126
127
КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»^ У КАМИНАГОСТЬ КЛУБА - ГЛАВА «ПРАВОРУЛЬНОГО» КРАЯ. ЗДЕСЬ ЖЕ ДИСКУТИРУЕМ: ТАК ЛИ ХОРОШИ СОВРЕМЕННЫЕ ИНОМАРКИ? ВСПОМНИМ БЫЛОЕ - ПИСАТЕЛЬ РЕМАРК НЕ ЛЮБИЛ «МЕРСЕДЕСЫ» А НАРКОМ МОЛОТОВ ПРИЗЫВАЛ БРАТЬ ПРИМЕР С «БУРЖУАЗНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ».ПРОБЛЕМА «ПРАВОГО» РУЛЯЧТО ДУМАЕТ О НЕЙ ГУБЕРНАТОР ПРИМОРЬЯ СЕРГЕЙ ДАРЬКИНна «правый» руль, - говорит глава администрации Приморья Сергей Дарькин. - Большая часть живущих в крае автомобилистов ездит именно на таких машинах, и от этого никуда не деться. Причем львиную долю автопарка составляют семи-десятилетние машины, более «свежие» позволить себе могут немногие. Так же не могут они позволить себе купить ни новый, ни подержанный российский автомоСЕРГЕИ ДАРЬКИН: «Я много общался с бизнесменами из Японии и Кореи. и они считают, что новые автомобили ввозить сюда неинтересна Так же как и что-то здесь собирать».ТЕКСТ, ФОТО / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТОСпоры о том, можно ли запретить у нас автомобили с «правым» рулем или нет, возникают с путающей регулярностью почти 10 лет. Прошлой осенью они вспыхнули с новой силой после ряда резких заявлений министра промышленности Ильи Клебанова. Да что там споры - жители Дальнего Востока были готовы на забастовки и митинги, лишь бы отстоять свое право на «правый» руль! К началу зимы конфликт вроде бы разрешился: министр заявил, что речь о запрещении не идет, а лишь о создании альтернативы. Но мы все же решили вернуться к этой теме, чтобы понять а что дальше?КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ «Праворукие» давно уже стали реальностью нашей жизни. В начале 2002 года на учете в ГИБДД их состояло больше 900 тыс., а сейчас эта цифра наверняка перевалила за миллион. Среди иномарок каждая третья - с «правым» рулем. Значит, они составляют свыше 5% всего легкового автопарка России! И это - в среднем. В Хабаровском, Приморском краях их доля уже 75%, а в краевых центрах - 90%. На подержанных автомобилях из Японии передвигаются сотрудники ГИБДД и местной администрации, «скорой помощи» и других служб. Но Дальним Востоком экспансия «праворуких» не ограничивается: сегодня они составляют до 50% автопарка в Сибирском регионе. Из Владивостока и Хабаровска ежедневно отправляются составы с подержанными «японками». Основные маршруты их следования - Красноярск, Новосибирск, а еще Москва, Краснодар. И все-таки «родовое гнездо» их - Приморье. - Как губернатор края всеми силами буду отстаивать право наших жителейбиль. Причин тому две: цена (новая отечественная машина дороже импортной подержанной, ведь доставка к нам обойдется в 1-13 тыс. долл.) и качество. Ни для кого не секрет, что оно даже у самого современного российского автомобиля ниже, чем у семи-десятилетнего японского. Соответственно ниже уровень безопасности, комфорта. Это если говорить о новых автомобилях. Подержанная же российская техника и вовсе не удовлетворяет никаким требованиям. Нельзя забывать ио том, что сегодня на Дальнем Востоке в автомобильном бизнесе заняты десятки тысяч людей. Это и моряки, участвующие в приобретении автомобилей в Японии и доставке их до российских портов, и продавцы, и железнодорожники, а также владельцы и сотрудники бесчисленных магазинов ифирм по продаже запчастей, «разборок», автосервисов и т. д. Сегодня (к сожалению или счастью - не знаем) это - основной бизнес в регионе, главный источник таможенных и налоговых поступлений. И люди, занятые в нем, вкупе с армией автовладельцев - большая сила. Любая попытка запретить «правый» руль не только оставляет их без «колес», но и без куска хлеба. И тогда социального взрыва со всеми вытекающими последствиями - вплоть до попыток объявить «Дальневосточную республику» - не избежать. ...ПОМИЛОВАТЬ ТОЖЕ - В то же время как государственный чиновник, - продолжает губернатор, я понимаю, что, если не ввести ограничительные меры на пути автомобильного секонд-хэнда, мы не сможем привлечь в страну ив край инвестиции. Тот же наш сосед - Китай - ввел пошлины на ввоз в страну иномарок (до 300%!) и благодаря этому привлек несколько миллиардов долларов в виде инвестиций в автопром. И японские, и корейские корпорации там открыли уже несколько сборочных производств. Какие они собирают автомобили - китайские, японские? Какая разница! Японцы «обошли» пошлины ив то же время могут продвигать свои товары; китайцы получили современные заводы, рабочие места и - автомобили... Мы тоже рассчитываем привлечь инвестиции на Дальний Восток, в том числе для строительства здесь сборочных производств. Министр Клебанов, оставив на время мысль о запрещении «правого» руля, тоже занялся поиском инвесторов. «Южнокорейский большой бизнес готов обсудить с российской стороной возможность налаживания производства автомобилей на российском Дальнем Востоке», - заявил он после переговоров и встреч в Сеуле с руководством Корейской ассоциации международной торговли. Хотелось бы в это верить, только есть несколько «но». Во-первых, Японии сегодня просто выгодно иметь рядом рынок сбыта для подержанных автомобилей. Ее законодательство подталкивает автовладельца избавиться от машины после пяти-семи лет эксплуатации, чтобы купить новую. Старую надо утилизировать (это стоит денег), а тут есть возможность продать ее за пределы островов! - Я много обшался с бизнесменами из Японии и Кореи, и они считают, что новые автомобили ввозить сюда неинтересно, - делится своими соображениями Сергей Дарькин. - Так же как и чтото здесь собирать. Куда выгоднее завозить подержанные автомобили, тем более, что уже сложились отлаженные схемы. По сути, мы остаемся крупнейшими потребителями вторсырья. Это во-первых. Во-вторых, кто будет на Дальнем Востоке покупать новые (читай: дорогие) автомобили? Местный потребитель в массе своей ищет транспортное средство за 3-5 тыс. у. е., а новых иномарок за такие деньги не бывает по определению. Кроме того, население Приморского края всего-то 2 млн. чел. (а округа - около 7 млн.). Строить сборочный завод только для них? Невыгодно. Рассчитывать и на другие регионы России? Нерентабельно - перевозка встанет в копеечку... Словом, трудно быть самой большой в мире страной - то, что в Москве здорово, неизвестно как аукнется на Сахалине.БЕЗ РЕЦЕПТА Вот мы все говорим - «правый» руль... Что мы за него уцепились! По последним данным, повышенной аварийности с участием таких автомобилей нет как таковой, а в смысле экологии они на порядок выше наших... В разных странах на их регистрацию и эксплуатацию смотрят по-разному. В той же Японии на каком «руле» хочешь, на таком и разъезжай. Главная проблема отнюдь не в том, с какой стороны сидит водитель, а в подержанных «японках» как явлении: рядом с бедным регионом небогатой страны расцвела самая передовая в мире автоиндустрия - без коллизий здесь не обойтись. Сколько потребуется лет России, чтобы догнать по уровню ВВП Японию? По одним расчетам - 20 лет, по другим - 50, а некоторые уверены, что отстали навсегда. Пытаться догнать, конечно, в любом случае надо, только не забывать при этом, что страна у нас большая и многообразная. А та же самая Концепция развития автопрома явно писана теми, кто считает, что Россия заканчивается Уралом про специфику Дальнего Востока и перспективы региона там ни слова... Между прочим, от Владивостока до Тольятти - 8 тыс. км, а до предместий Токио, где собирают «тойоты», - 500. Есть о чем подумать. Пока что самым реалистичным из фантастических проектов решения проблемы специалисты считают перенос части производства отечественных автозаводов на Дальний Восток. Якобы и АвтоВАЗ, и ГАЗ такие проекты рассматривают. Поживемувидим. Только хорошо бы до этого подтянуть качество наших новых автомобилей хотя бы до уровня японских «семилеток». Пока же ни о каком запрете «правого» руля речи быть не может (причины - см. выше), так же как и об ограничениях по месту регистрации: то есть во Владивостоке на учет ставить можно, а в Рязани - нет. Любой мало-мальски грамотный юрист в суде от такого документа камня на камне не оставит. Так же как ио введении запретительных пошлин на подержанные иномарки вообще. Пока не будут решены связанные с этим проблемы на Дальнем Востоке, никакой альтернативы «правому» рулю нет... 1»1