Так выглядит ЯМЗ-7511. На других фото видны его отличия от предшественникас новымиРОССИЙСКИМИ ДИЗЕЛЯМИ МОЖНО ЕХАТЬ В ЕВРОПУТЕКСТ. ФОТО / АЛЕКСАНДР БУДКИНак уж сложилось, что при всем многообразии грузовой техники, выпускавшейся в Советском Союзе, львиную долю дизелей для нее поставлял Ярославский моторный завод, ныне ОАО «Автодизель». Около 300 наименований автомобилей, дорожных и строительных машин, военных шасси и т. п. приводилось в движение двигателями семейств ЯМЗ-236, 238. За три десятка лет в Ярославле произвели не один миллион этих моторов. И вот - долгожданная смена поколений. Эстафетную палочку от ветеранов приняли шестицилиндровый ЯМЗ-7601 и восьмицилиндровый ЯМЗ-7511.Тнормы токсичности Евро П, почти на 5% снизить расход топлива, повысить мощность и крутящий момент. Если прежняя «восьмерка» ЯМЗ-238 в разных модификациях (как с наддувом, так и без него) перекрывала диапазон мощностей от 180 до 330 л. с, выдавая крутящий момент от 880 до 1294 Н-м, то наследник ЯМЗ-7511 выжимает до1. На всех моторах семейства вместо единой головки цилиндров предусмотрены индивидуальные (на каждый цилиндр). Пока семейство освоено не полностью, такие ставят на самые мощные модификации двигателя. 2. Дополнительный маховик с демпфером крутильных колебаний устанавливают на восьмицилиндровые двигатели нового семейства. 3. Одно из наиболее заметных отличий - автоматическая фрикционная муфта включения вентилятора, управляемая давлением масла.420 л. с. (модификация ЯМЗ-7513) и «выкручивает» до 1765 Н-м. При более детальном знакомстве всплывают и другие плюсы. Вентилятор системы охлаждения включается лишь при необходимости (прежде он работал постоянно). Периодичность смены масла увеличилась до 25--30 тыс. км, а при использовании масел высоких групп качества (CF-4, CG-4) достигнет 50-80 тысяч. В состав силового агрегата будут входить новые коробки передач, в том числе с 14-ю ступенями, и однодисковое сцепление диафрагменного типа. Обещают внушительный ресурс - 800 тыс. км. Российские (или белорусские) грузовые автомобили с новыми силовыми агрегатами по своей тяговооруженности встанут теперь в один ряд с зарубежными, казавшимися еще недавно недосягаемыми. Магистральные тягачи получат принятые в Европе 10 л. с. на тонну полной массы и, главное, возможность туда, в Европу, выезжать. Без норм Евро П это было невозможно. Отметим, что речь идет о серийном изделии, которое выпускают уже второй год. Пока, правда, параллельно состарымидвигателями ив меньших объемах. К выходу этого номера с конвейера ярославского завода должен сойти полуторатысячный экземпляр. Всего же до конца 2001 года рассчитывают выпустить около 6000 таких моторов - столько намерен закупить Минский автозавод.ДОБРЫЕ ДЯДИНОВОЕ ПОКОЛЕНИЕНынешнее поколение дизелей, унаследовав размерность 130x140 мм (диаметр цилиндра и ходпоршня), получило другой рабочий процесс. Изменились конструкция поршня, форма камеры сгорания, снижена степень сжатия (на всех двигателях семейства установлен турбокомпрессор), применили другую топливную аппаратуру. Максимальное давление впрыска на новых дизелях возросло вдвое (!) - с 60 до 120 МПа (1200 эта). Диаметр и ход плунжеров ТНВД увеличили, а размер распыливаюших отверстий форсунки и про7.Z001Если новые двигатели так хороши, почему же их мало делают? Нетрудно догадаться: потому что мало покупают. А почему мало берут? Потому что они дороже - примерно на тысячу долла-ЗСТЬтпп л иипрпдйчи50уменьшили. Благодаря этим мероприятиям удалось вписать двигатель в