280
281
282
283
т и тюнМАРК ПОДОЛЬСКИЙ, ФОТО: ВАДИМ КРЮЧКОВ И DPPIот уже более двадцатвв лет автоспорт, и прежде всего формула 1, пользуется так называемой телеметрией. Как и многое другое в мире Больших Призов - это ноу-хау. зввачеввие которого в успехе товв или иновв КОМЭНДЬЕ трудно переоценить. Собственно. под термином «телеметрия» подразумевается передача по радиокаЕЕалам каких-либо ввараметров от объекта измерений на «командный пункт». У нас с определеввввями пока ЕЕет ясвво-сти. МноЕие ввменввтые родные «Профи> - ГОНЩИКИ ЕЕ даже ЕТЕЕженеры команд - назЕ.ЕваЕот телеметрией другое оборудование, схожее ЕЮ принцигЕу действия с аввтационными «черными ящикамвв». В ЕЕем важЕгую иввфор-полное наименование устройства будет трудновоспривЕвшаемым. Системы регистрацвги севодия широко расввространеньв за рубежом, их ввредлагает несколько известных комДИСПЛЕЙ ВМЕСТО паввий. таких как МоТеС. ПРИБОРОВ МЭЦИЕО зашЕСывавот, но ниStack, Bosch, PI, Magnets куда не передают, а расшввф- Самое приемлемое его наMarelli, ХАР. Отличаясь наборовывают уже потом, по мезвание по-русски звучит, как ром датчиков Е отдельными В ре гтадобности. Сейчас, ко«Сввстема регистрацвти парадеталями, они в общем-то метров движеввввя». Но при работавот по одинаковому гда борьба на трассе между этом, конечно, и ввараметведущими пилотами идет за Евринцивву. Основа системы ров работы двигателя. Так сотые доли секунды, очень блок регистрации данных. важно знать, что происхочто если попробовать все В зависимости от моделвв он дит в ходе ГЕКС ПЕТЛОТОМ, выразить в одввом поввятии. рассчитавв вва продолжительОЕ Иавтомобилем и его узлами. Применение здесь «черных ящиков» относят к числу самых эффевстивных. Дававвте ЕЕосмотрим. как работает такое оборудование. ЭЛЕКТРОНИКА В АВТОГОНКАХBOSCHВолшебные картинки с экрана ноутбука: привязка настроек шасси к трассе, сравнение расчетной и реальной характеристик, диаграмма параметров работы двигателя. ность записи от 15 минут В кабввне гоночного автомобввля вместо вгривычной нам панели приборов установлен связаннывв с электронньвм мозгом жидкокрвЕсталлический дисплей. Его программЕврувот так, чтобы сообщать самые необходимые пилоту параметры: обороты двигателя, время прохождения круга для кольцевой трассы илвв спецучастков ралли, температуру и давление масла, температуру охлаждающей жидкости, номер передачи, запас хода ЕВ т. д. Число и набор параметров ВЬЕОВВраЮТ ЕЕНДВЕВЕТДУаЛЬно, в зависимое ™ от задач, стоявцих вверед вонщиком , и его пожеланий . Откуда поступаетинфор ­ м ация ? Двввгатель, т ранс мисеввя. подвеска втормозв Евая система оевващеввы штатными и дополнительными датчикамвв. Группа ВХ отвеЕ чает за регвветрацию параметров движеввия: фиксирует скорость автомобиля, угол поворота руля, продольное Е поперечное ускоЕ ренвве, скорость вращения каждого ввз колес. К евветеме прилагается комплект программного обееввечения для перекачки, обработки и аввализа полу-•.i-i.i|л и-"•*"-"-•——:—...™*..«_,,.- J Р=ГЭ±)Г^ченной информации. Оболочкой могут быть даже не самые «продвинутые» версивв операционной системы Windows. Этого вполне хватает, чтобьв ввзвлечь все заложенные в оборудование возможвтости. Считьввается информация с блока регистрации данввьвх через смонтированный в автомобвгле разъем. К нему подсоедввняют обычный ноутбук, которьгвв «высасывает» необходввмые данные, после чего чистит ячейвов памяти евветемы. Делают это, когда завершается гонка и машина заезжает в бокс команды. ОТ ВИРТУАЛЬНОГО КРУГА К РЕАЛЬНОМУ ПОДИУМУ Для пытливов'о ума в у.мельвх в рук представленное на мониторе ноутбука открьввает огромную переввективу. Скажем, заввись ввдет в ходе вестов вва говвочввой трассе - крут за крутом. Буквально через нескольв-со заездов компьютер ввредставит гволную картину поведения автомобввля B пилота вкупе с ввнформациE ей о времени прохождения каждого участка трассы. Программввое обеепечевввве даже способвво вварисовать траекторию (!) двввженввя. где будет видно, как и когда ЕОНЩИК Евоворачивал руль, нажимал на газ, до какввх оборотов «крутил» двигатель, насколько эффектвввно тормозил. Еслвв сввстема «втродвинутая», можвво оце-DTft nAB«GEB1EMI DVEiO B10DE EEflTER TEMP 77*C AER TEB1P Z9*C 64 , / к EE1LET PRESS lOSkpd 8 / \ , 1 8 THROTTLE 66*ADUAHCE Deg27.6KNOB fiDJEJSTBIEBIT Deg3.2DVHO CNTBELS EBKSEHE ОН • i : b a ; U ilj « l : . , , 1 ; l > . - i BTimM .На правахрекламыС ТPAXкОРЕКОН оВ • РЕКС А j»Jм пААЯнИяоснована в 1993 г937-3388,979-7171www.nsk-recon.ruМФ РФ № 2182Д 4359Д омпьютер осваивают инаши г< Ькнастраивает двигательсвоейфор ОПЕ>Е\|ЭЙШИЙ ВикторКозанков . в^&нить колебанвтя и крены автомобввля - продольньве вв поперечввьве. При этом ПОМВЕМО таблиц с цифрамвв в распоряженивв ввнженера цветные графиквв. Известно множество варввантов статввстической обработки записанных параметров. Буквально вся подноготная с множеством деталей у вас перед глазами!Дальше - больше. Кроме бесценной ввнформацивв для техничесв<ого персоввата команды, налвтцо еще и учебная база для пилота и тренера. Можно наложить графввки прохожденввя одввого круга на другой втлвЕ, вьвбвврая самые быстрые секторы втз разных заездов, построить с помощью компьютера ввврту-System"Тэк выглядитдисплейотечественнойформулы «Лада-1600» >улем 9/2004альныи идеальный крут и рассчтттать время его прохождения. Кще один варввавгт: дать «порулить» пвтлоту экстракласса и продемонстрировать новвтчкам «эталонный круг». На точных графиках будет ввтдно. где и в«вк нужно было ввоворачивать руль, переключать передачвв, тормозвтть и нажимать на газ. Система позволяет определить. каких потерь временвв на трассе стоит каждая ошибка пилота, на сколько он отстал, заехав вва поребрвЕК или. ввапротввв, сколько выиграл в сравненвти с эталоном, умно изменив траекторввю. Можете легвсо сравввивать свовв результаты с любым в друтив мвв. которые показывают пилоты, выступающвве на автомобввлях с вводобными системами, ВЕЛИ, скажем, вествв статистввку свовтх показателей на одновТ Е товв же Е трассе. Да. мново чево можно, по существу овраввичивает только протяженность суток Е ГОЕЕОЧНОГО сезона! ЕОгорчает одно - специалввстов. способньгх чвттать записвв систем регистраввттвв параметров двввженвЕя, в стране очень мало. Л тех, кто сввособен грамотно использовать эти запввсвЕ для регллировквв гоночного автомобввля, еще меньше (в лучшем случае для настройки двввгателя). Отчасти поэтому наши спортсмеввы и ввазывавот телеметрией «черные ящики». Правда, где-то забрезжввл рассвет: в МАДИ возрождается специализацввя«АвтОМОбвВЛЬЕЕЫЕВ СПОрТ» Е Еуже работает автомобввльлаборатория на базе дорожного «Ниссана» с регвветрируювцей системой Stack. ГЛЯДВЕШЬ в доживем, когда в не только зарубежные, но и россввйсквве спортсмеввыСТаНуТ ШИРОКО ВЕСЕЕОЛЬЗО-вать это эффектввввЕое оружие. А уж от активного прввмененввя систем регввстрацв1и вварамевров движения Е работы двигателя до вваВ стоящей телеметривв - рукой подать. Н Я. Ж VЛЬНЕВЛИТЕРАТУРА ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯПРАВИЛА ДОРОЖНОГО J ДВИЖЕНИЯ 1 для начинающих Щ водителейС КОММЕНТАРИЯМИ И ИЛЛЮСТРАЦИЯМИИздание представляет собой подробный развернутый комментарий к Правилам дорожного движения (с изменениями на 1 января 2004 г.) в популярном изложении. Книга проиллюстрирована цветными рисунками, отражающими реальные дорожные ситуации. Предназначено для учащихся автошкол, а также для всех желающих проверить свое знание Правил дорожного дви-В брошюре приведен полный текст Правил дорожного движения РФ с учетом всех изменений, введенных с1 января 2004 г. Многие положения Правил иллюстрированы наглядными цветными рисунками. Книга послужит отличным пособием для обучающихся вождению, поможет лучше усвоить положения Правил, а также научиться работать с экзаменационными билетами по ПДД7\T>~D Т^Т" 1 ' 1 -ТМ^ГчЬ/J-Jijb .ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯДГО» П0ДГО106НИ Н ЭКЗАМЕНАМ В ГИбДа^J^Jttui-s-r-.РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИСИ ЛЛЮСТРАЦИЯМИЕЯ11 11 1: 1 1Эти тематические задачи были опубликованы в разное время на страницах журнала «За рулем». В книге отражены самые последние изменения в ПДД, касающиеся правил парковки, организации движения грузовых автомобилей, страхования и др. Задачи сгруппированы в соответствии с пунктами Правил, сопровождаются иллюстрациями и комментариями, аргументирующими верные решенияБестселлер в области литературы по Правилам дорожного движения, в котором сотрудники ГИБДД России подробно разъясняют все пункты действующего дорожного законодательства. Прекрасное пособие для самостоятельной подготовки к экзамену на получение водительского удостоверения. В новом издании освещены изменения в тексте Правил, введенные в действие с1 января 2004 г.Адреса фирменных магазинов «За рулем»:Комментариик Правилам дорожного движения Российской Федерациипо состоянию на 1 июля 2004 г.в Москве: ул. Бакунинская, 72, тел. 261-22-95; ул. Долгоруковская, 36, тел. 973-14-00; ул. Краснопрудная, 30/34, тел. 264-92-94. в Воронеже: ул. Хользунова, 112, тел. (0732) 14-34-90. в Кирове: ул. Степана Халтурина, 2, тел. (8332) 56-50-16. в Перми: ул. Боровая, 24, тел. (3422) 22-72-04. в Харькове: Харьковский книжный рынок, пер. Кравцова, 19, тел. (0572) 17-04-71. Любую книгу издательства «За рулем» можно най™ и заказать в Интернете по адресу: http://knigi.zr.ru По вопросам оптовых приобретений обращайтесь по телефонам: (095) 261-37-61; 261-07-23.I х