76
77
78
79
I ТЕХНИКА |/НОВИНКИМАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИПИ / АЛЕКСЕИ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ, М АКСИМ САЧКОВДВАЖДЫ ДВАЗАЧЕМ ДВА СЦЕПЛЕНИЯ? ЧТОБЫ ОДНОВРЕМЕННО ВКЛЮЧИТЬ ДВЕ ПЕРЕДАЧИ.Коробка передач DSG (Directschaltgetriebe коробка прямого включения), установленная на «Ауди-ТТ 3,2 Кваттро», объединяет достоинства автоматики и механической «шестиступки». Корни новинки в автоспорте: еще в 1985 году провели испытания «Ауди-Спорт Кваттро S1» с трансмиссией подобной конструкции. Агрегат «прямого включения» позволяет делать то, что в обычной коробке неминуемо привело бы к поломке и заклиниванию: включать фазу две передачи. Например, вы включили первую, а «воткнулась» она одновременно со второй.внутренний - сплошной, наружный - полый. На первом стоят шестерни I, III, V передач и заднего хода. На втором - шестерни II, IV и VI передач. Каждый из первичных валов подсоединен к двигателю через отдельное многодисковое сцепление, работающее в масляной ванне. По командам процессора зубчатые муфты перемешают на валах гидравлические исполнительные механизмы, так называемые актуаторы. Аналогично управляют сцеплениями. Водителю остается лишь выбрать режим: спортивный, обычный или ручной. В последнем случае команду на повыше-Ь * :}У ^ LUMM Шние или понижение передачи он дает с помощью подрулевых рычажков. Новая трансмиссия пропускает через себя крутящий момент до 350 Нм , позволяет разогнать «Ауди-ТТ» до первой «сотни» за 6,4 си ограничивает аппетит автомобиля 9,8 л / 100 км. В желании создать «прямую» коробку конструкторы «Ауди» не одиноки. Над подобным агрегатом, только с сухими сцеплениями, уже работает известная фирма «ЛуК», так что, возможно, скоро включать две передачи одновременно станут водители многих автомобилей.Рис. 1. Включены первая и вторая передачи, но работает пока первая: I - первичный вал 1; 2 - от двигателя: 3 - первичный вал 2; 4 - сцепление 2 (выключено); 5 - сцепление 1 (включено); 6 - отбор мощности к дифференциалу; 7 - шестерня заднего хода; 8 - шестерня VI передачи; 9 - шестерня V передачи; 10 - шестерня I передачи (в работе); II - шестерня III передачи; 12 - шестерня IV передачи; 13 - шестерня II передачи (включена вхолостую); 14 - отбор мощности к дифференциалу; 15 - шестерня дифференциала.Для переключения вверх или вниз достаточно нажать рычажки«+» или «Хитрость в том, что, пока шестерни первой передачи передают крутящий момент, вторая до поры отсоединена дополнительным сцеплением. Когда автомобиль достаточно разогнался, умная автоматика, выключая первое сцепление, одновременно включает второе. Переключение происходит плавно, без разрыва потока мощности. После включения второй передачи электронные «мозги» прикидывают ваши дальнейшие действия и заранее подключают, например, третью ступень. В отличие от обычной механической коробки, в DSG первичный вал двойной:Рис. 2. Включены вторая и третья передачи, работает вторая: 1 - сцепление 2 (включено); 2 - сцепление 1 (выключено); 3 - шестерня III передачи (включена вхолостую); 4 - шестерня II передачи (в работе). ПОБУДКУЗАКАЗЫВАЛИ?«ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ БУДИЛЬНИК» ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙвтомобили пока не стали столь совершенными, чтобы позволить водителю спать за рулем. Значит, надо научить машину пресекать попытки человека прикорнуть на ходу. Специалисты московской фирмы «Нейроком» разработали телеметрическую систему контроля бодрствования водителя (сокращенно ТСКБВ). Передатчик «будильника» - электронные часы со встроенными датчиками, отслеживающими физиологическое состояние водителя, - надевают на запястье. Основной параметр, который контролируют датчики, - электродермальное (то есть кожное) сопротивление. Когда водитель начинает клевать носом, все реакции в организме замедляются, а считываемый электродами параметр растет. Как только он достигает критического максимума, передатчик посылает радиосигнал на приемное устройство.АПо габаритам оно сравнимо с магнитолой и без труда встанет на ее штатное место. Сигнал тревоги взбодрит водителя за несколько секунд до наступления сна. Кроме того, шоф ер постоянно может контролировать свое состояние по световому табло, расположенному на приемном устройстве. Телеметрические системы, которые не дают заснуть за рулем, уже известны. Новизна российского устройства в том, что пороговые значения, определяющие состояние водителя и соответствующий алгоритм работы датчиков, выведены из обширной медицинской статистики, которую специалисты московской фирмы собирают 10 лет. Наработки «Нейрокома» уже используют в устройствах, контролирующих состояние машинистов электропоездов, а также проверяющих здоровье водителей перед выездом в рейс. Основные компоненты «антисонника» датчик, встроенный в наручные часы. и «будильник».яввшНИРЛ*г•;Москва, Кутузовский пр-т, 45, подъезд 11. *~~~~/ /)/ Т еп - : +7(095)148-5900/01 tyf*?^ 148-8992/93 e-mailV^jj/[email protected] www.amtelryre.comк1ш I ТЕХНИКА/НОВИНКИДИЗЕЛЬ OTTO«КАЛИЛЬНОЕ ЗАЖИГАНИЕ» СЭКОНОМИТ ТОПЛИВОИнженеры фирм «АВЛ Лист» и «ФЕВ Моторентехник» готовы разрушить сложившийся стереотип: самовоспламенения горючей смеси в цилиндрах бензинового двигателя (немцы до сих пор называют его мотором Отто) следует всячески избегать. Иначе - ни мощности, ни ресурса. Эти неприятности, однако, обусловлены не тем, что смесь сгорает под воздействием высокой температуры в камере без поджита. Главное зло - в неконтролируемости процесса и непредсказуемости момента воспламенения. Изобретателям удалось построить стационарный экспериментальный двигатель, который сочетает в себе черты бензинового и дизельного моторов. Более того, он переключается из одного режима работы в другой по команде управляющего модуля. На режиме максимальной мощности вспышка топливного заряда инициируется искрой от свечи зажигания. При частичных нагрузках воспламенение происходит от сжатия в момент впрыска. Для поддержания необходимой температуры вкамере сгорания используют рециркуляцию выхлопных газов. Экспериментальный мотор почти не выбрасывает в атмосферу вредных окислов азота, нейтрализация которых до сих пор была самым твердым орешком и требовала накопительных нейтрализаторов и других сложных устройств. Посмотрите на диаграммы. Самый высокий столбик соответствует обычному двигателю с дроссельной заслонкой, средний - мотору с регулируемым открытием клапанов (как «Вэлвтроник» у БМВ), наконец, правый - самый маленький относится к экспериментальному «оттодизелю» (на режиме частичной нагрузки). По сравнению с обычным мотором у прототипа на 20% меньше удельный расход топлива, а выигрыш по NO x более чем в... 100 раз!200015001000Удельный расход топлива.Выбросы окислов азота, частиц на 1 млн.ПРАЗДНИК ПОСЛУШАНИЯБМВ САМ ЗАЙМЕТ МЕСТО НА СТОЯНКЕМы уже писали об экспериментальном БМВ-Х5 для программы «Коннектед драйв» (ЗР, 2003, № 1). В этом автомобиле трудно попасть в аварию: всевозможные электронные помощники подстрахуют от неверныхдействий. Более того, они компенсируют полное отсутствие навыков парковки вдоль тротуара. «Парк эссист» потребует от водителя лишь медленно проехать на расстоянии менее одного метра мимо просвета между стоящими автомобилями. Если зазор достаточен, автомат даст «добро» на парковку. Остается лишь включить соответствующий режим и задний ход (уж это водитель должен уметь). Теперь - долой руки с баранки, все внимание педалям газа и тормоза. Сервомотор «Парк эссиста» сам будет крутить руль и следить за траекторией движения. Как только автомобиль встанет параллельно тротуару, нежный голос попросит вас немного продвинуться вперед до середины свободного пространства. За рулем при этом по-прежнему автоматический парковщик. Когда вы достигнете нужной точки, вас вежливо попросят остановиться, поздравят с удачной парковкой и даже пожелают приятного шопинга. На правах рекламыНАМ НЕ СТРАШЕН ПОЛИСМЕН!«ОБРАЗОВАННЫЙ» РАДАР-ДЕТЕКТОРирма «Морфей» (Morpheous) окрестила Ф-кунебольшой монитор, похожий Пайлот».свою разработдорожным пилотом - «Роуд Перед водителем на карманный компьютер. Сложная электронная начинка обеспечивает постоянную связь «Роуд Пайлота» с навигационными спутниками GPS не столько ради определения вашего местонахождения, сколько для точного измерения скорости, на которое штатный спидометр не способен. Впрочем, знание географического положения автомобиля тоже необходимо. Ведь в память устройства заложены данные о местонахождении полицейских стационарных фотокамер радаров. В отличие от сканеров-антирадаров, использование такой информации европейскими законами не запрещено. «Роуд Пайлот» знает также все действующие ограничения скорости (кроме, конечно, временных, например, в связи с ремонтом дороги) вблизи этих полицейских объектов, поэтому он вовремя выведет на экран предупреждение об очередной «засаде». В отличие от пищащих «кобр», «Роуд Пайлот» промолчит, если вы не превысили скорость в зоне действия камеры, не среагирует на радары, измеряющие скорость встречного потока или установленные на параллельной дороге... Конечно, полисмены тоже не лыком шиты: они меняют расположение «ловушек». Но все нововведения отслеживает компания «Морфей» и выкладывает их на свой сайт в Интернете. Достаточно лишь на минуту подключить компьютер специальным кабелем к «Роуд Пайлоту», чтобы скачать все изменения в память прибора.