104
105
106
107
мтомоМ 1^^m Щт исполнилось 65 лет, как на Нижегородском автозаводе собрали первые ГАЗ-А.Лй •jF^^^^Se^^k^mwiАное: с его конвейера пошли и грузовые, и легковые, и военные машины. __^—1 С первого взгляда легко заметить 1 • унификацию легкового "Форда-А" и 1,5тонного грузовика "Форд-АА", ставших у нас ГАЗ-А и ГАЗ-АА: одинаковые капот, радиатор, передние крылья, ветровое стекло. Поэтому легковой автомобиль сегодня нам кажется внушительным, а грузовик наоборот - субтильным. 40-сильный двигатель объемом 3285 см 3и трехстук. А ^^^ ' Щ\ -• • пенчатая коробка передач тоже одинакоВв^^В • ^Е вые. Гибкая характеристика крутящего момента и простота конструкции мотора 3*» Ir^?-' 'с^^^^^ подходили к тогдашним условиям эксплуатации и ремонта. В США "Форд-А" выпусч кали с разными типами кузова. Для ГАЗа выбрали самый дешевый в производстве \ - открытый четырехдверный. Зимой он очень непрактичен, но в то время больВ 20-е годы основу автомобильного ГАЗ-А. шинство легковых машин были открытыпарка СССР составляли модели зарубежных фирм. Еще не было монополии госуи "Фордом", в конце концов условия посми. ГАЗ-А не имел никакого багажника. дарства на внешнюю торговлю - но был леднего оказались выгоднее, и 31 мая Передняя и задняя подвески были зависиконвертируемый червонец. И это позволя1929 года был подписан договор о строимые с поперечной рессорой и амортизатоло учреждениям и нэпманам ввозить необтельстве в Нижнем Новгороде завода по рами одностороннего действия. Провоходимый им транспорт: такси "Рено", автовыпуску советских "фордов". В декабре лочные спицы больших 19-дюймовых кобусы "Лейланд", пожарные "магирусы", са1932 года там были собраны первые автолес оказались прочными, а проходимость нитарные "мерседесы", американские и мобили - ГАЗ-А. Отметим, что новое предмашины отменной. Последнее подтвердиевропейские грузовые и легковые машины приятие задумывалось как многопрофиль- лось во время Каракумского пробега 1933 года, в котором ГАЗ-А шли в колонне с но- почти современный свободный рынок. выми грузовиками ГАЗ и ЗИС. Именно Советские АМО-Ф15, Я-3, НАМИ-1 собира"Эмка"-ГАЗ-М1. ГАЗ-А стал первым такси соли в небольших количестветского производства ик вах, не на конвейере, а на 1935 году вытеснил из этой стапелях. службы иномарки. "Великий перелом" пеСергей ИОНЕС. Фото Сергея Герасимова1^7' шК iШЙJi 'урекрыл кислород импорту и потребовал освоения массового конвейерного производства своих собственных советских автомобилей. Но чтобы создать базовую модель и современный завод самостоятельно, опыта явно не хватало. Поэтому решили купить конструкцию и технологию в США. Велись переговоры с "Дженерал моторе"Конвейерная жизнь ГАЗ-А оказалась недолгой. Договор с "Фордом" предусматривал, что в течение нескольких лет американская фирма должна делиться с советской стороной информацией о технических новинках. Так на ГАЗе узнали о машине нового поколения - "Форде40" 1933 модельного года. Как тогда говорили, "созрело104ЗР 2/98 РУССКОЙ МЕЧТЫдимо, не столько из необходимости, сколько ради пробы сил. Советскому заводу оказалась не по зубам главная американская изюминка - V-образный восьмицилиндровый двигатель. Поэтому мотор остался четырехцилиндровым, но по сравнению с ГАЗ-А его модернизировали: смазка под давлением, противовесы на коленвале, автомат опережения зажигания, новый карбюратор, другие фазы газораспределения, повышенная степень сжатия, и в результате - 50 л. с. вместо сорока. Коробка передач осталась несинхронизированной, но шестерни постоянного зацепления и муфты легкого включения упростили работу водителя. Снова из большого ассортимента кузовов "Форда" выбрали один, но на этот раз закрытый. Новый автомобиль с индексом ГАЗ-М1 пошел в производство в мае 1936 года и стал самой распространенной легковой моделью в довоенном СССР. Трое из создателей "эмки" впоследствии станут главнымирешение не отставать". Конструкторский коллектив во главе со знаменитым впоследствии Андреем Липгартом не стал слепо копировать американскую машину, а переосмыслил ее творчески. Ходовую часть приспособили к нашим дорогам: поперечную рессору в обеих подвесках заменили парой продольных. Спицованные колеса уступили место штампованным 16-дюймовым. Заново были спроектированы передние крылья, виГАЗ-М72 - полноприводник на базе "Победы"« - ^ЗИМ-ГАЗ-12. На поздние выпуски машины табличку "ЗИМ" (Завод имени Молотова) уже не ставили - Молотов был исключен из числа представителей элиты.ИШЖконструкторами автозаводов: А. Кригер на ЗИЛе, Ю. Сорочкин на ЗАЗе, Л. Косткин на МАЗе. И ГАЗ-А, и ГАЗ-М1 имели грузовую модификацию. Пикапы ГАЗ-4 и ГАЗ-М415 остались единственными отечественными грузовичками американской школы: рамный кузов, зажатая между задними крыльями платформа. В 30-е годы легковую машину рассматривали как шасси для легкой военной техники. На базе ГАЗ-А и ГАЗ-М1 выпускалось несколько типов броневиков, правда, с довольно посредственной проходимостью. Вседорожниками в то время за-ЗР 2/98105 "Волга" ГАЗ-21 первых выпусков еще с оленем и звездой.нимался Виталий Грачев. Он вовремя сумел переключить направление работ с трехосных на полноприводные машины. До войны под его руководством был создан вариант "эмки" 4x4 ГАЗ-61, а во время войны - советские "виллисы" ГАЗ-64 и ГАЗ-67. По динамике "эмка" проигрывала имевшимся в стране американским автомобилям и ЗИС-101. Многие из тех, кому полагался персональный автомобиль, понимали это. Сделать машину более скоростной и придать ей солидности мог только новый двигатель. Заводчане и на этот раз взяли за основу американскую модель - рядный шестицилиндровый "Додж-Д5". Оставив неизменной конструкцию, на ГАЗе перевели все размеры из дюймовой системы в метрическую. При объеме 3485 см3 двигатель ГАЗ-11 развивал 76 л. с. Соответственно было доработано шасси: удлиненные передние рессоры с серьгами, стабилизатор поперечной устойчивости, шкворни большего диаметра, амортизаторы двустороннего действия. Много лет спустя острословы назвали ГАЗ-11 "вечным двигателем". Его выпускали и устанавливали на грузовики ГАЗ-52 до 90-х годов! А улучшенных шестицилиндровых "эмок" до войны успели сделать немного. После войны в 1945-1948 гг., когда еще не наладилось производство "побед", ГАЗ11-73 сходили с конвейера. Кузов "эмки" с каретообразной задней частью, дверями на задних петлях, без багажника, устарел уже в конце 30-х. Поэтому особый интерес вызывал готовившийся к производству кабриолет ГАЗ-11-40. Дутый багажник, V-образное ветровое стекло, навеска дверей на передних петляхво всю боковину. Довольно низкий по тем временам кузов (1640 мм) получился очень обтекаемым: Сх=0,31. Новая машина ГАЗ-20, по сравнению с "эмкой", шагнула сразу лет на 20 вперед, так что название "Победа" отразило не только пафос того времени, но и конструкторский успех. Правда, освоение выпуска не прошло гладко. В 1946-1947 гг. машины производили практически штучно. В сентябре 1948 года пришлось даже временно сделать паузу для устранения "детских болезней". Зато с ноября 1948-го выпуск возобновился уже в полном объеме, на новом конвейере, в цехе с кафельным полом, откуда вывели производство авиадвигателей. Двигатель "Победы" - четырехцилиндровый вариант ГАЗ-11 имел самый маленький среди серийных легковых моделей ГАЗа литраж 2112 см3 ив результате те же 50 л. с, что иу ГАЗ-М1 при массе, близкой к ГАЗ-11-73. Отсюда максимальная скорость 105 км/ч и разгон до 100 км/ч за 46 с! Зато мотор хорошо тянул на низких оборотах, что очень подходило для перевозки тяжестей, буксировки других машин и штурма бездорожья. "Победу" собирались вывыгодно отличали его от базовой модели. пускать ив шестицилиндровом варианте, Добавить этому кузову подходящую по но вмешались кремлевские вожди, посчиформе металлическую крышу и четыре ботавшие, что такой автомобиль "неэкономиковых окна в скругленных рамках, получен". Впрочем, шестицилиндровая "Победа" чился бы вполне современный для начала ГАЗ-20Г все же увидела свет, но в ограниченном количестве, для гаражей прави40-х седан. Но завтра была война. Уже в военное время полным ходом тельственных учреждений. "Победу" полюбили профессионалы и развернулись работы над принципиально новой моделью - первым в СССР автомонемногочисленные автовладельцы. Она билем с несущим кузовом, независимой не устраивала, однако, крупных партийнопередней подвеской и гидравлическими советских чиновников и генералов, вкутормозами. Липгарт и ведущий конструксивших удобства трофейных "мерседетор по кузову Юрий Сорочкин приняли за сов", "хорьхов", "майбахов". Именно для основу предвоенный "Опель-Капитан". От них вслед за "Победой" взялись за разранего взяли силовые элементы кузова, ры- ботку представительского автомобиля. ГАЗ-12, вошедший в историю как чажно-пружинную переднюю подвеску. Дизайн разрабатывал Вениамин СамойЗИМ, проектировали под руководством лов. Облик машины имел какие-то заимстА. Липгарта и его "зама по легковым" вования. Стайлинг передка повторял амеН. Юшманова. Несущий кузов - при длириканский НЭШ 1942 года, панель прибоне 5530 мм и базе 3200 мм - был очень ров - "Шевроле". Покатая крыша, перехосмелым решением. ЗИМ остался единстдящая в багажник, утюгообразный аллига- венным советским автомобилем с гидроторный капот, форма концов передних и муфтой в трансмиссии и открывающимся задних крыльев были характерны для мнонабок легкосъемным капотом. Новинкой гих американских и европейских моделей. был "ярко выраженный трехобъемный сиОсновная хитрость конструкторов ГАЗа луэт кузова", гипоидный задний мост. Розаключалась в форме боковин. Самойлов скошный стайлинг ГАЗ-12 со множеством и Сорочкин не завершили крылья на уровхрома и эмблем вызывает восхищение не дверей, а слили передние и задние крыдаже спустя десятки лет. ЗИМ был салья в единое целое - дутую выштамповку мым демократичным из советских пред-106ЗР 2/98 ставительских лимузинов: свободно продавался в частные руки, служил в такси и "скорой помощи". В те же годы под руководством Г. Вассермана был создан одинаково пригодный для гражданской и военной службы вседорожник ГАЗ-69. Многие до сих пор считают его лучшим отечественным джипом. Но этот автомобиль следует отнести все же не к легковым, а к грузопассажирским. Его выпуск развернули не на ГАЗе, а на УАЗе. Вассерман реализовал еще одну оригинальную разработку - полноприводную "Победу" ГАЗ-М72 с агрегатами ГАЗ-69. В начале 50-х Липгарта лишили поста главного конструктора, но, к счастью, не репрессировали. В первые годы "оттепели" разработкой новой базовой модели ГАЗ-21 занимались уже другие люди: главный конструктор Н. Борисов, ведущий конструктор по модели А. Невзоров, дизайнер Л. Еремеев. Вокруг витало много смелых идей. Например, заднюю подвеску предлагали сделать независимой, как у "Мерседеса". Но технология взяла верх: компоновка и конструкция шасси остались традиционные. А вот кузов обрел современные для середины 50-х динамичные формы, салон получил-пречную репутацию у советских автомобилистов, и с конца 50-х до начала 70-х была самым распространенным в СССР легковым автомобилем. В 60-е годы на базе "двадцать первой" был создан первый в истории завода универсал ГАЗ-22. И все-таки пузатые обводы и лихая игра наклонных линий к середине 60-х вышли из моды. Даже удачный рестайлинг 1962^ года не мог довести ГАЗ-21 до современного уровня. Нужно было создавать совершенно новый кузов, с чем заводчане успешно, хотя ис опозданием, справились. Выпущенная на исходе 60-х "Волга" второго поколения, ГАЗ-24, хорошо выглядела на фоне таких одноклассников, как "Мерседес-Бенц W114", "Вольво-144", ФИАТ-130. В 70-е годы она была единственной массовой советской машиной с гнутыми боковыми стеклами. Механика осталась довольно консервативной, хотя, скажем, кованая балка передней подвески служила дольше, чем штампованная у ГАЗ-21 и ЗИМа. По долговечности и прочности кузова "двадцать четвертая" уступала "двадцать первой", а по динамике - "Жигулям" и "Москвичу". Набор модификаций у ГАЗ-21 и ГАЗ-24 был почти один и тот же: универсал, такси,"Волга" ГАЗ-22 - первый в истории завода универсал.ся просторным и светлым. Шагом вперед стал верхнеклапанный двигатель (2445 см3, 70 л. с.) с пятиопорным коленвалом, мокрыми гильзами цилиндров. До 100 км/ч ГАЗ21 разгонялся за 34 си развивал 130 км/ч. Для серийной машины это было достижением. "Волга" - а машину назвали именно так - завоевала безу-скорая помощь, милицейская машина, восьмицилиндровая "догонялка", экспортный вариант с дизелем от иномарки. Во времена ГАЗ-24 появились также таксиуниверсал и газобаллонный автомобиль. Те люди, которые в 1968-м собирали первые ГАЗ-24, не могли себе представить, что эту модель ждет долгая дорога в XXI век. ГАЗ-24-10 и ГАЗ-3102 в 80-е, ГАЗ31029 и ГАЗ-3110 в 90-е стали всего лишь модернизированными вариантами "двадцать четверки". Новые стайлинг и интерьер, дисковые передние тормоза, позже двигатель ЗМЗ-406, пятиступенчатая коробка передач улучшили потребительские \ качества, но не изменили консервативного имиджа. Правда, низкая цена обеспечила "Волге" ажиотажный спрос в эпоху рынка. Параллельно с "Волгой" ГАЗ в течение 30 лет выпускал представительскую машину "Чайка". В 1959 году на смену ЗИМу пришла "Чайка" первого поколения - ГАЗ-13. Она соответствовала представЧ лениям о настоящем американском "дредноуте" золотых 50-х: V-образный восьмицилиндровый двигатель (5526 см3, 195 л. с), гидромеханическая трансмиссия, шасси с хребтовой рамой, гидроусилитель руля, "аэрокосмический" дизайн кузова с обилием хрома, электрические стекло> подъемники и привод антенны. Розничная*^ *• цена "Чайки" - 17 000 рублей по курсу ^ 1961 года ("Волга" в то время стоила 5100 рублей) осталась только на бумаге. Партийные вожди решили, что продавать такой автомобиль частнику нельзя. Соответственно, машину собирали в небольших количествах, долгие годы она оставалась персоналкой для руководителей высокого ранга. В 1977 году появилась "Чайка" второго поколения ГАЗ-14, которую до сих пор можно считать современным по конструкции и дизайну автомобилем. История представительских машин ГАЗа оборвалась в 1988 году. Освоение новейшего автомобиля высокого класса ГАЗ3105 оказалось нерентабельным. В рыночные времена судьба легкового производства ГАЗа сложилась удачно: завод не простаивал, объемы выпуска не снизились, а выросли. И у новых, и у старых Газовских моделей много поклонников и тому есть объяснение. Немало российских автомобилистов в идеале хотели бы иметь не малолитражку, а солидную машину с мощным двигателем, просторным салоном, внушительными габаритами. Автомобили ГАЗ долгие годы были единственным воплощением этой мечты.IЗР 2/98107