90
91
«СВОБОДНЫЕ РУКИ"Именно так переводится с английского "Hands free". И появилось это понятие относительно недавно, когда стало очевидно, что разговор водителя по телефону во время движения значительно увеличивает вероятность аварии.полоску". Для того, чтобы проверить это, мы решили пойти на эксперимент и обратились за помощью в техцентр офиса Би Лайн "Сокольники". В наше распоряжение был предоставлен "Мицубиси-Паджеро", оборудованный сразу двумя системами Hands free, с двумя телефонами - "Моторола" и "Нокия", двумя антеннами - магнитной и клеящейся на стекло. Цель эксперимента - проверить, насколько изменится качество связи и зона охвата при использовании Hands free, а заодно оценить точность "билайновской" карты связи. Дело за малым - выбрать маршрут. Остановились на двух направлениях - волоколамском и минском. Почему, скажем, не ленинградском? Да потому, что по выбранным нами направлениям граница зоны приема, судя по карте, относительно близка к Москве: около 55 км по Волоколамскому и около 85 по Минскому шоссе. Маршрут Москва - Истра - Волоколамск - Шаховская - Уваровка - Можайск - Москва можно покрыть за пять-семь часов. Границу зоны связи при этом нам придется пересекать дважды. Сказано - сделано. Садимся в машину и едем. Позади Истра. Пересекаем границу, обозначенную на карте, как "зона возможной связи" (54-й километр). На наше удивление, связь остается относительно неплохой: две "полоски" с "обычным" телефоном, три "полоски" с Hands free. Дальше хуже. На 69-м километре надежда на возможность разговора "на ходу" окончательно развеялась и для проверки связи теперь приходится останавливаться на каждом возвышении дороги. Зона связи на карте превратилась в отдельные "пятна", расположенные в основном на возвышенностях. Чем дальше от Москвы, тем эти "пятна" становятся меньше и встречаются реже. 75-й километр. На очередном подъеме нам еще удалось с третьего раза дозвониться с "обычного" телефона. Дальше работал только Hands free. Без него граница нашего "дозвона" оказалась на 20 км дальше, чем обозначенная на карте "зона возможной связи". Теперь мы можем сказать, что обозначенная зона - это граница, до которой качество связи в большей степени зависит от расстояния до станции ретрансляции ив меньшей от рельефа местности. В пределах зоны происходит монотонное ухудшение качества связи по фЭто подтверждает статистика ДТП, и потому во многих развитых странах водителям запрещено разговаривать по телефону на ходу. Не исключено, что ив России со временем будет принят такой закон. На первый взгляд, это может показаться перестраховкой. Каждый владелец мобильного телефона, наверное, готов хоть сегодня сдать экзамен по вождению автомобиля одной рукой. Увы, не так все просто. Попробуйте на минуту представить себе, что мобильный телефон есть у каждого, и, пользуясь им, водители распределяют свое внимание между дорогой и собеседником, при этом около 60% из них перестают смотреть в зеркала заднего вида, а около 30% "пропускают" дорожные знаки. Система Hands free - призвана в этих ситуациях повысить безопасность при пользовании телефоном и улучшить качество связи. В нее входят небольшой микрофон, громкоговоритель, который чаще всего устанавливают под одним из передних кресел, держатель для телефона, внешняя антенна и специальный блок. Один из важнейших элементов этой цепи - антенна. От ее установки во многом зависит, насколько улучшится качество связи при использовании Hands free. Как ни странно, правильной установке антенны чаще всего мешает сам клиент. Лучший результат, когда она врезана в крышу, но многие отказываются от этого -Мобильный телефон под рукой у водителя "Волги". Маленький микрофон над рулевой колонкой заметишь не сразу.«машину жалко, и... заметно теряют в качестве связи. Последнее в значительной мере зависит еще и от того, как проложен высокочастотный кабель. Когда вся система "собрана" и установлена, специалисты с помощью прибора, именуемого ц-Cell, определяют так называемый КСВ (коэффицент стоячей волны), который служит показателем качества всей системы в целом. Только после этого можно говорить, что Hands free смонтирована. Еще раз назовем два главных преимущества системы - возможность разговаривать со свободными руками и улучшение качества связи по сравнению с обычным мобильным телефоном. Если первое очевидно, то второе требует пояснений: насколько улучшится связь и за счет чего? Владельцы "мобильных" знают, что уровень сигнала в каждый момент времени условно отражается на индикаторе цепочкой "полосок", как правило, от одной до шести. Чем их больше, тем лучше связь. Одна "полоска" - связь возможна, но скорее теоретически, чем практически, две связь есть, но довольно плохая, три и более - норма. Применение Hands free с выносной антенной улучшает связь "на одну*90ЗР 2/98 мере удаления от ближайшего приемникапередатчика, но она все же будет постоянной. 87-й километр. Все телефоны "потухли" и показывают "No service" (нет сервиса). Продолжаем движение в заданном направлении. Иллюзии о возможном возобновлении связи угасают с каждым километром. Но вот 98-й километр, и на одном из затяжных подъемов оба Hands free подали кратковременные признаки жизни, а потом снова "умерли". Останавливаемся и сдаем задним ходом вдоль обочины, пытаясь нащупать желанную точку связи (чего не сделаешь ради чистоты эксперимента!). И вот она, эта точка. Участок "дозвона" оказался небольшим - 30-40 м, но все же он есть. Пусть не сразу, но все же удалось дозвониться до Москвы. Таким образом, различие в дальности связи при использовании Hands free и без него оказалось равным 23 километрам. Теперь сделаем небольшой крюк с выходом на Можайск и продолжим эксперименты на Минском шоссе. Связь появилась неожиданно, при въезде в Можайск, на одной из возвышенностей. И хотя назвать это связью можно лишь с определенной натяжкой, нам все же удалось дозвониться как до Москвы, так и друг до друга (с одного Hands free на другой). Связь с "обычного" телефона, конечно же, не пошла. Но как бы там ни было, заносим в наш протокол: "112 км". Конечно, мы не ожидали обнаружить связь в Можайске, но коль она здесь есть, то для чистоты эксперимента пришлось взять курс "от Москвы". Долго ехать не понадобилось. Последняя возможность связаться со столицей представилась на затяжном подъеме перед отметкой 114-й км по Минскому шоссе. Именно эту точку можно теперь счиДля наилучшего качества связи антенну следует врезать в центр крыши.5 <О.сО3IfОмнIII Iсеi IIIUо В9КШи < Отать зоной теоретически возможного приема при использовании Hands free. Пришел черед возвращаться домой. На 109-м километре, на очередном возвышении дороги вновь обнаружен "сигнал". Отсюда нам уже удалось дозвониться с обычного телефона-трубки без выносной антенны, хотя и не сразу. Использование Hands free позволяет сделать это с первого раза. Различие в "дальнобойности" оказалось равным 5 километрам, разница в качестве связи - "на одну полоску". Всего через несколько минут (102-й км) мы с водителем удивленно переглянулись: связь оказалась столь устойчивой, что стало возможным разговаривать по телефону "на ходу", независимо от рельефа местности, а ведь до точки, обозначенной на карте как граница зоны вероятной связи, еще почти 20 км. Наиболее подходящее, на наш взгляд, объяснение этому постоянное увеличение зоны охвата. Скорее всего, где-то неподалеку поставленаДве квадратные накладки антенны, клеящейся на стекло, несколько ухудшают связь.Магнитная антенна. Качество не хуже, но провода будут на виду.еще одна станция ретрансляции, а изменения на карту нанести еще не успели. Не исключено, что к моменту выхода журнала и наши данные устареют. Пора подводить итоги. Можем смело утверждать, что использование Hands free не только дает необходимую свободу рук при вождении машины, но и отодвигает границу вероятного приема на 10-20 км, прежде всего за счет использования выносной антенны. При этом в пределах зоны связи качество приема улучшается "на одну полоску". Помимо зон гарантированного и вероятного приемов, нанесенных на карту, можно выделить зону "точечной" связи, где она возможна лишь на некоторых возвышенностях. Границы этой "точечной" зоны отодвинуты еще на 20-30 километров. Так что, установив систему Hands free, вы потратитесь не только на то, чтобы уменьшить риск аварии, на дополнительные удобства, но и несколько увеличите дальность действия любимого средства коммуникации. Благодарим техцентр офиса Би Лайн "Сокольники" за помощь в подготовке материала.От редакции. Признавая неоспоримые преимущества системы "Свободные руки" при использовании мобильного телефона, считаем необходимым отметить сле дующее. Исследования и наблюдения, проведенные специалистами на Западе, однозначно свидетельствуют: телефонные разговоры во время движения даже при наличии Hands free отвлекают внимание водителя, не позволяют ему полностью сконцентрироваться на дороге, а потому влекут за собой ошибки в управлении машиной, порой чреватые аварией. Так что телефон - хорошо, а без него - лучше.ЗР 2/9891