24
25
26
28
30
32
i^^^ss^:^ & НАША МАРКАМОСКВА - САМАРА УФАОбжитая часть России трудностей для путешественников не представляет. Что бы там ни говорили, а шоссе наши, если не нестись сломя голову, вполне проходимы не только для танков. И в этом даже есть своя прелесть. Ну какие впечатления могут остаться от идеально ровного асфальта? Только одно - как боролся со сном. Интересная дорога должна давать встряску - и моральную, и физическую. Что ж, извольте.:С&чл « Й » fcj4-«..: ^•> :К востоку от Рязани дорога М5 примечательна продавленным асфальтом. Колеи местами глубиной до 10 сантиметров с четко очерченными краями. Некоторые выступающие гребни уже сточены низколетящими иномарками, но и того, что осталось, вполне может хватить, чтобы соскоблить антикор с брюха перегруженных «жигулей». Село Умет, некогда главная столовая дальнобойщиков восточного направления, понемногу теряет былую славу - треть сарайчиков, именуемых здесь «кафе», уже За рулем 9/2004 25 НАША МАРКАВЯКЬ'-Чшшзаколочена, еще треть вот-вот разорится. Причина - снижение грузопотока из-за ремонта плотины Волжской ГЭС. Предлагают объезд через Ульяновск, но это крюк в 445 км. Между тем Волгу здесь можно пересечь на пароме, курсирующем между Усольем и Тольятти. Паром отправляется каждый час, время в пути полтора часа. Переправа «жигулей», «самар» и прочей «мелочи» стоит 110 рублей, за «Волгу» берут 150 и за пешехода 50 рублей. Паромом пользуются в основном местные - указателей к нему на дороге нет. Ушлые же таксисты за сопровождение по секретному маршруту берут 500 рублей. За два часа - 240 километров! Результат впечатляющий даже для бывалого раллиста. Нам этот фокус удался благодаря причудам поясного времени. В Тольятти оно на час опережает Папа, купи машинку!Еще год назад эти сопки для легковушек были непроходимы.(ЯШЪмосковское, а при въезде в Татарстан отстает на тот же час. Вот и получилось, что из трех часов движения один мы были вне времени.Новости - продукт скоропортящийся, поэтому монтируются с колес. До Красноуфимска дорога великолепная. Почти пустое гладкое шоссе, зато дальше... Некогда отличная бетонка ныне напоминает истерзанный, словно после минометного обстрела, полигон, скорость местами не превышает 20 км/ч, и весь поток плетется по обочинам. Попытка двигаться по проезжей части тут же была пресечена погнутым диском и сдувшимся колесом «Волги». Обод выправили кувалдой, накачали - держит! Все равно дискиУФА - О МСКДалее кратчайший путь на Восток - через Челябинск, Курган и Омск. Но эта дорога цепляет краешек Казахстана. По опыту прежних походов знаем, сколько времени отнимает на границе российская таможня. Здесь ближе не значит быстрее, поэтому после Сима сворачиваем налево, на Екатеринбург.I fcv26з а омюмг ssssЗа рулем 9/200423П АМАРКАВЛАДИВОСТОК АКТУАЛЬНОНАША МАРКАТакие домики в Восточном Сибири - водонапор«башни.В Новосибирской области знаки двусторонние.два месяца в пути. Маршрут: Берлин - Байкал. Едут по 200 км в день, живут «на колесах». Пока мы рассматривали диковинные машины (парни купили их по 500 евро и полгода доводили до ума), подъехал серьезно экипированный велосипедист - голландец. Его цель - Монголия.КЕМЕРОВО КРАСНОЯРСК ИРКУТСКЗагруженность дороги минимальная. 600 километров - под дождем, временами переходящим в сильнейший ливень. Скорость падает до 30 км/ч. Но ив таких условиях многие не считают нужным включать свет. Встречные вылетают из стены дождя, словно призраки, поэтому обгоны сродни русской рулетке. Этот же дождь окончательно убил фильтр отопителя «десятки». Последний промок насквозьI BBSIкривые от рождения и лишняя пара миллиметров погоды не делает - трясет, как и прежде. «Волга»: нашли, наконец, причину появления в салоне запаха горелого масла - оно сочится через резьбу винтов кронштейна натяжного ролика поликлинового ремня и уносится ветром на горячий выпускной тракт. Утечка сама по себе невелика, а запах приспособились выгонять вентиляцией - заделку прорехи до поры отложили. «Ода»: ослабла затяжка подшипников передних ступиц. Не угрожающе, однако, воспользовавшись случаем, их подтянули. «Десятка» и «Калина» работают отменно.правило, загружены легковыми машинами или фузовичками же, но поменьше. Что бы ни говорила статистика, а из 30 машин Новосибирска, выбранных подряд за несколько минут, 18 - иномарки и из них 13 - «японки». Увы, счет не в пользу автопрома. Естественно, чем меньше город, тем больше потрепанных «жигулей» и «москвичей». Перед Новосибирском нам встретился отважный немец-мотоциклист. Едет из Китая в Германию на китайском аналоге нашего древнего «Ирбита». Мотор истекает маслом, на багажнике две лысые запаски, а по бокам коляски пара канистр с бензином. Тем не менее оппозит оснащен электростартером, а на бензобаке приторочен спутниковый навигатор GPS. Сам путешественник черный от дорожной пыли и копоти, но экстримом, судя по всему, весьма доволен. Следующая встреча с тремя молодыми людьми на двух старинных «ситроенах» с дерматиновыми крышами. Ребята ужеи снабжал салон первоклассным паром. Ехать с напрочь запотевшими стеклами рискованно, и фильтр пришлось выбросить. Особенность эта давно известна заводчанам, но до сих пор ничего не изменилось. Среди отечественных МАЗовКамАЗов все чаще попадаются японские грузовики, зачастую не менее чадящие. Черный дым стелется не только за доброй половиной этого дизельного «секонд-хэнда», но и за легковушками. Особо грешат зловонием местные - их, видимо, эксплуатируют до «победного» конца, пока не встанут окончательно. Те, что получше, гонят на Запад, на продажу. Встречные «японки» нещадно слепят своими левосторонними фарами. Как они проходят техосмотр - нетрудно догадаться. За Тайшетом асфальт все чаще сменяется грунтовкой, скупо'самый немец.ОМСК - НОВОСИБИРСК - КЕМЕРОВОЧем дальше на восток, тем чаще встречаются перегонщики на «японках». Если это легковушка, то «морда» обычно заклеена малярным скотчем - защита от мелких камней, могущих подпортить товарный вид. Грузовики, как 28 За рулем 9/2004 НАША МАРКАА в салоне еще пара мопедовКосметическая маска.сдобренной щебнем. На таких участках лучше не торопиться выбоины и ямы местами намного превосходят дорожные просветы наших марок. Отметим все же: по сравнению с прошлым годом таких участков стало меньше. Самый протяженный - 19 км перед Нижнеудинском. Трубы химзавода УсольяСибирского источают столбы бурого дыма. Шлейф стелется на многие километры, а воздух в городе, кажется, грязнее, чем в Москве на Садовом кольце в часы пик. Чем дальше от городов, тем меньше ощущаешь влияние ГАИ: несколько раз обгон попутных «жигулей», мотоциклов и прочейтехники требовал особой подготовки маневра - тем едва хватало ширины дороги, да и лица водителей не оставляли сомнений в злоупотреблении. Ну а как ведут себя наши машины? «Волга»: отвернулись шпильки выпускного коллектора, крепящие приемную трубу, хотя перед маршрутом затяжку провеЗаправки встречаются реже, но все равно их пока хватает через 30-40 км обязательно встретишь. Шиномонтажных мастерских мало, а службы эвакуации почти что нет. Сотовая же связь работает только вблизи крупных населенных пунктов. Средней сытности обед на дороге, как и прежде, обходится в 80-100 рублей. Ночлег на перегонах - в машинах или паИРКУРСК - УЛАН-УДЭ - латках, гостиницы и мотели только в городах. ЧИТА Значительная часть дороги от Асфальт в обе стороны от Слюдянки замешан на мраморной Улан-Удэ до Читы проходит на выкрошке, которую здесь добывасоте около 1000 м над уровнем моря, без резких подъемов, спусют. Светло-серая, искрящаяся в свете фар дорога ночью обесков и поворотов. К тому же загруженность ее, по московским мерпечивает отличную видимость.ряли. Теперь посадили их на герметик. ИЖ: потерялась гайка выпускного коллектора. Пропажу вовремя восполнили, так что прокладка не пострадала. «Калина»: немного провис передний пластиковый бампер, но угрозы потерять его пока нет. «Десятка»: поймали стеклом камень, пошла трещина.-зв*>*-.-яаиш*Л5»**?*4^^>Rr*£?59L АКТУАЛЬНОНАША МАРКАкам, нулевая. Благодаря этому расход топлива, даже при довольно высокой скорости, составил у «Волги» - 8,2 л, у «Сды» - 6,3, у «Калины» - 5,7, у «десятки»- 4,8 л/100 км. Точность измерений, конечно, не эталонная, зависит от манеры езды каждого водителя. Перегонщики, попадавшие нам в пути, высокомерно посматривают на «наши марки» - мол, не дойдете. Да, «японки», даже весьма подержанные, зачастую лучше новых российских. Нас-то сейчас интересуют возможности своих, а не чужих. «Волга»: кажется, амортизаторы окончательно перестали «ловить мышей» и мелкую гребенку не отрабатывают вовсе. В таких местах машина энергично сползает в сторону уклона дороги. Пропал звуковой сигнал вероятно, все дело в контактах кнопки на руле. «Калина»: долили 300 мл масла в двигатель. ИЖ и «десятка»: без замечаний.ДОРОГА «АМУР»: ЧИТА-ХАБАРОВСКАсфальт обрывается в 140 км за Читой. Далее почти 2000 км движемся по щебенке. Местами она размером с кулак, и скорость падает до 30 км/ч, а иногда укатанная до идеального состояния песчано-гравийная смесь позволяет держать на спидометре сотню. К сожалению, таких участков немного и пролетаешь их незаметно. Зато «булыжные мостовые», кажется, способны вытряхнуть из машины все, что в ней есть. Знаки ограничения скорости в 60 км/ч выглядят здесь просто насмешкой. Все мосты через ручейки и речушки, за исключением последних восьми, уже сданы в эксплуатацию. За те несколько мгновений тишины, что движешься по их новенькому бетонному покрытию, успеваешь послушать машину ис удовольствием отметить, что пока с ней все в порядке.t*^a6dpoBCKЧитаПоследние восемь мостов должны были войти в строй в августе, а пока под ними проложены вполне достойные объезды с водопропускными трубами. Единственный брод - ручеек глубиной по щиколотку, - можно и не заметить. Трасса «Амур» поражает ги ­ гантскими объемами проделанных работ: прорубленные коридоры в скалистых сопках, насыпи, достигающие 30-метровой1на маршрутпока не стоит.высоты, уходящее за горизонт полотно дороги. Конечно, полноценной трассой «Амур» еще не назовешь: множество объездов строящихся участков проходит по близлежащим селениям, делая крюки в несколько десятков километров. Тем не менее проехать можно и на легковушке, и на магистральном тягаче с фурой. Перегонщики уже вполне освоили новый маршрут и составляют, кажется, 90% всех участников движения. Инфраструктуры почти нет. АЗС крайне редки, и, не зная наперед их дислокации, без канистры бензина и пары запасок путешествовать рискованно. Да и помощи ждать неоткуда - ГАИ еще не освоила этот маршрут, а у перегонщиков время - деньги и вряд ли будут нянчиться с вами. Здесь каждый баран за свои рога отвечает.ХАБАРОВСКВЛАДИВОСТОКНастоящий асфальт начинается только перед Биробиджаном. Двадцать километров, что уложены к церемонии открытия сквозного движения возле моста через Бурею, не в счет - один процент погоды не делает. Зато, видимо, служит демонстрационным целям: свежевыкрашенный красавец мост, памятный знак «Москва-Владивосток», часовенка, образцовый пост ГАИ, а поодаль аккуратный рукотворный лесок из молодых сосен, ныне весь пожелтевший - не прижились. Да ведь и новогодняя елка в ведре с песком не приживается - не для того рублена. Жива еще традиция вовремя отрапортовать!Окончание на с. 212.32За рулем 9/2004