и, конечно, после этого скоростные характеристики не контролируют. Самый большой недостаток такого ремонта - возросшие усилия сжатия, не приносящие пользы ни самому кузову, ни тем, кто находится в нем. Кроме того, вязкость жидкости не тот параметр, которым можно свободно варьировать. При морозе автомобиль с "задубевшими" амортизаторами ведет себя как телега, и тогда говорить о таких тонких материях, как потеря устойчивости и управляемости в критических режимах работы, просто не приходится. деталей "начинки" позволяет "играть" его скоростной характеристикой в очень широких пределах. Но, по-хорошему, на специальных стендах должны контролироваться скоростные характеристики и вновь собранных амортизаторов. Дело в том, что малейшие различия размеров (даже в пределах производственных допусков) деталей, составляющих "начинку" амортизатора, приводят к заметным изменениям скоростной характеристики, а стало быть, поведения автомобиля.ЗР 2/98181