170
171
172
ЭКСПЕРТИЗА: ТОРМОЗНЫЕ КОЛОДКИ «ВОЛГИ» И «ГАЗЕЛИ»ВНИМАНИЕ - ГАЗЫ!Слово «колодка» на Руси во все времена имело много значений, весьма далеких по смыслу. Одному, скажем, померещится планка с наградами, другому - стрелец в красной шапке с известной картины Сурикова... Тот не может пошевелить ногами - мешает надежный «тормоз» типа «колодка». А владельцы «соболей», «газелей» и «волг» подумают при этом о чем-то о своем. Ведь где колодка, там и Владимирский тракт, идущий через Нижний Новгород... В ПРОГРАММЕ ПРОИЗОШЛИ ИЗМЕНЕНИЯ... В Нижнем делают, скажем так, серьезные машины - уж если такое животное наберет скорость, то остальным лучше не изображать из себя матадоров. Чего стоит один только отряд маршруток Хичкок отдыхает... Поэтому обеспечить эти автомобили отменными тормозами - задача, если хотите, всенародная и архиважная..Заявленный изготовитель и обозначение ОАО «ТИИР», Россия, шифр ТИИР-241МИХАИЛ колодочкин ДМИТРИЙ НЕКРАСОВПриверженцы марки, понятное дело, не возражают, но выдвигают и собственные требования - дескать, подавайте нам не только эффективность, но и ресурс! А поскольку колодки в одиночку не изнашиваются, то и оценивать нужно состояние дуэта - фрикционной пары колодка-диск. .. Что ж - изменим привычную программу испытаний в угоду эксплуатационникам. Дюжина новеньких комплектов передних тормозных колодок ждет своей очереди на стенде НАМИ. КОЛОДКА - ЭТО... Говорят, в тридцатые годы перед каким-то закрытым институтом поставили задачу - создать систему мгновенной остановки поездов. Трудно сказать, сколько старших и младших научных сотрудников поплатилось тогда за неумение лихо решать дебильные задачи руководства, однако же чуда не произошло - ни поезда, ни автомобили мгновенно тормозить так иВННЬЕИ изготовитель1400 1200 1000 800 600Ж .IJMJXJ и ДгдЛКлЗ ГиЖ.......*-, м _•_ _.ж_ я."1IйI1I|||1•Иs I400 200HillД^ Г ГгГШе 2200 2000 1800 1600 14001СПЛ № У1ИП[VIЕ 1 1200 Xю1000N п13JII Н 11 пИIIUS БIsБg gS3 Ш "SSIПоведение колодок при «обычном» (Р=4,0 МПа) и экстренном (Р=8.0 МПа) торможении. Т 1 = 1 00 ° С («холод250°С ные»), Т 2 =200°С («горячие»), Т Э =250°С («очень горячие»), Т 4 =2О0°С («остывающие»), Т 5 = 1 00Х ЯХПр ТУ200°С («остывшие»). Чтобы разобраться, как влияет температура колодки на ее характер, нужно ItXTtTj Т4 1ЕХГС воспользоваться нашей графической подсказкой справа. Для каждой колодки мы построили id * Ь эдакий «небоскреб»: его левое крыло соответствует 100°С, следующее - 200°С и т. п.и обозначение ОАО «ТИИР», Россия, шифр ТИИР-203и обозначение ОАО «ТИИР», Россия. шифрТИИР-221и обозначение «За рулем», Россия,шифр Д-443даяйШ Применяемость - ГАЗ-2217 «Соболь» И Ориентировочная цена - 240 руб. • Официальный поставЕЦИк ОАО «ГАЗ» - на упаковке написано именно это выступил отлично. Вернее, почти отлично: при проверке прочности соединения одна из колодок оторвалась как раз при 2,5 МПа - а где же технологический запас? В остальном же безасбестовые колодки почти во всех режимах были в лидерах, расплатившись за это средним износом элементов. 170 За рулем 9/2004• ПрименяемЕХТь - «Газель», «Волга» И Ориентировочная цена - 220 руб. • Еще одни колодки от этих ярославских поставщиков ГАЗа представлены как универсальные. Между Е1рочим, изделия - асбестовые... Экология страдает, но колодки-то, честно говоря, очень хорошие. В лидеры не попали, но в качестве крепкого «середняка», с которым не будет проблем ни по износостойкости, ни по эфсрективности, ни по применяемости - то, что надо.Ш Применяемость - «Газель», «Волга» И Ориентировочная цена - 220 руб. • Эти «тиировцы» - тоже универсальные. Асбеста не содержат, поставлякггся на конвейер. Разработчики отмечают хорошую восстанавливаемость колодок после сильного нагрева да так оно и есть. А в «холодном» состоянии эти колодки вообще оказались лучшими. Правда, износ разочаровал - самый большой из всех, да и диску досталось.• Применяемость - ГАЗ-3110, ГАЗ-3302 И Ориентировочная цена - 330 руб. • «Зарупевские» колодки украинского происхождения оказались одними из лучших ЕЮ эффективности торможения - тут с ними на равных выступает разве что ТИИР-241. По прочности соединения им равных нет - обе синхронно выдали лучшие цифры. А вот по износу имеется небольшой перебор - колодкам-то ничего, а вот диску досталось крепко. ЭКСПЕРТИЗА: ТОРМОЗНЫЕ КОЛОДКИ «ВОЛГИ» И «ГАЗЕЛИ».заявленным изготовитель и обозначение СП «ДАФМИ» (DAfmi). Украина, шифр Д-443ПЗаявленный изготовитель и обозначение 000 «ОКЦ «ТРАНСМАСТЕР». Россия, шифр Comfort LineЗаявленный изготовители и обозначение «Элайд Нипон» (Allied Nippon), ADB 0795. ЯпонияЗаявленный изготовитель и обозначение «Финвал» (Finwhale), Германия, шифр V-202EE|IEE|MUlj• Применяемость - ГАЗ-3110, ГАЗ-3302 Ш Ориентировочная цена - 260 руб. • По эффективности торможения уверенное место в «середке», хотя при торможении на остывающих колодках хотелось бы более солидных килограммметров... Износ также средний. Прочность соединения колодки с накладкой высокая. В целом претензий к изделиям нет, но предыдущие колодки того же производителя были лучше.Ш Применяемость - ГАЗ-3302 Ш Ориентировочная цена - 270 руб. • Еще один пример «просто нормального» изделия - в толпе не видать, но все показатели вполне достойные. А по части износа тормозного диска «трансмастеры» обоими всех - всего-навсего 5 мкм против 16 у «лидера»... Правда, у самьЕх дрянных колодок (не удивляйтесь!) этот показатель еще ниже, но те и тормозить-то не умеют! В об1цем понравилось.Ш Применяемость - «Газель», «Волга» Ш Ориентировочная цена - 285 руб. • Безасбестовые японские колодки изготовитель предлагает для автомобилей Gazelle и Volga 3110 - есть у нас такие машины... А что - неплохие колодки, по отдельным позициям даже в лидеры пытались выбраться. И износ нормальный, и цена не сильно пугает. Так что, если появится жЕзлание оснастить свою «нижегородочку» чем-то восточным - рекомендуем...Ш Применяемость - «Газель» И Ориентировочная цена - 330 руб. • Безасбестовые колодки рассчитаны на нижегородские грузовики. Из отмеченных достоинств - лучшая износостойкость: всего 0,173 мм против 0,96 у самых «податливых» изделий. В остальном, пожалуй, и сказать-то нечего - глядя на диаграммы, «Финвал» сразу и не отыщешь... В общем, захочется «немецкого с нижегородским» - ради бога: будет работать...не научились. Говорят, это умеют делать НЛО - увы, наблюдать не довелось. Второе качество, которое хотелось бы видеть в идеальных тормозах, - их пожизненный ресурс... Ну не пожизненный - в вечном двигателе тоже что-нибудь может перетереться, а достаточно большой - чтоб ничего там не изнашивалось при каждом торможении. Увы - сие также невозможно: в школе учились, понимаем... Еще умные люди говорят, что холодные тормоза и горячие могут тормозить поразному. Холодные - это, скажем так, с температуройне выше 100°С: когда вы едете по пустому шоссе или только что тронулись с места. Горячие - это примерно 200°С, соответствующие толчее в городских пробках. Ну а очень горячие - это за 250°С: торможение с полной скорости «в пол», езда по горным дорогам и т.п. Кстати, 200°С тоже бывают разными: если колодка нагревается до двухсот - одно дело, а если остывает до тех же двухсот - совсем другое... И разные брэнды, как правило, ведут себя во всех этих случаях совсем неодинаково! Усилие на педали - отдельная песня. Давление в приводе пропорционально усилию вашей правой ноги - в зависимости от него можно тормозить как обычным образом, так и экстренно. Чем сильнее давим, тем быстрее колодки смогут остановить тормозной диск. И опять-таки - изделия разных фирм могут по-своему отозваться на одни и те же усилия вашей ноги... Это еще не все. Упомянув автомобили ГАЗ, мы невольно сопоставили несопоставимое - неужели на «Волгу» и «Газель» можно ставить одно и то же? «Фигура» у всех колодок, действительно, совершенно одинаковая, а вот по части универсальности мнения производителей расходятся. Одни позиционируют свое изделие как универсальное, другие настаивают на «узкой» специализации. Поэтому при выборе подходящих колодок нужно прочитать, что написано на упаковке (если таковая имеется...) и, конечно же, оценить результаты наших испытаний. ИЗВИНИТЕ, ЕСЛИ ЧТО НЕ ТАК... Конечно, говоря об истине в последней инстанции, меньше всего думаешь об испытательной лаборатории. Какая бы хорошая она ни была, но всех дорожных нюНа правах рекламыЩ![КАРс/я#о от ста/гемия'окосметика олодные сварки клеи, герметики * защитные покрытия f антикоррозионные средстваwww. autolekar. г иЗа рулем 9/2004 171 Р ЫНОКИ СЕРВИС1.0 0.9 0.8 0.7 гх5ЯgОао 0.6 0.5 0.4 0.3ЭКСПЕРТИЗА: ТОРМОЗНЫЕ КОЛОДКИ «ВОЛГИ» И «ГАЗЕЛИ»0.96•• *•i0746• Я(№23 0,336 0793 1 0,225 1123 0,423 I 0,4I 0225J 0.2ГК ii t[« | | ЧЛН« 4,1444.1 2,5»• • *цЦУ1025 20 1,7О о ^^ f> У Я ГО Q_ *= 3 ВЯ " # °Ц" 203028тсо 1^S CMOJCM ^ ^ O 1 ' г ЧР Ао - о _о . в Э»I 4« С _£ ох: Р» & to Z - ТВ сй # г |Д*Износостойкость и прочность элементов тормозной системы.Заявленный ИЗГОТОВИТЕЛЬансов все равно не учтет. А их множество: песок, соль, реальное состояние автомобиля и, конечно же, класс водителя... Кроме того, наши стандарты требуют от тормозов лишь одного - обеспечьте нам, милые, замедле2 ние не хуже 5,8 м / с ! А уж какие для этого потребуются силы, градусы и моменты дело ваше... Посетовали на трудности - теперь к делу. Пересчитали требуемое замедление в тормозной момент, оснастили стенд инерционной массой а-ля «Газель»... Что это за термин такой? Так ведь тяжелый грузовичок остановить куда сложнее, чем легковушку с одним пассажиром, - вот и ориентируемся на худшее... Затормозить вращающийся на стенде одинокий тормозной диск можно чуть ли не ботинком, а вот когда вместе с ним крутится тяжелая болванка, то и не всякие колодки справятся. Кстати, надо отметить, что при проверке прочности соединения колодки с накладкой давление должно быть не менее 2,5 МПа. Впрочем, похоже, что пора огласить вердикт экспер.заявленный изготовитель и обозначение «Пиленга» (PILENGA), FD-P-2004, ЕС. Productтов... Рассматриваем фото, изучаем картинки и ищем ответ на банальный вопрос: ЧТО КУПИТЬ? Ох и не любят же «зарулевцы» категорических рекомендаций: мол, вот это возьмите, а вот то - не нужно. Всегда хочется сказать а вы, мол, повнимательнее почитайте, что мы там для вас приготовили. Но если народ просит... Значит, так. Если вы не даете тормозам передышки и при этом готовы расплачиваться за «шустрость» более частой заменой тормозных элементов, то обратите внимание на ТИИР-241 и на «зарулевские» колодки: лучше них ни «Газель», ни «Волгу» не остановит никто. А если вам по душе степенность или, скажем, поджимают финансовые проблемы, то лучше присмотреться к «Трансмастеру». Хочется импорта возьмите «Элайд Нипон»: недорого и очень хорошо. А вот изделия с надписью «СКАР» легко могут отправить своего владельца по той самой Владимирке, которую мы упоминали вначале. DЗаявленный изготовитель СКАР, Россия 3302-3501090и обозначение СТС ISTS company), Россия, шифр СТД-123Заявленный изготовитель и обозначение «Лукас» (Lucas), UK,шифр GDB851 МУdШ Применяемгхтъ - ГАЗ-3302 Ш Ориентировочная цена - 200 руб. • Надпись на упаковке гласит, что фрикционная смесь разрабатывалась совместно с германской фирмой FMG, а сами изделия поставляют на конвейер. Кроме того, покупателю, владеющему английским, обещан optimum disk wear - «оптимальный износ диска». Вредничать не хочется, но наш диск похудел на 12 мкм - согласитесь, многовато! Прочность соединения на грани допуска Но в целом использовать можно.И Применяемость - ГАЗ-3110 И Ориентировочная цена - 510 руб. • Применяемость британских подданных помечена на упаковке фломастером - поверх «Хонды» и «Ровера» начертано «3110»! Возможно, у «роверов» диски покрепче, но нам не повезло - максимальный износ аж в 16 мкм получен именно с «лухасами». А на фоне самой высокой стоимости и остальные показатели кажутся скорее заурядными, чем средними. В общем - использовать можно, но специально искать явно не стоит.Ш Применяемость - «Волга» Ш Ориентировочная цена - 250 руб. • Точного адреса изготовителя этой продукции, предназначенной для автомобилей Volga, никто не знает- гдето в странах содружества.. Похоже, чертежи газовских колодок туда недоехали - доставшиеся нам экземпляры изделий имеют меньшую плоЕцадьФРИКЕДИОННОЙ накладки, за что и поИ Применяемость - «Газель» Ш Ориентировочная цена - 220 руб. • А вот и «мальчик для битья» - должно же было попасться в дюжине комплектов что-то никуда не годное - без роду и племени. Продавались колодки без упаковки - просто как газовские Судя по индексу, их шатали «газелям». Вопрос в том, на каком основании? Взгляните на наши рисунки и убедитесь, что абсолютно по всем пунктам СКАР провалился. Так что - пожалейте и себя, и машину, и других. А если уже купили - выбросите...платились повышенным показателем износа. Прочность соединения на грани допустимого. В общем не вдохновляют...172За рулем 9/2004