266
267
АВТОКЛУБЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯДКРУТИТСЯ, ВЕРТИТСЯ ШАРФ ГОЛУБОЙЮЛИЯ СУСЕИКИНА. ХУДОЖНИК-МОДЕЛЬЕРОХорошо одетый человек тот, кто считается время подобрать нашим мужчинам хороший • шарф - и стильно, и тепло. Дойти от подъезособой ис другими. Пьер Карден да до машины, заправиться на колонке, зайти в магазин - пальто для этого необязательно, а вот шарф окажется в самый раз. чередь - это всегда плохо. Но когда выА вдруг пойдет снежок, тогда можно даже страиваются в ряд автомобили, чтобы попасть на мойку, то это, согласитесь, уши спрятать - если, конечно, выбрать широкий и большой... все-таки приятно - мы хотим выглядеть опрятно и красиво. Теперь представим, что А если выбрать длинный? Или узкий? Или красивый и чистый автомобиль попадает кашне? И как насчет цвета? Если мужчина в руки неряшливо одетого водителя - фи... предпочитает «классику», то его потянет к чеВ ворохе извечных автомобильных тем - му-то нейтральному - однако сегодня мода лоот сервиса до гаишников - мы часто забывамает привычные границы. Цвет может быть ем о главном действующем лице - о том, кто как ярким, так ив тон одежды, на нем вполне сидит за рулем. Как ему там - жарко или промогут быть гербы, шрифты и прочая символихладно, комфортно или не очень? Ведь не ка. Отмечу, что такой подарок уместен не тольпоследнюю роль в этом играет, как и во что ко в молодежной среде - та же мода спокойно он одет... Короче, предлагаю поговорить об позволяет укутать шарфиком шею практичеодежде, моде, стиле - тема неисчерпаемая. ски любого мужчины: будь ему хоть 30, хоть за А начнем с малого - например, с шарфика! 50... А еще шарф хорош тем, что его можно носить практически с чем угодно - хоть под Почему с шарфика? Да потому, что наступиджаком. При этом длинный шарф имеет пила осень - уже не совсем тепло, но еще и полное право из-под него выглядывать... не очень холодно. Сентябрь - это идеальное За рулем 9/2004Вообще говоря, шарф часто представляется нам чем-то сугубо богемным - вспомним мэтров нашего кинематографа... Но отмечу даже простой однотонный шарфик может в чьих-то глазах стать не менее богемным скажем, вместе с вельветовым пиджаком он сразу создаст образ эдакого свободного художника. А если вдруг захочется сделать подарок человеку, не будучи уверенной в его пристрастиях, то самым «надежным» вариантом будет длинный шерстяной шарф из тонкой пряжи - он подойдет ик пиджаку, и на свитер, и под плащ. Шарф одним своим присутствием способен изменить ваш облик - а уж захотите ли вы с ним расстаться, вылезая из-за руля, - вопрос второй... И еще. Уж не знаю, как угораздило Айседору Дункан погибнуть от собственного шарфа, намотавшегося на колесо, но на всякий случай напомните об этом своим мужчинам... Пусть они поухмыляются - лишь бы стали при этом чуть аккуратнее. А мы им в следующий раз попробуем подобрать свитер... п266 ЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯДЕСТЬ ЛИ «ЖЕНСКИЙ СТИЛЬ»?ЮЛИЯ ТИХОНОВА,психологПишу, хорошо помня материал Анны Ставровой «Женская агрессия» (ЗР, 2004, № 4). Скажу сразу: считаю не вполне корректным из экстремальных случаев делать такие далеко идущие выводы. Утверждая, что «в дорожном движении участники не делятся по половому признаку все мы равны перед дорожным законом», автор сочла возможным разделить по половому признаку хамство. О чем тут говорить? Почти 120 лет назад женщина - это была фрау Берта Бенц - сыграла заметную роль в создании первого самодвижущегося экипажа. С ее помощью был запущен, пожалуй, один из самых масштабных коммерческих проектов в истории человечества. Но его освоением занялись мужчины, а женщины скромно заняли свое место на пассажирском сиденье. Многие годы считалось, что водить автомобиль (равно как прыгать с парашютом, служить в армии, ставить рекорды или заниматься бизнесом) - не женское дело. Заниматься этим могут только крайне экстравагантные и эмансипированные, презирающие общественное мнение. С тех пор все изменилось. Запад давно стал территорией победившего автомобильного (и не только) равенства. В тех же США водительские права имеет абсолютное большинство: в стране это - основное и чуть ли не единственное удостоверение личности. Количество личных авто в России, как и число женщин за рулем, тоже растет в геометрической прогрессии. Но особенностью российского «автомобильного менталитета» все еще остается старое представление: женщинам присущ особый, неумелый, «женский» стиль вождения, выделяющий их на дороге. Поддерживают это мнение не только мужчины, но и многие женщины. Мы взяли несколько интервью у опытных автомобилистов. Нас интересовало: что, на их взгляд, отличает женщину-водителя? И вот что выяснилось. Претензии мужчин к женщинам за рулем сводятся к трем основным пунктам. Во-первых, женщин отличает чрезмерная осторожность, что приводит к «тупому», «вялому» стилю вождения. Несоблюдение рядности, неумелая парковка, движение со скоростью меньшей, чем скорость потока, что создает помехи для участников движения. Все это бывает, конечно, но не только у женщин у мужчин тоже. Однако для основной массы водителей те, кто совершает ошибки, заранее идентифицируются как женщины. Если предположение подтверждается - детская радость узнавания («Ну, я же говорил - женщина за рулем!»), а если нет - комментариев не следует. Иначе говоря, женщин, успешно управляющих автомобилем, не замечают,а ошибки неумелых возводятся в общее правило. Вторая претензия. Женщин-водителей отличает техническая безграмотность: они не имеют представления о принципах устройства автомобиля, абсолютно беспомощны в решении наипростейших технических задач. Во времена «высокой гаражной культуры», когда каждый второй умел чинить автомобиль «на коленке», - это было серьезным обвинением. Но сегодня при развитом и доступном автосервисе такая необходимость практически отпала. Это умение постепенно вырождается ив мужской среде - но обвинения в техническом бессилии адресуются только женщинам-автомобилисткам. Они и не протестуют. Отчасти из кокетства (это снимает с них ответственность за обслуживание автомобиля), отчасти под воздействием «комплекса» перед «все знающими» и «все умеющими» мужчинами. В-третьих, считают мужчины, женщины плохо ориентируются на местности, не всегда могут запомнить нужную дорогу и часто беспомощны в выборе оптимального маршрута. Существует даже некое научное обоснование этому: уделом мужчины испокон веков были охота, добыча - вот у него и развивалась пространственная ориентация. Женщина же далеко от родной пещеры не отходила - в этом не было особой надобности. Все так. Но, как выяснили более детальные исследования американских психологов, пространственное восприятие мужчин и женщин различается скорее не количественно, а качественно. Мужчины шире, чем женщины, распределяют свое внимание в незнакомой обстановке, поэтому на новом маршруте ориентируются более уверенно. У женщин внимание менее широкое, но более детальное и тщательное, поэтому известную им местность они знают лучше. Следовательно, на знакомых городских маршрутах женщины ни в чем не уступают мужчинам, даже наоборот. Освоение же незнакомых маршрутов упрощается после детального изучения карты автомобильных дорог и консультаций. Это позволит любой женщине разыскать даже самое далеко запрятанное логово мамонтов. Сверхосторожность, неумелость, техническая безграмотность, беспомощность на дороге - таковы, по мнению мужчин, особенности женщины-водителя. Об этом сочиняют анекдоты. Как же на это реагируют женщины, решившие получить «права»? Защита пассивная: обклеивают автомобиль «каблучками» и другими «женскими» знаками. Часто это приводит к обратному эффекту - многие водители негативно относятся на дороге к тем, кто требует к себе особого отношения, будь то машина с мигалкой или «женский» автомобиль. Другие выбирают активный способ защиты: дорогой автомобиль, агрессивный стиль вождения. Стремясь быть на дороге «как мужчины», они порой теряют чувство меры и водят машину даже более жестко, неосознанно идя на неразумный риск. Оптимальный же вариант лишь один. Просто ездить, никому ничего не доказывая, причем, как можно больше и чаще. Умение приходит только с опытом. Наличие его, а вовсе не половые признаки отличает грамотного водителя. Возможно, если все мы будем так подходить к этой проблеме, у нас появится шанс стать страной взаимного уважения и партнерства на дорогах. DЖЕНЩИНА - ТОЖЕ ЧЕЛОВЕК!Выбор и приобретение автомобиля уже не удел одних только мужчин, и производителям автомобилей при разработке моделей приходится учитывать специфические вкусы представительниц прекрасного пола. Немецкие автомобильные концерны, например, все больше берут на прицел женщин, как весьма перспективную группу покупателей. Если мужчины в Германии выбирают себе солидные модели - «Мерседес», БМВ 5-й серии или «Фольксваген-Пассат». то немки в первую очередь отдают предпочтение компактным автомобилям типа «Фольксваген-Гольф». Налицо очевидное стремление женщин к небольшим и не очень мощным легковушкам. доля которых в общем объеме производства автомобилей будет увеличиваться с каждым годом. рЗа рулем 9/2004 267