186
ИСТОРИЧЕСКАЯ СТРАНИЧКАAfPAAbbbl шьютПрибор (такие называли капельниками или просто дюбрюлями) представлял собой алюминиевый прямоугольный ящик, в верхней части которого располагались четыре трубки (или, как их тогда называли, колонки). Две средние трубки были стеклянными, а те, что по бокам - непрозрачными. Еще одна, стеклянная, показывающая уровень масла в приборе, была вмонтирована в его корпус. В рабочем состоянии весь ящик, е м ­ костью около двух литров, был заполнен маслом. Его крепили на "торпедо" кузова, недалеко от водителя так, чтобы он хорошо ви ­ дел указательные стекла. Устройство приводилось в действие ремнем от коленчатого вала. Впрочем, встречалось и иное решение - непосредственное соединение с фланцем -j вала, как, например, у "Рено" в начале века. Как же работала эта замысловатая конструкция? Вал устройства вращал шестерню. Непосредственно над ней располагался поршень, который входил в цилиндр, куда подавалось масло. Современный инженер скорее всего ожидал бы увидеть между шестерней и поршнем кривошип или чтото в этом роде. Нет! Поршень приводила в действие пружина, которая "заводилась" хитрым механизмом, установленным на шестерне. На ней был укреплен специальный шпенек, который смещал эксцентрик. Последний действовал на цапфу, а та, в свою очередь, взводила пружину. Поскольку шестерня продолжала вращаться, в определенный момент пружина освобождалась, давила на поршень и из цилиндра в магистраль "выстреливалась" очередная порция масла. Для подпитки прибора Дюбрюля служил второй вспомогательный насос, приводимый в действие кулачдачи масла самотеком к какому-нибудь ответственному узлу, например к коробке передач. Сквозь капельники, к о ­ торые заменяли водителю современный манометр, можно было наблюдать за циркуляцией масла. Полностью положиться на всю эту "автоматику" инженеры все же не могли. А потому прибор имел еще и ручной насос. При поломке основного или в особо тяжелых условиях (в том числе и на ходу) водитель мог с его помощью дополнительно подкачать масло в магистраль. Некоторые вариСхема прибора Дюбрюля: 1 - пружина; анты прибора имели еще одну допол2 - приводной вал; 3 - "проверочные капельникиГ; 4 - ручной насос; 5 - клапаннительную функцию - очистку цилиндров ("отклеивание поршней") керомасляного насоса; б - фильтр; 7 - поршень. сином. Для этого в корпус ящика симметрично ручному масляному насосу ком на приводном валу. Этот насос монтировался его аналог для керосивсасывал масло через сетчатый на и второе указательное стекло. Нефильтр и поднимал его по трубке к большой резервуар располагался верхней части прибора. Масло по внутри ящика, а внизу, на выходе из правой непрозрачной колонке поднинего, стоял запорный кран. малось в магистраль - маслослив и Приборы Дюбрюля применялись поступало в прозрачные трубки - на автомобилях "Панар-Левассор" и "проверочные капельники" на входе в некоторых других. которые стояли конические краны Хитроумное устройство казалось они позволяли регулировать количев начале века вполне совершенным. ство поступающего масла. Если кран Однако вскоре появились менее первой прозрачной колонки был полсложные, но более эффективные си ­ ностью открыт, то практически все стемы смазки двигателя. масло попадало в тот самый насос, где работал подпружиненный поршень. Второй контур служил для по-Детали и узлы автомобиля, особенно двигатель, требуют смазки - это понятно каждому. Автомобиль с момента своего появления предъявлял к тем, кто его создал, ряд жестких требований, в числе которых - необходимость подачи масла под давлением и постоянный контроль за этим процессом. Одно из первых смазочных устройств, так называемый прибор Дюбрюля, представляет Сергей КАНУННИКОВ.186ЗР 2/98