18
19
20
22
ТЕХНИКАЫСТРЕЕЛ... БЕЗОПАСНЕЕ - ТАКОВДЕВИЗконетруктордвСОВРЕМЕННЫХ ШИНч*«I 0 £ I КАРБЮРАТОР ИЛИ ВПРЫСК. О ОI «ЗА» И «ПРОТИВ»ТЕКСТ / СЕРГЕЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ФОТО / ВЛАДИМИР ТРУСОВа идею этого теста натолкнули знакомые тюнингисты, озабоченные выбором «обувки». Для тонко настроенного автомобиля, пусть отечественного, им хочется «чего-нибудь породистого», но много вариантов не перепробуешь: цены-то кусаются. Не скрою, и у самого было желание сравнить шины, о тонкостях поведения которых, как правило, узнаешь только из зарубежной прессы. Для воплощения идеи пришлось как следует потрудиться и... воспользоваться добрым отношением к журналу ряда отечественных производителей. «Шиноносителем» выступила «десятка», а точнее ВАЗ-21103 ТМС, подготовленная тольятгинской фирмой «Торгмаш» (см. ЗР, 2000, № 12). Яркая внешность, умеренно-гоночная идеология неплохо сочетаются в ней с возможностью обычной, повседневной езды. В общем, для наших целей - то что надо. Однако для шин нужны еще и колеса, причем легкосплавные. Зимняя командировка на Урал помогла найти выход - диски взялись изготовить в цехе фасонного литья Соликамского магниевого завода (СМЗ). На фоне штампованных стальных они получились просто невесомыми - чуть больше 6 кг. Тогда же пришла охота окрасить их в разные цвета, дабы на автомобиле смотрелись эффектно и оригинально. Наконец, сами шины. С ними тоже не все просто: те, что подходят к «десятке» без подрезания арок колес, оказались довольно редких у нас размерностей 185/55R15 или 195/50R15. Однако при содействии фирмы «Виста» кворум из пяти претендентов, именитых и не очень, все же собрался. В целях экономии и по ряду идейных соображений выбор пал на меньший размер 185/55R15.Н- ЗД В подвеске - газонаполненные амортизаторы низкого давления, опятьтаки собственного производства (ЗР, 1999, № 11). Тормоза всех колес дисковые, спереди - вентилируемые от ВАЗ21103, сзади - оригинальной конструкции. Базовая комплектация - шины «Пирелли Р5000» размерности 195/55R15. Добавим к этому броскую внешность, яркий цвет, и вы поймете, что автомобиль не был обделен вниманием ни в Тольятти, ни в Москве, ни даже на Дмитровском автополигоне. Кстати, его перегон выявил не только умеренный для тюнингового авто аппетит (9 л/100 км при средней скорости 100 км/ч), но и довольно дружелюбное отношение к водителю с точки зрения плавности хода, шумности и вибронагруженности. В целом ТМС получился достаточно резким, динамичным, провоцирующим к быстрой езде. Порадовало и то, что машина позволяла передвигаться ив обычном, повседневном темпе, особо не утомляя себя и окружающих. К недостаткам отнесем лишь большое усилие на рулевом колесе, которое заставляло забыть про расслабленновальяжную манеру управления: после нескольких часов езды руки начинали ныть от усталости. А теперь меняем шины. MICHELIN PILOT EXALTO Первое ощущение: с размером шин угадали - крутить баранку стало заметно легче. «Высокое происхождение» изделия, несомненно, повлияло на поведение и характер автомобиля. «Десятка» сразу порадовала быстрыми реакциями и высокими сцепными свойствами в боковом направлении. Но за все прихо-НАШ ПОДОПЫТНЫЙ ВАЗ-21103 ТМС Двигатель рабочим объемом 1,6 л мощностью 84 кВт, в коробке передач так называемый одиннадцатый ряд собственной разработки ТМС, главная пара Good Year Eagle Ventura 1Изготовитель / Франция Глубина протектора / 8,2 мм Твердость по Шору / 65 ед Индекс скорости V /240 ь.м ч Масса/7150i Цвш/$П1 Щг^f^e-шЛ"!дится платить. Даже на фоне родных «Пирелли» автомобиль стал докучать вибрациями, не в силах пропустить ни одной дорожной неровности. Порой сидеть становилось щекотно - настолько подробно все шероховатости передавались на пол и подушку сиденья, а оттуда и телу водителя. Тем не менее, с этим легко миришься, особенно при вождении в экстремальных режимах - настолько чутко автомобиль воспринимает команды пилота. Стабильно поведение «десятки» и на влажном асфальте. Шина не боится глубоких луж и даже при начале аквапланирования автомобиль способен реагировать на действия рулевым колесом. Однако на воде срывы в скольжения заметно резче, чем на сухом покрытии. Это немного усложняет управление, требуя опережающих действий водителя. Но стоит немного приспособиться к резковатому характеру машины и все встает на свои места - «десятка» вновь начинает провоцировать к быстрому прохождению поворотов.BRIDGESTONE POTENZA RE 720свойства, а автомобилю - точность и однозначность откликов. А отсюда - высочайшая стабильность поведения, возможность коррекции ошибок даже при серьезных промахах в выборе скорости. Резковат «Бриджстоун» лишь при попадании в глубокие лужи: тоща «десятка» слишком активно меняет траекторию движения. А вот на сухих покрытиях эта модель не так точна и однозначна. Здесь она, пожалуй, немного уступает «Мишлену». Зато «Бриджстоун» выигрывает на неровностях. Он мягче, что, конечно же, способствует более комфортному существованию.GOOD YEAR EAGLE VENTURAувеличиваются проскальзывания передней оси. И хотя автомобиль все еще прост и понятен в управлении, между ним и водителем намечается некая дистанция. На мокром асфальте «Гудьир» остается столь же понятным и незлобивым. Применительно к обычному транспортному средству это наверняка вызвало бы немало положительных эмоций. Однако наш норовистый скакун любит жесткую узду и не соглашается с мягкостью этой шины. Естественно, отсюда возникает некоторая разобщенность между водителем и автомобилем.BF GOODRICH PROFILERНа фоне собратьев «Гудьир» подкупает прежде всего мягкостью хода. Изначально довольно жесткая, «десятка» превращается вдруг в удобный разъездной автомобиль. Плата за это - снижение точности управления и некоторое ухудшение сцепных свойств, особенно заметное на сухом асфальте. «Сто третья» становится слегка размазанной в своих откликах на действия водителя,Это имя пока еще мало известно на отечественном рынке, зато неплохо раскручено в США. Думается, что умеренная цена, патронаж «Мишлена» и выразительный рисунок протектора сделают «Гудрич» привлекательным иу нас. На сухом асфальте действительно не придерешься. «Десятка» вновь стала быстрой, цельной, поигрывающей мускулами на прямой и особенно в поворотах. Мы были просто поражены, когдаПожалуй, эта шина наиболее полно раскрывается именно на влажной дороге. Все реакции автомобиля заметно мягче, эластичнее, в них нет переизбытка резкости, так напрягавшего на «Мишлене», что не мешает шинам демонстрировать прекрасные сцепные Bridgestone Potenza RE 720Изготовитель / Япония Глубина протектора / 8,2 мм Твердость по Шору / 65 ел Индекс скорости V / 240 км / ч Масса / 8520 i Цена/Я 28 ТЕХНИКАBf Goodrich ProfilerИзготовитель / Франция Глубина протектора / 8 мм Твердость по Шору / 64 ел Индекс скорости V / 240 км / ч Масса / 8320 i Цена / $?=•на «змейке» эта шина показала едва ли не лучший результат. Лишь некоторая «прямолинейность» поведения автомобиля заставила потрудиться на извилистом серпантине. Но мокрый асфальт сильно растянутый занос преследовал резко усилил нежелание автомобиля занашу «десятку» при выполнении маезжать в поворот - он так и норовил расневра «переставка». Борьба с ним была прямить заданную траекторию, очень нешуточной. А вот при более-менее медленной езвяло реагируя на доворот руля и сброс газа. Заметно увеличилась и склонность де «Ханкук» придавал автомобилю к аквапланированию. После попадания очень простой и понятный характер. в «тарированную» лужу автомобиль При сбросе газа ВАЗ-21103 с завидной долго не желал подчиняться. В общем, легкостью заныривал внутрь поворота, среди остальных «БФ Гудрич» продеочень логично контролировался тягой. монстрировал полное неумение «плаЖаль, что это проявлялось лишь в сповать», хотя и показал достойный урокойных режимах, не позволяя «корейцу» достичь серьезных результатов вень на сухих покрытиях. при экстремальном вождении. ПомиHANKOOK VENTUS PLUS 4 мо прочего, «ханкуки» оказались доПрименительно к нашим тюнинго- вольно жесткими на мелких неровновым задачам корейская шина оказалась стях, что, конечно же, не добавляло ра«чужой среди своих». Обладая вроде дости. бы всем необходимым, «Ханкук» заметно проигрывал остальным по сцепным НАШ ПОДИУМ Настоящих претендентов на лидерстсвойствам. На сухом асфальте он еще пытался продемонстрировать неплово всего два - «Мишлен» и «Бриджстохой результат, но в ходе водных процеун». Именно они в полной мере смогли дур ранние скольжения становились придать характеру ВАЗ-21103 ТМС почти непреодолимыми. Резкий и столь необходимую остроту и точностьуправления, сохранив свои индивидуальные особенности. Именно эти шины, каждая по-своему, продемонстрировали наиболее стабильные сцепные свойства. «Гудьир Игл Вентура» - шина с очень неплохими возможностями. Она лучше всего подойдет обычному легковому автомобилю, обеспечив водителю надежное и комфортное перемещение в пространстве. А вот тем, кто исповедует темпераментный стиль езды, эти шины вряд ли помогут до конца реализовать амбиции. «БФ Гудрич» интересен лишь применительно к «тепличным» условиям эксплуатации. Там, где сухо, - все здорово, ну а на мокрой дороге удовольствия от вождения не получишь. «Ханкук», увы, лучше всего подходит для отрабатывания начальных навыков экстремального вождения на малой скорости. Невысокие сцепные свойства не позволяют шине серьезно конкурировать с остальными. 1»1РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ «ЗА РУЛЕМ» ТОРМОЗА И УПРАВЛЯЕМОСТЬMlchelln НА ВЛАЖНОМ ПОКРЫТИИ Тормозной путь со скорости 100 км/ч, м максимальное замедление, м/с2 Предельная скорость выполнения маневра «переставка», км/ч НА СУХОМ ПОКРЫТИИ Маневр «змейка» с шагом 18 м. Время прохождения, с максимально достигнутое боковое ускорение, м/с5 8,0 5,2 7,93 5,3 8,12 5,0 7,95 5,3 8,19 4,7 43 9,0 92,0 41,5 9,3 93,3 44 8,9 90,4 42 9,2 88,0 45 8,6 87,5 Bridgestone Good Year BF Goodrich HankookДИНАМИКАPirelli Р5000 Dngo Michelin Pilot Exalto 12,2 33,7 11,7 20,3 1356 524 Bridgestone PotenzaRE720 12,6 33,9 11,8 20,9 1296 517 Good Year Eagle Ventura 12,1 34,0 11,6 20,6 1343 558 BFCoodrich Profiler 12,9 34,0 12,0 21,0 1345 570 Hankook Ventus Plus 4 12,0 34,7 12,3 21,1 1292 610Hankook Ventus Plus 4Изготовитель / Корея Глубина протектора / 8,2 мм Твердость по Шору / 65 еi Индекс скорости V / 240 км Масса '860 i Цена / Ь75 чРазгон, с: 0-100 км/ч 0-1000 м Эластичность, с: 60-100 км/ч (IV) 80-120 км/ч (V) Выбег, к 120-50 км/ч 50-0 км/ч 1229 576 12,0 21,3 12,3 33,7