153
/ГЛАЗАМИ ВЛАДЕЛЬЦА«ФЕРДИНАНД» - СПАСИТЕЛЬ И МУЧИТЕЛЬЭТОТ АВТОБУС ОБЛЕГЧИЛ И ОДНОВРЕМЕННО ОСЛОЖНИЛ ЖИЗНЬ СЕМЕЙНОГО ДЕТДОМА«Магистраль» (ЗР, 2000, № 9, с. 139; 2001, № 4, с. 178). На нашем автобусе такие шины продержались от восьми до десяти тысяч километров - и это пробег?! На боковинах повздувались шишки, а одна шина вообще вышла из строя, взорвавшись! На первой неделе эксплуатации заклинил наружный подшипник правой передней ступицы. Причина - лопнувший сепаратор подшипника. При этом смазки было в норме, отрегулирован подшипник правильно. Сам проверял, ведь как повелось у нас на Руси, новую машину необходимо протянуть и заново все отрегулировать. Следовательно, лопнувший подшипник поставили еще на заводе. Вал якоря стартера явно не подвергался термической обработке. Как следствие, при очередном пуске двигателя этот вал согнулся, обгонная муфта стартера рассыпалась. Все произошло зимним, холодным вечером на пустынной дороге. В автобусе вся наша семья. Завести с буксира нет возможности. Пришлось толкать почти пятитонную махину. Двенадцать детей плюс жена - это, конечно же, сила: разогнали и завели! К счастью, стартер поменяли по гарантии в недельный срок. Больше всего неприятностей принес электрический привод стояночного тормоза. В самых неподходящих местах он вдруг срабатывал, то есть пропадал ток в электромагните воздушного клапана. Приходилось лезть под автобус и растормаживать ручник. Обмотка электромагнита сделана неразборной, так как залита пластмассой. Но разбирать неразборное и ремонтировать не подлежащее ремонту - это наше национальное увлечение. Слегка постукивая по корпусу электромагнита, я определял примерное место потери контакта, затем плавил пластмассу электропаяльником и устранял неисправность. Но контакт терялся в другом месте, и настал момент, когда я не смог найти неисправность. Видимо, по своим характеристикам электромагнит не предназначен для длительного нахождения под напряжением. Пришлось самовольно изменить систему и поставить обычный, камазовский кран стояночного тормоза. Однажды потек радиатор. Его верхний бачок вставляется в своеобразную ванну, а затем запаивается. Так вот, у этой ванны не хватало куска борта длиной сантиметров 12. Вырезал из латуни подходящую заплатку и запаял. У радиатора очень жесткое крепление, поэтому, помня «советы бывалых», из четырех точек крепления оставил три. Пока радиатор больше не течет. Первая поездка в Москву, когда за рулем пробыл около десяти часов, показала, что в кресле водителя, да ив остальных не усидеть более двух-трех часов подряд. Если на ЗИЛе не могут сделать нормальные кресла, то почему не закупать их хотя бы от «Газели»? Себе после поездки купил по объявлению «Рекаро» за триста рублей. Со временем, может, и для салона найду. «Торпедо» сделано из черного шершавого пластика, в тон ему и щиток приборов. Малейшая пыль сразу видна на черном фоне, и вытереть ее хорошо нет никакой возможности. Обклеил все это самоклеящейся пленкой «под дерево». Совсем другой вид - и убираться стало намного легче. В автобусе с высокой крышей над головой у водителя есть пространство объемом примерно в кубометр. Хорошее место для разной мелочи - от аптечки до спецовки. Но на заводе зачем-то прикрыли его щитом. Пришлось прорезать отверстие и повесить занавеску. Со временем поставлю там дверку. Недостатков, конечно, много - впору было бы не ездить, а только ждать исполнения заводом гарантийных обязательств, а то и затеять тяжбу с заменой всего автомобиля. Закон-то на моей стороне. Но ежедневная потребность в транспорте и нежелание ввязываться в бюрократическую волокиту перевесили. Да и любим мы нашего ши™21м «Фердинандика», несмотря ни на что - -к cq как же его можно предать? 1М ___ *ТЕКСТ / ВИКТОР ЗЕЛЕНЧУКОВодарок, о котором мы не могли и мечтать, который перевернул нашу жизнь, сделал ее насыщеннее и немного легче - автобус «Бычок» ЗИЛ-325010 с собственным именем «Фердинанд». Подарок сделала нам редакция журнала «За рулем», сотрудники которой стали нашими друзьями. Кстати, благодаря посредничеству редакции фирма «Авесто-М» заменила нам обогреватель, завод «Мосавтостекло» поменял некондиционные стекла, «Пауэр-Интернешнл» прислала аккумулятор, и все это совершенно бесплатно (ЗР, № 4, 8,12 за 2000 год). Пора рассказать, как жил «Фердинанд». Пробег за год составил более 25 тысяч километров. Аппетит вполне умеренный: за городом при не самом экономичном режиме движения укладывался в 15,5 л дизтоплива на сотню, в городе - около восемнадцати. Масло потреблял то, что положено по инструкции, никакой полусинтетики или синтетики. Поменяли масло в двигателе уже четыре раза, причем доливать его между заменами не требовалось. На этом, пожалуй, положительные качества автобуса заканчиваются, и, хотя мы его очень любим, далее пойдут одни ругательства. Иногда жалеешь, что лексикон журнала ограничен рамками приличий. Через месяц эксплуатации от черной краски на бамперах и колесных дисках не осталось и следа, через два проступила ржавчина во многих местах кузова, причем не подверженных встречным ударам мелких камешков. Сейчас никто не скажет, что автобусу чуть больше года, настолько старо он выглядит. Крышу пришлось закрепить болтами - она начала отрываться. Журнал неоднократно писал о низком качестве московских шинП