128
129
КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ^ У КАМИНАБЕЗУМНО ДАЛЕКИ ОТ НАРОДА...СПОР О СОВРЕМЕННОМ АВТОМОБИЛЕНаши герои из тех, для кого автомобиль не просто «ТС», а объект разностороннего технического интереса. Сейчас таких все больше. Оба работают в «средней» коммерческой фирме, и оба сейчас озабочены тем, какую машину купить в этом году. Вокруг важной для обоих темы завязалась дискуссия, окончание которой мы записали и представляем здесь.А Почему же не спрашивая? Люди плаБ тят деньги за более безопасные и экологически чистые автомобили. Хочешь убедиться - загляни в опросы общественного мнения...Александр БЕРЕЗИН, 34 года, в прошлом научный сотрудник НИИ, за рулем около семи лет; на своей карбюраторной «девятке» наматывает за год около 25 Я убежден в друголи автомобиль после А тысяч: «Современные автомобили совершенствуются так быстро, что даже медленвсех нововведений становится объек- Ф тивно лучше только с позиции проный прогресс отечественного автопрома на этом фоне выглядит стагнаДС давца или работника сервиса. Как однорацией. Не находишь?» зовая зажигалка, не рассчитанная на реАнатолий ФИРСОВ, 42 года, до недавнего времени зам. главного технолога монт. Тебе, конечно, заменят агрегат в на небольшом заводе; пару лет назад наезжал по 30-40 тысяч в год на разных сборе: турбоколтрессор, если машина заотечественных автомобилях, какое-то время владел подержанной иномаркой; дымила на разгоне, рычаг, если пыльник в ушедшем году расстался с последним из своих автомобилей. Пока ничего не шаровой порвался (опору все чаще делают купил - на метро ездить на работу почти втрое быстрее: «Насчет застоя споинтегрированной в рычаг - прим. ред.), рить трудно - темпы развития наших автолюбилей и впрямь не впечатляют. А вот или, скажем, стартер, если как-нибудь не насчет совершенства того, что производят «у них»... По-моему, последние лет так щелкает. Но чтоб разбирать генерашестъ-восемь автомобиль, как нечто, предназначенное для человека, деград - j . тор для замены подшипника или делать капитальный ремонт... дирует удручающими темпами». А Вот те на! Уж не хочешь ли ты сказать, вытекающими! У сегодняшних машин А Да, чтобы удешевить новый автомоБ что нынешние машины хуже тех, что развиваются лишь вторичные признаки. Б биль, его стараются выполнить бовыпускались десять лет назад? лее технологичным, сокращая колиПричем не вместе с первичными, а вместо них! Покупателям предлагают плачество узлов на сборке. Широкая номенНе надо утрировать. Есть объектив- Д тить за эти вторичные свойства, не клатура деталей - это большие наклад^—"^ \ные характеристики автомобиля Ф спрашивая, хотят они того или нет. ные расходы. \ { уакс с средства передвижения - первичV \ ные, если хочешь: динамика, жономич, • г ил/ми ^/ностъ, . уровень шума, управляемость. Так I вот, они почти не улучшились с середины S- \ . 90-х годов. Если новая модель и быст*^- ^-рее предшествующей, то только благодаря более мощному мотору. А А бурное развитие дизелей? Здесь-то Б прогресс налицо! Характеристики у них действитель- А но хорошие. Но куда делись неприхот- Ф ливостъ, копюрая всегда была преимуществом дизеля, простота, надежность? Знаешь, почему суперсовременные дизели в Россию не везут? А Ну хорошо, а, скажем, аэродинамика: Хороший автомобиль: на взгляд конструкторов... Б разве думали десять лет назад, что 1 - бампер интегрированный, окрашенный в цвет кузова; 2 - блок-фара с газоразрядными лампами; норлюй станет Сх на уровне 0,28-0^2? 3 - двигатель бензиновый с непосредственным впрыском топлива, наддувом низкого давления Ага, на 5% снижаем Сх, но при этом А на 10% увеличиваем «мидель» (наи- Ф большую площадь поперечного сечения - прим. ред.). Что толку-то? Экологи, понимаешь: СО в выхлопе снижают, а общий расход топлива растет - со всемис регулируемым входным направляющим аппаратом турбины, промежуточным охлаждением наддувочного воздуха и регулируемыми фазами газообмена; 4 - фронтальные, боковые, а также интегрированные в сиденья и стойки подушки безопасности; 5 - мультиплексная проводка; 6 - многорычажные подвески с рычагами из легких сплавов и амортизаторами с регулируемым демпфированием. Спереди - с интегрированными шаровыми опорами, сзади - с системой пассивного подруливания; 7 - неразборный ступичный узел с интегрированным подшипником; 8 - электронная система стабилизации (ABS+ESP+EBD+Tractlon Control). л5:удобным - при накопленном в мире опыте ( i ^ проектирования достичь этого не так уж ' сложно. В конце концов, опыт можно ку- ' пить. А дальше - подскажет назначение машины. Для легковой нужны при-. емлемые управляемость и колирорт, г ) л я \ ' внедорожной - проходимость и живу- \ честь, для универсала - вместимость ^J и умеренный аппетит.SА Но ведь не будет же весь мир делать Б автомобили под нас. А что можем сделать мы для себя, каждый знает. У американцев или европейцев немно- А го другие требования, но, думаю, и Ф они не откажутся иметь автомобиль в меру удобный и практичный, а главное, изначально простой и надежный, как автомат Калашникова. Добавлять к нему что-либо или нет - дело вкуса. Д А тебе не кажется, что получатся Б «Жигули», которые уже ив России стремительно теряют популярность? Нет, давай оставим ФИАТ-124 в покое. Д Об этом уровне речь, конечно, не идет. Ф АА «Мерседес»?8 7 ...и придирчивых потребителей (по мнению А Ф.) 1 - бампер неокрашенный, составной из нескольких частей; 2 - отдельные фары под общим стеклом; 3 - двигатель бензиновый с распределенным впрыском топлива; 4 - удобные сиденья с прочным каркасом и ремни безопасности; 5 - традиционная проводка; 6 - подвеска спереди - типа «Мак-Ферсон», сзади - упругая поперечная балка; 7 - ступичный узел традиционной конструкции; 8 - тормозная система без электронного регулирования. А он становится дешевле? Вместо про- А стой и надежной машины тебе предла- Ф гают облегченную версию космического корабля, совершенно неремонтопригодного и напичканного бог знает чем. Деньги берут за дешево сделанный автомобиль с дорогим дополнительным оборудованием. 10-15% и так далее. Я уже не говорю о том, что за «испорченный» автолюбилъ придется больше платить. Да, конечно, объяснят, что все сделано исключительно для человека. А ты это заказывал? И главное - такие псевдобезопасные автомобили будут разбиваться ничуть не реже, чем «десятки» или «москвичи». ПоД А безопасность ты считаешь «вторич- тому что безопасность не в количестве подушек, а в голове водителя. Б ным» признаком или «первичным»?БЕсли мне предложат на выбор авто- А мобиль, безопасный при аварии на ско- Ф рости 60 км/ч или на скорости 90 - не задумываясь, выберу первый. И не потому, что мне жизнь недорога. А потому, что второй автомобиль будет на 400-600 кг тяжелее (из-за множества энергопоглощающих элементов), на 100-150 мм длиннее (иначе не обеспечить нужного замедления при лобовол! ударе), на него обязательно поставят двигатель чуть большего объема, чтобы хоть как-то компенсировать возросшую массу, расход топлива окажется выше наСмотря какого года. Сегодняшние А слишком сложны, чтобы быть кон- Ф структивно надежнылш. Их долговечность, если хочешь, «беспроблемность» обеспечивается не рациональной А У-у, куда тебя понесло. Наверное, конструкцией, а дорогим обслуживаниБ встал не с той ноги. Ну ладно, а ты ем. Для сегодняшней России это вряд ли сам всегда по Правилам ездишь? И каподойдет. Нужен разумный компромисс. кой автомобиль ты считаешь идеальНо только из ныне выпускаемых я ничего путного назвать не могу. ным - консервную банку на колесах?Прошу заметить: я не отрицаю дости- Д А Пессимист. Без-на-деж-ный. жений техники и технологии, а высту- Ф Б паю против автомобилей, созданных Думай, как хочешь. А ради демонстрации этих достижений. В Ф России машина должна начинаться с крепА Вот яи думаю. В твоих мыслях есть кой подвески и жаркой «печки». Кроме тоБ рациональное зерно. Разулшый компрого, любое современное транспортное средмисс мог бы оказаться очень кстати. ство должно быть надежным и более-менее Прости за банальность, не кажется тебе, что у наших заводов есть хорошие шансы ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЕЙ РАЗНЫХ ЛЕТ ВЫПУСКА* учесть чужие ошибки и все такое?Рабочий объем, л Автомобиль 1,6 Автомобиль 1,6 Автомобиль 1.6 16V Автомобиль 1.6 16V Мощность, кВт Разгон 0-100 км/ч с 11,5 12,0 11.5 11.5 Максимальная скорость, км/ч Снаряженная масса, кгГод выпуска 1983 19В7 1995 20026666 73 74170175 190 188920945 9901090Значит, ты веришь в светлое будущее А наших заводов? Ф А Хотел бы! Б Оптимист. Не-ис-пра-ви-мый.1№|'Весьма красноречивы технические характеристики, принадлежащие популярному европейскому автомобилю малого класса, модель одна но поколения разные. Один из участников нашей дискуссии отмечает, что двигатели при том же объеме становятся все мощнее, а автомобили - все безопаснее Другой указывает что неуклонно растет «лишняя» масса и как не тужатся двигзтелисгы заставить машину энергичнее разгоняться или быстрее ехать все труднее В общем, к одним и тем же цифрам можно дать совсем разные комментарииФ129