46
47
§L\-\\mm-СЕМЬДЕСЯТ ЛЕТ ИЗ ЖИЗНИ "ВАНКЕЛЯ"В этом году исполняется семьдесят лет патенту на роторно-поршневой двигатель.Роберт Ванкель и его двигатель.развитие технологии позволило делать поверхности столь сложной формы. К слову, в те же годы появились и шарниры равных угловых скоростей, тоже с деталями высокой точности и сложной конфигурации. Но после постройки опытных экземпляров возникла еще одна сложность: ка- щ. ковы должны быть уплотнения ротора и как их изготовить? И хотя техника тогоАркадий АЛЕКСЕЕВ На протяжении всей истории автомобиля не прекращались попытки заменить привычный нам теперь поршневой двигатель каким-либо другим. Когда-то конкуренцию ему пыталась составить паровая машина, время от времени вспыхивало увлечение электромобилями, в конце 60-х некоторые фирмы всерьез обратились к газовой турбине. В ряду этих именитых соперников, впрочем, так и не одолевших пока детище Майбаха, Даймлера и Бенца, есть и такой, который все же пробился на автомобильный конвейер. Но тоже не победил. Речь идет о роторно-поршневом двигателе. Идея подобного мотора появилась у изобретателя Роберта Ванкеля еще в 20-х годах, когда конструкция автомобиля до конца не устоялась и предлагались самые разнообразные, порой диковинные по современным понятиям решения. В то же время идея выглядела вполне своевременной. Вроде бы, сама суть ее понятна - некое тело сложной формы вращается (точнее, выполняет сложное вращательно-колебательное движение) внутри цилиндра, тоже не обычного. Цилиндр при этом оказывается разгорожен на несколько камер, в которых, собственно, и организуется рабочий процесс. Однако главную трудность представляет изготовление такого цилиндра: его основанием служит эпитрохоида - сложная геометрическая кривая. Понятно, реализовать это смогли лишь через несколько лет, когда"Ванкель" из Тольятти.времени уже располагала разнообразными способами герметизации подвижных л сопряжений, решить эту проблему тогда не удалось. «•оран Вновь о роторно-поршне.tititttiyвом двигателе заговорили в конВЙЧШЙ2Н2212Ж. це 60-х. На Франкфуртском автосалоне 1967 года появился автомобиль НСУ Ro80 - машина с интересным дизайном и с... двигателем Ванкеля. Первоначально создатели хотели назвать ее "Ротари", однако известный международный "Ротари-клуб", объединяющий влиятельных бизнесменов, был кате- * горически против. Зримое воплощение давней идеи, казавшейся когда-то техническим курьезом, не могло не46ЗР 2/98 МИГАЛКАнем меньше движущихся деталей, отсутствуют клапаны и вообще система газораспределения, он обладает необычайно высокой литровой мощностью. Объединяя несколько, как их называют, односекционных двигателей Ванкеля, конструкторы имеют возможность предложить агрегат большей мощности, при этом ненамного увеличивая габариты мотора. Наибольшее распространение получили двухсекционные двигатели, но встречались и трехсекционные.Одна секция двигателя Ванкеля. Эксцентриковый вал.67 МЛН. КАНИСТР ЕЖЕДНЕВНОАвтомобили в США сжигают все больше топлива. Летом 1997 года они ежедневно расходовали около 1 млрд. 350 млн. литров, или содержимое 67,5 млн. 20-литровых канистр.ВОРЫ В США ПРЕДПОЧИТАЮТ ИМПОРТВ Калифорнии, согласно официальной статистике, воры чаще всего угоняют "Тойоту-Камри". Второе и третье места держат "Тойота-Королла" и "Хонда-Аккорд".Всплеск интереса продержался, однако, недолго. Вскоре сошла со сцены фирма НСУ, и лишь "Мазда" сохраняла в своей программе машины с таким двигателем; наиболее известна из них модель RX-7, спортивный суперавтомобиль. Как об этом не раз уже писал "За рулем", выпускает такие моторы и ВАЗ. Первоначально их, конечно же, использовали на всяческих "догонялках" спецслужб, сейчас предлагают всем желающим, располагающим соответствующими суммами. Недавно пришло сообщение, что ВАЗ остается единственным производителем "ванкелей" - "Мазда" прекращает выпуск RX-7. Теперь, как вы понимаете, настало время сказать ио недостатках роторнопоршневого двигателя. Один из них, наверное, самый принципиальный, заключается в том, что форма полостей далеко не оптимальна для рабочего процесса двигателя внутреннего сгорания. Взгляните на схему: камера сгорания представляет собой этакий вытянутый полумесяц. У такой конфигурации два слабых места: во-первых, велики потери тепла в стенки камеры сгорания (поскольку их поверхность велика) и это, понятное дело, снижает термический КПД мотора и, естественно, его экономичность. А во-вторых, по той же причине, выше токсичность отработавших газов. Конечно, с последним конструкторы еще могут бороться: в камере сгорания была установлена дополнительная свеча, а в выпускном тракте - каталитический нейтрализатор. Правда, нет худа без добра - хотя форма камеры сгорания и предрасполагает к детонации, из-за интенсивного охлаждения и перемешивания несгоревшей смеси склонность к ней у этого двигателя невелика. Как бы то ни было, недостатки перевесили чашу весов - и моторы Ванкеля не прижились. И нынешнее положение вещей вряд ли обещает им радужные перспективы. Впрочем, в истории техники не раз бывало: много лет спустя инженеры возвращались к уже, казалось бы, безнадежно забытым конструкциям. Кстати, об этом свидетельствует и 70летняя история "ванкеля".ДЕТЕЙ ПЕРЕСАДЯТ НАЗАДВ Соединенных Штатах каждый год гибнут в автомобильных авариях около 1400 детей и получают травмы примерно 270 тысяч. В связи с этим подготовлен закон, запрещающий перевозить на передних сиденьях детей младше 12 лет. Опрос общественного мнения показал, что 22% американцев считают этот законопроект посягательством на свои права, но 76% его поддерживают.оказать влияния на другие автомобильные фирмы. "Мазда", что называется, с ходу купила лицензию на этот мотор и выпустила модель "Мазда-Космо Спорт 1100", а "Роллс-Ройс" и "Даймлер-Бенц" начали исследования в этом направлении. Всеобщий интерес, казалось бы, гарантировал мотору быстрое внедрение на многих марках автомобилей. И здесь впору напомнить о сильных сторонах роторнопоршневого двигателя. Во-первых, он заметно (на 10-15%) меньше своего "классического" собрата и, как следствие, легче. ВСхема работы роторно-поршневого двигателя: А - в этом секторе происходит всасывание; В сгорание; С - выпуск."ФОЛЬКСВАГЕН" В СОМБРЕРОБразильское отделение "Фольксвагена" контролирует треть автомобильного рынка этой страны и стремится развить успех. Оно планирует увеличить в 1998 году объем продаж своих автомобилей на 10%, а их экспорт в другие страны Латинской Америки - от Аргентины до Мексики - на 30%. Главным конкурентом "Фольксвагена" в этом регионе является ФИАТ.ТУРЕЦКАЯ ЗВЕЗДА "МЕРСЕДЕСОВ"Даже в "мерседесах" S-класса есть, по крайней мере, одна деталь турецкого происхождения - трехлучевая звезда на облицовке радиатора. Ее уже четвертый год изготовляет стамбульская фирма "Сефакой" (Sefakoy).ВЕЛОСИПЕД ПО ЦЕНЕ АВТОМОБИЛЯЦентральным экспонатом лондонской выставки "Баик-1997' стал чудо-велосипед ценой 12 тысяч долларов. Он сделан из титана, весит всего 11 кг, имеет миниатюрный компьютер, указывающий "наезднику" маршрут следования, и приборчик для автоматического измерения артериального давления. Шины изготовлены из шкуры кенгуру, что обеспечивает не только их долговечность, но и плавность хода. В создании супервелосипеда участвовали 10 компаний из США, Великобритании, Франции, Италии и Японии. Окончательную сборку выполнила в английском городе Лидс фирма "Стиф".ЗР 2/9847