20
21
22
23
АБС - ЛЕКАРСТВО,Автомобили в последние годы все больше "обрастают" различными устройствами, призванными облегчить жизнь водителю. Одно из них - антиблокировочная система тормозов.бой скорости и при любом состоянии дорожного покрытия не допускать блокировки колес. Такие устройства получили название антиблокировочных систем (АБС) и сегодня входят в стандартное оборудование очень многих моделей. Попробуем на самом примитивном уровне представить принцип действия антиблокировочной системы. Если в процессе торможения какое-либо из колес начнет блокироваться, датчик тут же отметит снижение его угловой скорости. Получив такую информацию, электронные "мозги" АБС немедленно выдадут команду исполнительным устройствам на мгновение растормозить колесо, чтобы"не допустить его 'блокировки. В современных системах про-С#Я>&.Вначале о том. что общеизвестно. Ездить быстро и безопасно можно только при надежных и эффективных тормозах, способных максимально быстро остано- • вить движущийся автомобиль. Однако сделать это удается далеко не всегда. Если коэффициент сцепления шины с дорожным покрытием недостаточен, колесо начнет проскальзывать или вовсе заблокируется и тормозной путь при этом увеличится. Поэтому на скользкой дороге прихоможно - он "понесет" вас по непредсказудится очень точно дозировать усилие на емой траектории. Это испытали многие. педали, не допуская блокировки колес Учитывая, что за рулем водители саЭто по силам только очень опытным водимой разной квалификации, на автомобителям, которых, к сожалению, не так уж лях стали устанавливать автоматические много. Управлять скользящим автомобиустройства, которые позволяют при люлем с заблокированными колесами невозбых усилиях на педали тормоза, при лю-Результаты контрольных замеров на стенде Параметр Передние колеса Трение качения Н Максимальная сила торможения на колесе Н Максимальная сила нажатия на педаль, H 173,5 395,0 256825 1663.5 149.75 Задние колеса 92,0 НО НЕ ПАНАЦЕЯцесс этот происходит с частотой 10-15 раз в секунду, что влечет за собой эффект "дрожи" педали тормоза под ногой водителя. В итоге АБС должна позволить водителю сохранить контроль над автомобилем даже на скользкой дороге. Получается, что, если на автомобиле установлена антиблокировочная система тормозов, о коварстве скользкой дороги можно забыть? Тормози как хочешь - машина все равно встанет как вкопанная? Опасное и, к сожалению, довольно распространенное заблуждение. Для того, чтобы выяснить, насколько эффективна АБС, мы решили провести тест-эксперимент. Чтобы обеспечить его чистоту (одинаковые характеристики шин, состояние подвески, углы установки управляемых колес и т. д.), испытания проводили на одном автомобиле. В качестве подопытного был выбран "Форд-Мондео", где достаточно просто отключить АБС. Эта модель заинтересовала нас еще и потому, что на ней применены дисковые тормозные механизмы на передней оси и барабанные - на задней. Эта схема типична для отечественных легковых автомобилей. И вообще, "Мондео" - автомобиль достаточно массовый (не у нас, конечно). Несмотря на то, что экземпляр, предоставленный для теста представительством "Форда", был практически новым (1997 года выпуска, пробег 3000 км), перед дорожными испытаниями мы проверили техническое состояние подвески, а главное, тормозной системы на диагностическом тормозном стенде с беговыми барабанами фирмы "Бош" модели SDL300. Результаты контрольных замеров приведены в таблице. Любопытно, что в процессе диагностики АБС автомобиля не срабатывала. Объясняется все просто: стенд позволяет обследовать одновременно только колеса одной из осей автомобиля (передней или задней), а одним из условий работы АБС является поступление сигналов*4ЬЛ_. от всех колес. Срыв в занос Убедившись в исправности 11 подвески и тормозной системы, переходим к дорожным испытаниям. Варианты покрытия выбрали типич1 ные, на наш взгляд, для зимних усм 10 20 30 40 50 ВО ловий и, что важно, очень показаУсилие на педали, кгс тельные с точки зрения работы о4 АБС. Плотно укатанный снег на 1 прямом участке трассы, сухой асс фальтобетон под колесами одной \з.5 стороны автомобиля и лед под ко» (0 лесами - другой (так называемый ф13 "микст"), тоже на "прямике" и укаф ск танный снег в повороте. 1 шп 2,5 На каждом из покрытий торможение выполнялось по такой схеме: при включенной АБС с постоянным 2 усилием на педали тормоза, которое 10 30 20 40 50 60 Усилие на педали, кгс увеличивали в каждом следующем заезде на 5-6 кгс - от минимально 1. На покрытии с равномерно низким коэффициентом сцепления (укатанный снег) эффективвозможного (5-6 кгс) до близкого к ность торможения с АБС практически не завипредельно допустимым - 40-50 кгс. С высит от усилия на педали. Без системы можно доключенной АБС по такой же схеме. А забиться лучшего замедления, но в довольно узком диапазоне усилий от 6 до 25 кгс (см. графитем еще с выключенной АБС и прерывики). Причем после 15 кгс, где кривая тормозного стым нажатием на педаль тормоза ("руспути начинает ползти вверх, автомобиль уже заметно рыскает. При усилии на педали более 35 ская АБС"). кгс машину невозможно удержать на полосеТакие варианты были выбраны не случайно. Первый и второй позволяют оценить поведение автомобиля, которым управляет обычный водитель средней, а возможно, даже и низкой квалификации. Причем режим торможения с усилиями на педали, близкими к предельно допустимым, может возникнуть иу водителя достаточно опытного в критической ситуации. Знаете, как это бывает: увидел неожиданное препятствие и сразу - хлоп по тормозам, совсем позабыв, что в данномдвижения - ее разворачивает. Так что, если придется тормозить резко, основная надежда на АБС. Признаемся, что обмануть систему прерывистым торможением не удалось. Видимо, из-за того, что на равномерном покрытии сложно почувствовать момент начала скольжения колес. ^ ^ ™ торможение с АБС ^ ™ и торможение без АБС • • ш прерывистое торможение без АБСс 'X i 40 Г) ослучае это далеко не лучший выход. Ведь стопроцентное хладнокровие и мгновенный анализ обстановки в самых сложных ' O ^ ' - t S «•=""/£/т.<ле*ъ tfc/s-bi/ ?тчi^C *** ^ I vsc^l.(.'dexg>^/je*6r Jf<- тяг** ? TZeq-v H^/^ij-.f^^^70JLifrvQ. A—£ ?При торможении на "миксте" автомобиль с включенной АБС уверенно держал курс и требовал минимальных манипуляций рулем независимо от интенсивности торможения. Без АБС торможение примечательно значительными отклонениями автомобиля от курса даже при малых усилиях (5-7 кгс) на педали тормоза, а 10-12 кгс это уже рубеж потери устойчивости со всеми вытекающими последствиями - разворотом автомобиля на 90-150° и выходом за границу зачетного коридора. Прерывистое торможение позволяло квалифицированному водителю "победить" умную антиблокировочную систему и достичь даже несколько большей эффективности торможения, чем с АБС. Однако требовался немалый навык и сноровка, чтобы не допустить блокировки тормозов и удержать рыскающий автомобиль на полосе движения. Тормозить на "Мондео" без АБС в повороте - занятие почти безнадежное. Тормоза блокируются очень рано и... Эффективность противостояния заносу зависит опять же от умения водителя. Антиблоки7" ровочная система ситуацию заметно улучшает, и все же есть одно "но". Сцепление колес со скользким покрытием в повороте далеко не идеальное, и при большом усилии на педали даже АБС не в силах препятствовать уходу автомобиля на больший радиус. Правда, активного заноса, как в первом случае, не наблюдается. Более подробно результаты замеров представлены на графиках и там же прокомментированы. А мы позволим себе дать несколько советов и сделать некоторые выводы. Во-первых, не пренебрегайте шинами "по сезону". Эффективность торможения, с АБС или без нее, напрямую зависит от коэффициента сцепления. Когда колесо скользит по поводу и без - какие тут тормоза. Второе - АБС не панацея от всех бед. Система лишь помогает свести к минимуму последствия ошибок, допущенных водителем. Понятно, что чаще ошибается тот, чье мастерство меньше, поэтому опытному водителю помощь АБС нужна куда реже, чем новичку. И последнее. Если даже вы считаете себя великим мастером, не стоит идти на отключение системы. Не надо забывать, что человеку свойственно завышать свои возможности, а безопасность все-таки зависит не столько от наличия или отсутствия на автомобиле тех или иных систем, сколько от того, как работает самая главная система - голова водителя.Прерывистое торможение показывает возможности автомоби*65 ля, не оборудованного АБС, когда iw у" Начапп Лачвппг | 60 им управляет водитель высокой a. f^] / выход из коридора квалификации. Кстати, неплохой 50 тест на умение тормозить и чувст45 вовать машину. 30 0 10 20 Усилие на педали, кгс Во всех заездах скорость движения автомобиля перед началом 2. На "миксте" ситуация обостряется. После тоторможения была равна 60 км/ч. Ширина го момента, когда вступила в работу АБС, эффекоридора, ограниченного конусами, - 3,5 ктивность торможения становится практически постоянной. Без системы достаточно быстро м. Для коррекции результатов в зависимоостановить машину более чем проблематично. сти от изменяющегося коэффициента сцеВедь усилие приходится дозировать в диапазоне 1-1,5 кгс. Вряд ли такое под силу даже велипления дорожного покрытия и шин серии кому мастеру, особенно в острой ситуации. Стозаездов последовательно повторялись. ит лишь чуть переборщить - и автомобиль акИтак, результаты теста. тивно разворачивается, а потом и вовсе, крутясь, начинает сшибать конуса, которыми отмеПервое, что единодушно отметили эксчен зачетный коридор. Зато здесь удалось поперты, достаточно малое (7-8 кгс) усилие лучить неплохой результат при прерывистом торможении. Но какой ценой? Водитель трудилна педали тормоза, при котором колеса ся, как обезьяна, стуча по педали ногой (и не блокируются или срабатывает АБС (это хопросто так, а с нужной, пойманной "шестым чувством" периодичностью) и одновременно рошо ощущается по характерному шуму и парируя рулем резкие рывки машины в сторону. "толчкам" на педали тормоза). Отсюда вывод: чувствительность тормозной системы "Форда-Мондео" очень высока на *60 дорогах с низким коэффициентом сце^ k . Начало заноса \l» " пления" Попросту говоря, на педаль , давишь еле-еле, а машина тормозит 150 неожиданно активно. Такой вот "могу$45 ^^^~' чий" усилитель тормозов. Для автомобиля, оборудованного АБС, в этом нет 20 30 10 особого криминала. А вот когда систеУсилие на педали, кгс ма принудительно отключена, точно дозировать замедление очень непро3. В повороте повторяется картина "микста" с сто - работать ногой нужно "филигранно". некоторыми отличиями. Без АБС дозировать усилие приходится в том же нереально узком Скажем прямо: результаты замеров тордиапазоне, а с АБС при больших усилиях автомозного пути на участках с однородным помобиль все же начинает сносить, и тормозной путь увеличивается. крытием (укатанный плотный снег) нас ничем не удивили. Характерные траекторные и курсовые отклонения автомобиля от прямоментах - признак большого мастерстмолинейного направления движения были ва. А много ли мастеров без кавычек на заметны только при отключенной АБС. наших дорогах?—M\