88
89
I КОМПАНИИ И РЫНКИ | /ЭКСПЕРТИЗАВЫШЕ - ТОЛЬКО ГОРЫТЕСТ МАСЕЛ ГРУППЫ КАЧЕСТВА SJТЕКСТ / ФЕДОР МАСЛОВ ФОТО / ВЛАДИМИР КНЯЗЕВем ближе к вершине масляного Олимпа продвигается наша экспертиза, тем больше интересного и полезного мы узнаем. Напомним: в ЗР, 2000, № 9 проверке подверглись масла группы качества SF по API, позднее, в ЗР, 2001, № 1 мы взялись за масла группы SG, а спустя еще три месяца, в ЗР, 2001, № 4 дошли до SH. И вот мы почти на вершине. Почему почти? Группа SJ - самаяЧпоследняя ступень сегодняшней американской классификации - вмещает в себя такое множество разнообразных продуктов, что объять их за один раз оказалось для нас невозможно. Условную границу обозначили так: вначале проверяем наиболее доступные масла этой группы, в основном «полусинтетику» с наиболее привлекательной для нас вязкостью SAE 10W40, а чуть позже возьмемся за топ-продукты с магической надписью Fully synthetic motor oilЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА МАСЕЛ ВР Vhtco 3000. SAE10W40, 540руб.за4л Mannol Classic, SAE10W40, 380 руб. за 4л Vahraltne Dura тела, SAE10W40, 600 руб. за 4я(полностью синтетическое моторное масло).ЛЕЙ, КУДА ХОЧЕШЬ?Перечислять, в какие моторы можно заливать масла группы SJ - занятие неблагодарное. Можно сказать «куда хочешь», но... с учетом некоторых дополнительных условий, предъявляемых производителями автомобилей. Так, у Европы свои требования к хорошим маслам (можно считать, к маслам, уже удовлетворяющим амери«Спектрол Турбо «ЛУКойл Лкни>, SAE5W40, Универсал», 460рубза5л SAE10W40, 380 руб. за 4л Esso Ultra, SAE10W40, 560 руб. за 4лыЧЯЯ1 ПОЛКPlus, 8AE10W40, 540руб.за4лCastroiGTXS Lightec. SAE10W40, 710 руб. за 5лПараметр Щелочное число, мтКОН/г* (больше - лучше) Зольность, % (меньше - лучше) Оптическая плотность,отер,(меньше - лучше) Коррозия металла, г (меньше - лучше) изменение вязкости, %** (меньше - лучи»;) Нейтрализация искусственного загрязнителя, отн. ед. (меньше - лучше) Расчетная температура холещного пуска, °С* Данные до и после окисления '' Знак 'Минус» - снижение вязкости, «плюс» - увеличение.'"' Масло более "Зимнего» класса вязкости канской группе SJ). Классификация АСЕА подразделяет их на группы А1, А2, A3 для бензиновых двигателей, В1, В2, ВЗ - для легковых дизелей. Поэтому для иномарки европейского производства масло следует подбирать скорее по этой классификации. Отметим: большинство масел SJ удовлетворяют либо АСЕА А2, В2, либо АСЕА A3, ВЗ. И еще несколько тонкостей. Довольно жесткие дополнительные требования к термостабильности моторного масла предъявляют современные моторы «Фольксвагена» (но не все), поэтому масло для них должно иметь допуск VW 505.01 - эдакое одобрение немецкой фирмы. Оно помещается всегда на обратной стороне канистры (не путать с более «мягким» допуском VW 505.00). Увеличенного интервала замены просят для своих свежих машин «Мерседес», «Порше» и еще некоторые производители - соответствующие допуски, как нетрудно догадаться, тоже указаны на канистрах. Вот, пожалуй, и все премудрости. Остается добавить банальное - внимательнее читайте инструкцию к вашему автомобилю. КОГО И КАК ПРОВЕРЯЛИ На сей раз образцов восемь (см. фото). Все маркированы группой качества SJ по API. Почти все имеют класс вязкости SAE 10W40 - пожалуй, самый ходовой в нашей стране. Единственный штрейкбрехер - «ЛУКойл» - с вязкостью 5W40. Впрочем, и он производит 10W40, но, согласитесь, когда за те же деньги можно взять 5W40... Трое из претендентов («Шелл», «Кастрол» и «Вальволин») гордятся синтетическими компонентами в своем составе. Остальные скромничают, хотя и они могут смело называться полусинтетикой. Независимо от позиционирования все должны удовлетворять требованиям группы SJ, то есть быть примерно одинаковыми. Теперь о методах испытаний (просим простить за очередное повторение). К уже привычным шести показателям (см. ниже) на этот раз добавили седьмой - «нейтрализация искусственного загрязнителя». Суть в следующем: в масло добавляют около 20% тарированной «грязи» и спустя 10 минут проверяют качество диспергирования примеси в масле (ее измельчения и растворения). Проверку ведут фотоэлектрическим методом и при высокой температуре. Чем лучше диспергирующие свойства, тем меньше указанный в таблице показатель. А поскольку условия во время теста моделируются близкие к тому, что происходит в верхнем (так называемом жаровом) поясе поршня (вблизи первого поршневого кольца), принято считать, что данный показатель во многом определяет вредное влияние масла на рабочий процесс в цилиндре (читай, на вредные выбросы). Теперь о традиционном. Щелочность характеризует возможность масла нейтрализовывать кислоты, образующиеся в процессе работы двигателя. Для масел высоких групп качества этот параметр прежде всего контрольный - позволяет определить грубую подделку. Изменение щелочности в ходе теста дает больше информации. Пока масла, разлитые в пробирки (в присутствии катализатора), накатывают условные километры пробега, их щелочной запас падает. Если он опустился до 4-5 единиц - плохо, масло практически пришло в негодность. Если провал не столь ощутим, учитывают процент падения для разных образцов. Сопоставляя, сколько процентов потеряно и сколько по абсолютному значению осталось, судят о стабильности присадок (качестве пакета) и остаточных свойствах масла можно использовать дальше или же не стоит. Высокое значение щелочности у нового масла (от 9-10 ед. и выше) говорит о большом количестве присадок и требует обратить внимание на зольность (она же - сульфатная зольность). Показатель характеризует наличие металлов в масле, входящих в состав большинства присадок. Слишком большая зольность (для бензиновых двигателей более 13%) чревата повышенным нагаром на свечах, а в некоторых случаях и большими отложениями в двигателе. Еще два показателя - изменение оптической плотности и вязкости в ходе теста. Оптическая плотность всегда растет, свидетельствуя об общем ухудшении качества, а вот вязкость способна меняться в любую сторону. Это может быть вызвано двумя факторами разложением загущающей присадки (снижение вязкости) или окислением основы (повышение). Поскольку оба процесса протекают одновременно, по изменению вязкости можно судить о преобладании одного из них над дру-1800 1600R _ ;\ \Д(\Yft %—^Н1400 1200\ -25^ 1 Л -20 -15 -10 Температура масла, "СMannol Classic — Valvoline Dura Blend Esso Ultra — «Спектрол Турбо Универсал» — Castrol GTX5 — BPVisco3000 — Shell Helix Plus — «ЛУКойл Люкс» гим. Наконец, еще два параметра: коррозия металла, который контактирует с испытуемым маслом, и расчетная температура гарантированного пуска. Очевидно, чем коррозия меньше, а температура ниже (холоднее), тем лучше. ХОРОШИЕ, ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ, ПОТРЯСАЮЩИЕ Каждое из представленных масел с запасом подойдет любому отечественному автомобилю - это было ясно заранее. Но ведь не «жигулями» едиными... «Шелл» прилежно отнесся к исполнению своих обязанностей - ф азу три лучших показателя: оптическая плотность и коррозия металла на промежуточном финише (9 тыс. км условного пробега), а также нейтрализация искусственного загрязнителя. Поводов придраться не дал. «Кастрол» выдал лучшие показатели по пусковым свойствам (среди масел 10W40) и по коррозии на финише состязаний (15 тыс. км); одно из лучших масел по оптической плотности; самая низкая зольность. Достойный ответ предыдущему участнику. ВР - уникальная сбалансированность пакета присадок и основы с точ-