146
I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ | /«ЧАЙНИКУ» НА ЗАМЕТКУСОВСЕМ НЕ ВОЛШЕБНЫЕ ЗВУКИНА ХОДУ ВЗОРВАЛАСЬ ШИНА - ОТЧЕГО?снегу или льду не сопровождаются таюбитель езды с ветерком, имеюкими нагрузками, как на сухом асщий голову на плечах, с особым фальте. Но в некоторых отношениях вниманием относится к элеменохлажденной покрышке ничуть не там ходовой части автомобиля - в перлегче. «Задубев», она хуже переносит вую очередь, к колесам, шинам, ответсильные удары, перегружающие ее ственным деталям подвески. Нужно каркас и брекер. Нити корда рвутся. ли объяснять, почему? Случись на выШина с лопнувшими нитями утрачисокой скорости разрыв покрышки, вает первоначальную форму, искривразрушение или просто потеря колеса ляется - и автомобиль на ходу покачииз-за самоотворачивания болтов - вает, особенно заметно на малых скои дальнейший контроль над разбушеростях. Отдельные проволочки, провавшейся машиной станет, как иногда колов резину, выступают наружу или говорят, крайне проблематичным... внутрь (повреждая камеру!), на протеСегодняшнюю беседу посвятим этой кторе появляются «лысины». «Грыжи» неновой, но всегда актуальной теме. на боковинах - сигнал о том, что и каркас шины приказал долго жить. Ей поБА-БАХ! ра на свалку. Но многие хотят выжать Взрывы покрышек чаще случаются из старой резины все - до последнего летом. Солнце жарит нещадно, а кому «ба-бах»! не хочется прокатиться по жаре с веЧто же делать, если это действительтерком! В таких условиях шинам жино случится? У водителя есть доля севется несладко. Ведь на высокой скорокунды, пока автомобиль - за счет инерсти они нагреваются не столько снаруции - еще не отреагировал на разрыв жи - от асфальта и солнечных лучей, шины. Постарайтесь удержать его на сколько изнутри - вследствие цикличекурсе. Конечно, если на руле только ских деформаций при качении. Тяжеодна рука - сделать это совсем непролее - диагональным шинам (у них сто. Управляемые колеса «Жигулей» большее тепловыделение), легче - раустановлены с положительным плечом диальным, особенно бескамерным. Пеобката, поэтому при разрыве передней регрев шины понижает ее прочность и шины машину резко бросает в сторону способствует расслоению. Впрочем, поврежденного колеса (рис. 2). кондиционная шина без проблем выУ «Самары» отрицательное плечо держивает длительную езду со скородает некоторую стабилизацию, поэтостью 80% от максимально допустимой для нее, но две особенности летнего сезона в России - перегрузка автомобиля (вспомним дачный вариант «жигуленка») и плохие дороги - способны ее доконать. Чтобы глушитель не волочился по дороге, пружины «усилим» проставками и подкачаем шины, «всегото» на 1- 1,5 атм - до приятной глазу округлости. Конечно, грузоподъемность перекачанной шины выше, но напряжения в каркасе растут просто в угрожающей прогрессии (рис. 1). Рискуют дачники - передутые колеса, измученные нашими «танкобанами», нет-нет да и напомнят о себе прощальным салютом. В холодную погоду разрыв покрышки менее вероятен - лучше охлаждаетЗависимость напряжений в каркасе шины и ее ся. Разгон и торможение в грязи, на грузоподъемности от давления.ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ БОГОМОЛОВЛму она гораздо устойчивее. Но хотим предупредить поклонников ныне модного расширения колеи - им кажется, что так машина устойчивее. В действительности увеличивается лишь ее способность не опрокидываться на косогоре, а курсовая устойчивость хуже, ибо с «разлапистыми» дисками плечо обката может оказаться и нулевым и даже положительным. При разрыве переднего колеса и неглубокая выбоина способна стать той точкой опоры, которая развернет, а то и опрокинет автомобиль. При разрыве же заднего машина менее склонна к опрокидыванию. Но во всех случаях, гася скорость, держитесь подальше от бордюров и ям и не тормозите «в пол» - если колеса скользят юзом, то и машина неуправляема.ТРЯМ-ТРЯМ...Услышав такой звук со стороны колеса, не надейтесь, что вы к этой музыке привыкнете - не успеете! Она, как и ваша поездка, очень скоро прекратится, если застучало отвернувшееся колесо. Вначале появляется дробный равномерный стук (как от перекатывающихся шариков), слегка отдающий в руль. При увеличении скорости до 70-90 км/ч он может исчезнуть вместе с вибрациями на руле (в этом коварство ситуации!). Если же редкое побрякивание хорошо слышно на малой скорости, а толчки на руле неравномерные и резкие, то скорее всего один или два болта уже выпали, а колесо держится «на честном слове». Немедленно остановитесь и проверьте крепление колес, даже если накануне все было в порядке. Мало ли кто мог «обслужить» машину в ваше отсутствие! Сам момент потери колеса можно и не заметить, особенно если нагрузка на него невелика (например, на заднее внутреннее в повороте). Но в следующее мгновение машина наклоняется и следует удар. И вновь наша задача остаться на намеченной траектории и не попасть «хромым» колесом в выбоины на дороге, хотя усилие на руле немалое. Кроме того, с утратой заднего