40
41
[ ТЕХНИКА ]Ну, насчет свинца все понятно, но вот почему машинам с каналом обратной связи по детонации, в отличие от беззащитных карбюраторных, запрещен «91-й»? Степень сжатия такая же... Очевидно, перестраховка плюс желание получить чуть большую мощность. Напомним, в ТУ для всех впрысковых машин указывают киловатты, снятые на бензине АИ-95. На машине «В» нейтрализатора нет, поэтому она, как и «К», кормится «91-м». Ни разу не «звякнули пальцы» и не было проблем с грязью в топливе. Кстати, по опыту общения с другими автомобилями, промывать форсунки приходится реже, чем жиклеры и каналы карбюратора. На трассе аппетиты «самар» одинаковые, а в городе впрыск отыгрывает у исправного карбюратора 0,5-1 л/100 км таковы средние данные за год эксплуатации.ВОЛШЕБНАЯ КНОПКА/ТЮНИНГПожелания заказчика учитываются при настройке блока. В контроллер можно «зашить» практически любую пару программ: стандартную и доработанную, две стандартные или две тюнинговые. Вариантов масса. Мы же для тестирования на редакционном ВАЗ-2112 с шестнадцатиклапанным двигателем приобрели самое яркое сочетание - «Спорт» и «Экономия». Задачу ставили непростую. Во-первых, снять каталитический нейтрализатор, а во-вторых, не слишком душить мотор в экономичном режиме. В любом СМЁЯЙ ПРОГРАММУ случае автомобиль должен был остаЧАШИ ВЕСОВ ваться достаточно шустрым. НА ХОДУ Что получили? Предлагаем ознакоПока они в равновесии: даже формиться с краткими характеристиками мально начисляя по очку за выигрыш в ТЕКСТ, 0Х1Т0 / ВАДИМ КРЮЧКОВ каждом разделе, получим ничью - 4:4. сть у вазовского контроллера программ. «Спорт» ориентирован на Решающую роль в выборе «карбюратор впрыска «Январь-5.1» одна осодинамичную езду как в городе, так и или впрыск» играют не только и не бенность: постоянное запоминаюна шоссе. Ограничитель оборотов срастолько ходовые качества автомобилей, щее устройство емкостью 128 килобатывает при 6500 об/мин; вентилясколько внешние условия - назовем их байт - в два раза больше, чем у других тор охлаждения включается, когда «Тосола» достигнет так. Сервис привыкает к компьютерам, блоков. Это несущественное, на пертемпература заправки отвыкают от тетраэтилсвинца вый взгляд, отличие оказалось сущим 103°С; обороты холостого хода - и покупателей уже не пугает «инжеккладом для тех, кому не чужд творче900 об/мин при расходе топлива тор». Так произошло в Тольятти, Москский подход к разработке программ 0,9-1,0 л/ч и содержании СО в выхлопных газах 1%. Программа «Экове, Нижнем Новгороде, других крупдля чип-тюнинга. ных городах. Сведущий в электронике человек номия» предназначена для степенного Но доверяя - проверяй! Поэтому маподтвердит - запас «памяти» лишним перемещения в городской толчее и шины с литерами «К» и «В» обязательно не бывает, его всегда можно использоравномерного (но не значит медленеще встретятся - и на дорогах полигона, вать с толком. И точно: специалисты ного) движения по трассе. Электрони на страницах журнала. 1*1 столичной фирмы «Авто-99» поколдоная «отсечка» - на 6200 об/мин; темпевали над «Январем» и создали на базе ратура включения вентилятора - 99°С; стандартного блока весьма оригинальобороты холостого хода - 750 об/мин СПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙ ный двухрежимный контроллер, упрапри расходе 0,7-0,9 л/ч и СО - 0,7%. Как >й Теперь обратимся к цифрам вляемый из кабины. В емкой флэш-памяти «Января-5.1» им удалось размес(см. таблицу и графики). Максимальтить две полноценные (по 64 килобайная мощность двигателя существенно та каждая) программы, способные ковозросла. Но сказочный прирост в 83 мандовать двигателем. Причем для пеи 10,7 л. с. достигнут не только примерехода с одной на другую глушить монением модернизированных протор или останавливать автомобиль не грамм. Автомобиль со стандартным требуется - достаточно щелкнуть переконтроллером промерили после проключателем на центральной консоли. бега 10 000 км. За минувшее время Тестеры, компьютеры, глубокие позна(сейчас на одометре 28 тыс км) детали ния в области электроники водителю мотора окончательно притерлись и он уже не нужны - для него сделана воложил, да еще и нейтрализатор переггт».»;/»7!П7«7!Шт?1 шебная кнопка. Ткнул ее пальцем - австал влиять на его работу - уже весо116% с впрыскам топлива томобиль поехал иначе. Захотел вермая добавка. То же самое показал и до| 3% не вижу разницы нуться к старым настройкам - жми рожный тест. «Двенадцатая» стала шустрее благодаря чип-тюнингу и... еще раз.TURBOЕ «раскатившейся» ходовой (сравните данные по выбегам). Расход топлива. В городе все попрежнему - московские пробки уравняли шансы. Более того, многочисленные замеры позволяют сделать вывод: у вазовских переднеприводных автомобилей с двигателями 1,5 л аппетит окажется в указанных пределах независимо от числа клапанов на цилиндр и типа системы питания (впрыск или карбюратор). Речь идет об исправных, отрегулированных машинах и движении в плотном потоке рабочего дня. А вот на трассе разница заметна. Экономичная программа опустошает бак нетакбыстро, как стандартная и мощностная. Поняв, что после тюнинга в целом стало лучше, неплохо бы сравнить доработанные программы друг с другом. Разница в2 л. с. - вполне реальный показатель. Кривые мощности на графике тоже не вызывают сомнений. Тогда как слишком похожие цифры, полученные на дороге полигона, нуждаются в комментарии. Дело в том, что методики измерения максимальной скорости, эластичности и разгонов подразумевают движение с педалью газа, нажатой до нолика. Основные же различия между программами проявляются сильнее всего при малых открытиях дроссельной заслонки. И здесь никак не обойтись без субъективной оценки. Так вот, в экономичном режиме двигатель хуже везет на «низах». Радующее душу ускорение начинается лишь с 3000 об/мин. Дальше мотор крутится легко и развивает максимальную мощность к 5550 об/мин - поведение, достаточно типичное для шестнадцатиклапанника ВАЗ-2112. Эта программа хорошо себя зарекомендовала на просторном шоссе, где не надо часто обгонять с выездом на встречную полосу. Неважно, с какой скоростью едешь лишь бы не приходилось интенсивно ускоряться. Но если понадобится, включай пониженную передачу, чтобы попасть в тот диапазон оборотов, где мотор пошустрее. При этом «педалировать» надо интенсивно - деликатные нажатия нагазхороши лишь тогда, когда экономишь топливо. Другой конек программы - городские пробки, то есть неспешные перемещения в пото-•«•li.4,4. 44*44 J44,», и I , н » и . » » , . , , , , . ) . » . . VtY«».I.H»H.i и . , Ш ) м 1 . . ' и . н « РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ «ЗА РУЛЕМ»1 Параметры | Максимальная скорость, км/ч 1 Ригой: 0-100 км/ч, с 0-1000м, с | Эластичность: 60-100 км/ч (IV передача), с 80-120 км/ч (V передача), с | 60-140 км/ч (IV передача), с I Выбег | 150 км/ч - 0 , м II \ 1 I Максимальная мощность (стенд «Бош FLA-203»), кВт/л. с. при об/мин Средний эксплуатационный расход топлива, л/100 км*: трасса город серийная «вуиэмь"ЭКОНОМИЯ"ке, где резво не разгонишься. Здесь, приложив некоторые усилия, можно добиться расхода меньше 9 л/100 км (см. таблицу). Режим «Спорт» - полная противоположность. Двигатель хорошо везет даже на низких оборотах, сразу же отзывается на малейшее прикосновение к педали газа. Раскручивается уверенно и ровно - ярко выраженного подхвата нет. Программа вполне подходит для светофорныхгонокв полупустом городе. Не будет лишней и при динамичной езде по узким трассам, когда тг^уются интенсивные ускорения на обгонах. С ней шестнадцатиклапанный мотор прекрасно проявил себя при буксировке (ЗР, 2001, № 6). Расплата за приятную во всех отношениях программу чуть повышенный расход топлива. Почему-то полноценным у нас считают лишь тот тюнинг, при котором приходится перебирать агрегаты. Путь, конечно, увлекательный, но трудоемкий и дорогой. Вместе с тем возможности совершенствования электроники еще не исчерпаны. Во всяком случае, двухрежимный контроллер позволяет то, что не по силам доработанному «железу» - волшебной кнопки для замены на ходу ряда передаточных чисел в ближайшем будущем не ожидается. А если принять во внимание доступную цену подобного чип-тюнинга (2300 рублей для двигателей с нейтрализатором и 1850 - без него), то станет ясно, какой из путей совершенствования автомобиля действительно массовый. 1»1«Спорт» 179,8 12,3 33,9 15,2 22,8 31,8 2692 74,2/100,9 5280|17512,8 34,6 15,0 22,7179,8 12,7 34,0 15,2 23,0 33,2 2692 72,6/98,7 55502389 66,3/90,2 5080I6,8-7,3 8.7-9,16,4-6,9 8,7-9,16,8-7,4 8,8-9,2I ' Летняя эксплуатация.441«»1411>11lll)Mli14irH>ltrrfrt»fri»fH«*»4imHHIirrrtrtrr>rfH«<*<4'l'