70
71
ТЕХНИКА /МАШИНЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, НО... БОЛЬШЕКОМПАКТНЫЕ ВЭНЫ ПРЕТЕНДУЮТ НА ЛИДЕРСТВОТЕКСТ / СЕРГЕИ КАНУННИКОВПО СЛЕДАМ БАГАЖНОГО ВАГОНАВ начале 80-х, когда на рынке появились вместительные автомобили, похожие на уменьшенные микроавтобусы, никто, даже их создатели, не рассчитывал на столь грандиозный рыночный успех. Машины, названные «по-американски» - мини-вэнами (van - фургон, багажный вагон), интересные, казалось бы, лишь узкому кругу покупателей заядлым спортсменам или туристам, год от года становились все популярнее. Нынче «багажные вагоны» выпускают почти все крупные фирмы, мини-вэн готовит даже БМВ (см. ЗР, 2003, № 1). Тенденция последних лет - на рынке все больше «вагонов» одного из самых популярных в мире классов: С, он же «гольф-класс» (длиной 3900-4400 мм). Модельный ряд без компактного вэна в наши дни выглядит неполным. Больше того: пятое поколение «Фольксвагена-Гольф» дебютирует в этом году именно мини-вэном с собственным именем «Туран» (см. ЗР, 2002, № 11). Вагончики настойчиво вытесняют привычные грузопассажирские машины. Например, «Мицубиси» не предлагает в классе С универсалы, лишь минивэны. Конечно, любая классификация условна - популярный «Спейс Стар» иногда называют универсалом. Но по высоте и вместимости (см. табл. 1) этот автомобиль близок к категории «багажных вагонов». Кстати, на заре эпохи мини-вэнов у нас их называли «универсалами повышенной вместимости». Немного громоздкое определение точно характеризовало основное отличие этих машин от одноклассников - больший внутренний объем. БОЛЬШЕ БАГАЖНИКА! Попробуем вместе с конструкторами спроектировать современный компактный мини-вэн, сохранив «фундамент» платформу автомобиля класса С. Длиной и шириной особенно не поиграешь. Иногда, правда, мини-вэн переходит в следующий класс. Например, «ОпельМерива», представленный осенью прошлого года в Париже, создан на основе «Корсы» - автомобиля класса В. Но «пеВ основе просторного «Опеля-Мерива» «всего лишь» «Корса» - модель класса В. Подчеркивая универсальность «Мерседеса-Беиц Ванео», фирма предлагает в качестве опции специальные комплекты оборудования, например для заводчиков собак. прибавить еще один ряд сидений. Таков семиместный «Фольксваген-Туран». Впрочем, два дополнительных кресла не самоцель, тем более, что при длине автомобиля до 4400 мм пассажирам заднего ряда тесновато. Важнее, что даже минимальный объем багажника высокого автомобиля составляет, как правило, 350-400 л, а максимальный... Рекордсмен по этому показателю «Мерседес-Бенц Ванео» (правда, в пятиместном варианте автомобиль заметно отстает от аналогов) сумел обогнать не только одноклассников, но и старшие ТАБЛИЦА 1.РАЗМЕРЫ И ОБЪЕМ БАГАЖНИКОВ МИМИ-ВЭНОВРазмеры,Д.Ш1В.реростки» - скорее исключение. В ширину вагоны вырастают по сравнению с одноклассниками - универсалами или хэтчбеками - максимум на 50 мм. У рекордсмена по этому показателю «ФИАТ-Мультипла» нет прямого аналога. Кстати, этот вэн короче универсала - одноклассника «Палио». Сделать машину по-настоящему вагонной не удастся: небольшой капот необходим. Во-первых, «загнать» двигатель под салон легкового автомобиля невозможно. Во-вторых, строгие требования безопасности заставляют конструкторов заботиться о сминаемой при фронтальном ударе зоне кузова. Кстати, в Европе все чаще говорят о реанимации капотных грузовиков. А «носатые» мини-вэны выглядят на тестах по пассивной безопасности вполне достойно. Итак, наращиваем автомобиль в высоту. «Автобусная» посадка водителя и пассажиров позволяет иногда дажеОбъем багажника. мин./макс, л 550/1970 385/1255 350/1285 400/2745 150/3000 370/1710 440/1950 490/1300 410/1800 415/н.д.<Ситроен-Ксара Пикассо» «ФИАТ-Мультипла» •Хёндэ-Мейтрикс» «Мазда-Примаси» «Мерседес-Бенц Ванео» «Мицубиси-Спейс Стар» «Ниссан-Апмера Тино» «Опель-Мери ва» «Рено-Сценик» «Тойота-Королла Вер со»4275x1750x1635 3995x1870x1670 4025x1740x1630 4340x1710x1570 4190x1740x1830 4030x1715x1560 4265x1760x1610 4040x1694x1620 4170x1700x1680 4240x1710x1610 машины. В солидный универсал «Мерседес-Бенц» класса С при сложенных задних сиденьях вмещается всего 1385 л поклажи - в два с лишним раза меньше, чем в коротенький «Ванео»! Дополнительный внутренний объем позволяет также увеличить количество столь ценимых покупателями удобных «бардачков», кармашков, ниш, разместив их в том числе над головой ездоков, под высокой крышей. Обещают, что в «Фольксвагене-Туран» будет 39 «тайников». Только бы не забыть, что куда засунул! Итак, кузов под стандартную платформу готов, осталось немного доработать подвески. В остальном мини-вэн почти не отличается от «одноплатформников». С ЧИТАЕМ «ПОТЕРИ» Конечно, автомобиль не только подрос, но и располнел. Однако снаряженная масса выросла всего на 50-150 кг, а полная - на 100-200 кг. Это очень важные показатели. В грузовик машина не превратилась, ведь козырь мини-вэна не грузоподъемность, а объем. Дополнительные килограммы и милВнутри небольшой «Тойоты-Королла Версо» 22 «бардачка» суммарным объемом 56 (!) литров.лиметры, разумеется, ухудшили аэродинамику, а значит - динамику. Но... значительно меньше, чем могло показаться на первый взгляд (табл. 2). Потери в максимальной скорости и динамике, по сравнению с классическими универсалами-одноклассниками, заметит разве что вооруженный точной аппаратурой испытатель на полигоне. Да и повышенный расход топлива, ощутимый лишь в городском цикле, - «копейки» по сравнению с возросшей вместительностью машины. И наконец, цена. В Германии минивэн в среднем на 1300 евро дороже аналогичного универсала. Европейцам этаСделав автомобиль необычно широким, конструкторы «ФИАТ-Мультипла» сумели разместить в нем шесть сидений. разница не кажется неподъемной. Они готовы доплатить за практичность и универсальность. Менее обеспеченные и более консервативные россияне пока не очень жалуют «багажные вагоны», хотя интерес к подержанным экземплярам все заметнее. В ЗОНЕ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ Универсальные автомобили (не в узком понимании грузопассажирского «сарая», а соединяющие в себе достоинства нескольких машин с разными кузовами) - «тема дня». Создатели большинства концепт-каров соревнуются друг с другом в строительстве трансформеров - универсал с отделкой представительского седана превращается в пикап и даже в кабриолет. Современные компактные мини-вэны - воплощение «глобальной универсальности» в серийном производстве. По динамике, экономичности и управляемости нынешние «багажные вагоны» практически не уступают легковым автомобилям, по комфорту - близки к туристическому автобусу, по вместимости - соперничают с небольшими фургонами. Вероятно, в классе С практичные вместительные мини-вэны (они же универсалы повышенной вместимости) будут и дальше вытеснять классические «сараи». Наверное, в популярности этих автомобилей отчасти повинна мода. Ведь большие семьи в Европе редкость, да и громоздкую спортивную утварь возят не часто и не все. Тем не менее, потребители голосуют за универсальность евро. Их можно понять: «больше автомобиля за небольшие деньги» пока не придумали. 1»1ТАБЛИЦА 2. МИНИ-ВЭНЫ И ОДНОКЛАССНИКИ С ИНЫМИ КУЗОВАМИТип кузова* «Ситроен-Ксара Пикассо» «Ситроен-Ксара Брик» «Ниссан-Алмера Тино» «Ниссан-Апмера» «Рено-Сценик» «Рено-Меган Брик» «Тойота-Королла Версо» «Тойота-Королла Вагон» Двигатель рабочий мощность, объем, я «Вт/л. с. Максимальная Разгон скорость, до км/ч 100 км/ч, с 175 14.5 Расход топлива, л/100 км** 4,6/5,5/7,0 4,3/5,5/7,5 6,3/7,8/10,3 6,2/7,8/10,6 5,7/7,1/9,7 5,8/7,2/9,8 6,2/7,3/9,4 5,9/7,9/9,2 Цена в Германии, евро 18 860 17 240 17 360 15 950 15 600 15 100 18 925 17165М У2,0 1,8 1.4 1,666/90 84/114 70/95 81/110мXмУмУ180 173 185 173 182 180 19013,1 12,7 11,1 12,91211,3 10,2'М - мини-вэн. У - универсал Х-хэтчбек "По европейскому стандарту.