124
КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»УСОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ«ЖЕЛЕЗНЫЙ БРАТ» ВСЕГДА ПРАВНАРОДНЫЕ ПДДТЕКСТ / ДМИТРИЙ МИТРОШИНТрамвай - старейший из современных видов общественного городского транспорта. Его главный недостаток как участника движения очевиден: большие габариты при весьма ограниченной маневренности (если о ней вообще можно говорить в отношении рельсового транспорта). Для загруженных городских магистралей трамвай - кость в горле, в то же время полностью отказываться от него никто не собирается.У водителей часто возникают вполне конкретные затруднения во взаимоотношениях с трамваем на дороге. Специалистам хорошо известно «белое пятно» современных ПДД, возникшее еще во времена их утверждения десять лет назад. Проблемная ситуация, о которой мы сейчас поговорим, может иметь несколько вариантов, однако у всех - одни корни. Итак, трамвайные пути проложены посередине проезжей части дороги. Автомобили и трамваи мирно сосуществуют, пока речь идет о параллельном (или встречном) движении. Невозникает (по крайней мере с точки зрения ПДД) проблем и тогда, когда водитель автомобиля собирается свернуть с этой дороги: поворачивая налево или разворачиваясь, он, согласно пунктам 8.8 или 13.11 (в зависимости от того, в каком месте совершается маневр), должен уступить дорогу попутному и встречному трамваю. Сложнее, когда поворачивать начинает трамвай. Если вне перекрестков он однозначно пользуется приоритетом перед автомобилями, то поворот на нерегулируемом перекрестке неравнозначных дорог может стать причиной серьезного ДТП. На рис. 1 изображена ситуация, когда приоритет в движении рельсового и безрельсового транспорта не оговорен (обратите внимание, в обоих случаях речь о взаимоотношениях транспортных средств на главной дороге, которая не меняет направления). Опытный водитель скажет, что осложнений быть не должно, поскольку в этом случае действует общее правило: при прочих равных условиях трамвай имеет преимущество передавтомобилем. Но настолько ли это очевидно? Обратимся к основному закону водителя - ПДД. Проезд нерегулируемых перекрестков регламентируется пунктами 13.9-13.13. Но пункт 13.9 Правил не подходит, поскольку речь здесь идет о приоритете транспортного средства, находящегося на главной дороге по отношению к «второстепенным» участ-ных средств на второстепенной дороге: если о приоритете не сумеют «договориться» заранее, жди ДТП. Зачастую не решает проблем даже то, что на таких сложных перекрестках устанавливаются светофоры, поскольку в условиях низкой интенсивности движения (например, ночью) они, как правило, работают в режиме «мигал-никам движения. Пункт 13.10 вроде бы способен расставить все точки над «i», поскольку для определения преимущества водителей, движущихся по главной дороге, отсылает их к правилам проезда перекрестков равнозначных дорог: согласно пункту 13.11, на таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами. Но... пункт 13.10 справедлив только для ситуаций, когда главная дорога на перекрестке меняет направление. Ни пункт 13.12, ни 13.13 также не способны внести ясность в создавшуюся коллизию. Что же прикажете делать водителю? На рис. 2 изображена несколько иная ситуация, однако действующие ПДД и тут бессильны! Кстати, это касается и транспортки». Перекресток становится нерегулируемым, и вступают в действие знаки приоритета. Как же быть? Мы бы посоветовали водителям не ждать милости от властей (когда дождемся?) и пропускать трамвай всегда. Это общий принцип, который справедлив для большинства ситуаций. Поэтому, приближаясь к перекрестку, где трамвайные пути сворачивают на примыкающую дорогу, внимательнее смотрите за сигналами, подаваемыми водителем трамвая. Нелишне будет и притормозить. Здесь еще один железный (в самом непосредственном смысле слова) аргумент: в неравной «битве» с трамваем, как правило, победитель предопределен! 1»Т|