16
17
АКТУАЛЬНОБАРАБАННАЯ ДРОБЬАВТОМОБИЛЬ ИСТОЧНИК ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ. ДАЖЕ ЕСЛИ ОН СДЕЛАН В СТАРОЙ ДОБРОЙ АНГЛИИ/ТРИЛЛЕРезкий звонок телефона поднял Михаила в первом часу ночи: Миша, бери машину и срочно ко мне, - голос шефа был неестественно спокоен и тих, отчего по спине прошел озноб. Через пятнадцать минут свет фар выхватил «Лендровер», а перед ним хозяина. Он стоял, широко расставив ноги и раскинув руки. В распахнутую дверь «Дискавери» просматривался растерзанный салон: лохмотья разноцветных проводов, развороченная консоль, с мясом выдранное сиденье. В глаза бросилась рваная пробоина на потолке. Вот тебе раз! Подорвали, что ли? Дальше - милиция, «скорая», буксировка «Лендровера» в гараж... Картина случившегося начала проясняться к полудню. Доктор рассказал, что пострадав-«уший отделался легко - его ударило не летящими осколками, а лопнувшей от них консолью. «А потому, - продолжал голос в трубке, - кости целы, нерувы не разорваны и нет кровотечений. Однако - обширные гематомы. Травма чревата потерей подвижности правой руки, если не хуже. Госпитализация дней на пятнадцать - двадцать плюс лечение - еще месяц-полтора, не меньше!» Сам шеф просил за него не волноваться и заняться в первую очередь машиной. Милиционеры твердо заявили: взрыва не было. Никаких следов взрывчатки, воздействия высокой температуры, разрушений ударной волной. «У вас, ребята, какая-то железка разлетелась! Да, именно с такой силой. Ищите...»0Вскоре позвонил слесарь из гаража: «Тут такое дело... Тормозной барабан рассыпался, который от ручника. Колодки целехоньки, шпильки на месте, лидл гайки - тоже, а барабан - в клочья. Несколько осколков аж раму пробили - это миллиметров пять, не меньше. С какой же скоростью надо было ударить? Консоль вырвало вместе с перчаточным ящиком, сиденье пассажира сорвало (хоть там не было никого). Трубу глушителя - насквозь. Пробило дверь, порог, осколками посекло обшивку потолка с козырьками. А пол - тот вообще как решето!» И все-таки не вражеские это происки, а обыкновенная поломка. Банальный брак. Звонки дилерам ничего не дали. Любезные менеджеры мигом скучнели, уяснив, что речь идет не о a b покупке, а о браке. «И вообще, I £Ь - добавлял каждый из них, Ик покупали вы у БМВ, а сейчас «Лендровер» под крылом у «Форда», вот к нему и обращайтесь». У «Форда» отвечают: «Мы вам ничего не продавали, разбирайтесь со своим БМВ». Что же им предъявить, как заставить признать брак? Михаил повертел в руках обломок барабана: по виду чугун... Что же его так разорвало? Может быть, внутренние напряжения? Вряд ли, чугун - ненапряженный материал. Усталость металла? Тоже нет машине только два года и пробег всего 20 тысяч. Перегрел? Вряд ли. Шеф ручником почти не пользовался. Разлетелся от большой скорости? На том пятачке больше 15 км/ч не разогнаться. Наехал на что-нибудь ночью (лом, рессору) и барабан заклинило? Тоже отпадает - ни в машине, ни на площадке ничего постороннего. Может, шеф ручник дернул на ходу? Ну и что. Должен притормозить, и все. Заклинить колодки не могут: конструкция не позволяет. Накладки без царапинки, девственные. Выходит, литье недоброкачественное? Отдам-ка барабан в лабораторию. Спустя десять дней на столе лежало заключение с весомой «шапкой» «Нижегородский центр технической диагностики, экспертизы и сертификации», с печатью и подписью директора. Солидно: химанализ, мехиспытания, металлография. Так: «Обнаружены макротрещины, развивающиеся параллельно внешней поверхности тонкой части барабана, что нехарактерно для хрупкого разрушения чугунов. ...Структура материала - серый чугун с перлитовой основой ...с пластинчатой формой графита. Соответствует марке СЧ-18 ГОСТ 1412 ...механические характеристики соответствуют... нормам для умеренно нагруженных тормозных барабанов». И 3дальше: «...деталь содержит избыточное количество графита пластинчатой формы, в значительной степени ослабляющей материал, ...в структуре... большое содержание твердой непластичной составляющей, что свидетельствует о прохождении отливкой упрочняющей тер-мообработки. Этим объясняются и довольно высокие мехсвойства (твердость и прочность) при низкой пластичности». Ага! Значит, они взяли дешевый чугун из экономии и просто упрочнили его? Ну-ка, что там дальше пишут? «Для изготовления тормозных барабанов обычно используют чугун более высокого класса прочности марок СЧ-20, СЧ-25 с получением требуемого комплекса механических свойств непосредственно после литья». Точно! Так и есть. А вот и заключение: «Причиной разрушения... явилась полученная хрупкость чугуна, вызванная избыточным количеством пластинчатого графита и упрочненной металлической основой». Скорее всего, барабан лопнул по старой трещине и начал расползаться на ходу, покуда крупная его часть не натолкнулась на препятствие, скажем, на лонжерон рамы, и не заклинила барабан вместе с карданом. Вся инерция катившейся двухтонной машины сконцентрировалась на куске металла, мгновенно застопорившего движение. Чудовищное напряжение не просто сломало барабан, а заставило его вспучиться на миг, чугун не выдержал и разлетелся сотней осколков, как граната. Теперь есть чем отчитаться перед шефом. К тому времени удалось найти представителя «Лендровера» в Москве. Зам. директора сам назначил дату и время встречи, пообещал все решить и попросил привезти осколки. Девятнадцатого апреля в назначенный час Михаил вошел в офис «Лендровера», но начальства на месте не оказалось! Зато была помощница директора. Она произносила ничего не значащие фразы, ввертывая по делу и без дела «Ю Кей». В итоге железки малой скоростью отправились в Великобританию, а Михаил - в Нижний Новгород, ждать решения англичан. Интересно, что они предложат: отремонтировать «Дискавери», заменить на новый или... ограничатся барабаном на замену? В заключение - краткие сведения о герое нашего триллера: «Лендровер-Дискавери» VIN SALL YGMM4WA. 1»1