246
247
248
ИСТОРИЯ RENAULT 4CVЗАВЕЩАНИЕ «БОЛЬШОГО ПАТРОНА»СЕРГЕЙ КАНУННИКОВуи Рено скончался ранним утром 24 октября 1944 года в клинике СеЖан-де-Дье, находясь под арестом по обвинению в коллаборационизме. Кончилась великая и трагичная эпоха практически единоличного владельца, почти самодержца огромной промышленной империи. «Большого патрона», как называли Рено подчиненные, похоронили в Нормандии, близ любимого имения Эркевилль, где совсем недавно он лично испытывал народный автомобиль, который намерен был поставить на конвейер после войны. Эта машина связала эпохи, разделенные Второй мировой войной, и судьбы людей, оказавшихся по разным сторонам линии фронта.ЛПо неоднократно растиражированной легенде «Рено-4СУ» (по-французски «Каттр шво» - четыре лошадиные силы, разумеется, налоговые) создавали во время войны втайне от немцев, а датой, когда Рено задумал автомобиль, часто называют 1938 год. Но «отмашку» на создание машины Луи Рено - владелец более 90% акций огромной компании - дал на самом деле позже, в феврале 1939-го. Именно тогда Рено, как делал почти ежегодно, приехал на Берлинский автосалон. «Большой патрон» с многочисленной свитой, конечно же, заглянул на стенд «Рено», где дебютировала модель «Жювакатр». Возле этой машины и произошла короткаявстреча Луи Рено с Адольфом Гитлером, которую зафиксировали множество фотографов со всей Европы. Вообщето, они уже встречались в 1935-м и разговаривали гораздо дольше, но ранней весной 1939-го европейский воздух был уже другим, поэтому именно это рукопожатие с диктатором противники Рено будут вспоминать даже после его смерти. Разумеется, патрон обошел всю выставку, где как раз дебютировал компактный глазастый автомобиль КДФ будущий «Фольксваген-Жук». Именно он и подтолкнул французов к проекту нового народного автомобиля. Работой руководили Шарль Серра - старый, еще с конца XIX века, соратник Рено - и моло-ЛумРено (1877-1944 гг.)Iчдой талантливый инженер Фернан Пекар. Но события осени 1939-го и первой половины 1940-го не позволили по-настоящему взяться за реализацию проекта. Здоровье Луи Рено уже в те годы заметно пошатнулось - нарушения работы головно го мозга происходили все чаще, и тогда он почти терял нити управления, которыеiОдна измашин на базе « К аттр ШЕЕ246За рулем9 / 2 004 Прототип «Рено-4СУ» был очень похож на «Фольксваген». впервые стали ускользать из рук «Большого патрона» под ударами забастовок и стачек 1936-1938 гг. Он лихорадочно пытался приспособиться к быстро меняющейся политической обстановке. В 1940-м летал в Америку, где встречался с заокеанскими промышленниками, затем старался запустить простаивающие заводы в пригороде Парижа Бийанкуре - головное предприятие концерна. Оккупанты требовали начать ремонт и производство танков. В Бийанкуре их, кстати, так и не делали, военным производством занимались филиалы «Рено», которые еще в начале войны фактически перешли под контроль правительства Франции. И все же работы над моделью 4CV с осени 1940-го возобновились. В мае следующего года двигатель показали Луи Рено, самочувствие которого в те дни очередной раз ухудшилось. Патрон флегматично пробормотал: «Хорошо. Продолжайте», но всетаки велел поставить мотор у себя в кабинете, чтобы познакомиться с ним поближе. Очевидно, весной 1941-го был готов уже и двухдверный кузов, глядя на который можно было безошибочно определить: создателей «Каттр шво» вдохновлял «Фольксваген». Кстати, четырехцилиндровый двигатель объемом 0,76 л, как иу немецкой машины, был воздушного охлаждения и стоял сзади. Заимствование вовсе не смущало ни Рено, ни его соратников. Дебютировавший в 1939-м «Жювакатр» -первый «Рено» с несущим кузовом - был не только этим, но и внешностью очень похож на «Опель-Кадет». Завод в Бийанкуре строил грузовики, в основном, конечно, для немцев. Производство, как и работу над компактной моделью, приостановили после налета британской авиации в ночь с3 на 4 марта 1942-го. Прототипы уже четырехдверного «РеHO-4CV» вышли на испытания лишь в сентябре 1943-го. Тогда же одна из машин попала в имение Рено - Эркевилль. Вряд ли работы можно было скрыть от немцев, особенно на этой стадии. Трудно представить, чтобы их многочисленные службы, в том числе гестапо, штаб-квартира которого, кстати, находилась на авеню Фош, по соседству с особняком Рено, проглядели такое нарушение. Скорее всего, оккупанты, удовлетворенные производством грузовиков, старались сохранять в Париже болееменее благопристойный вид и смотрели на деятельность конструкторов сквозь пальцы. Кстати, разрабатыватьмирную продукцию еще до прихода немцев, в сентябре 1939-го, запретило французское правительство. Луи Рено, потребовавший сделать в Эркевилле для испытаний «Каттр шво» специальную «полосу препятствий», считал, что народный автомобиль должен быть все-таки двухдверным, а в качестве семейного планировал выпустить после войны шестицилиндровый «Рено-11CV». Но в целом патрон остался доволен «четырехсильным». В 1943-м бомбежки завода участились, и вскоре конвейер окончательно встал. В августе 1944-го Париж был освобожден. Левые газеты, имевшие на Рено зуб еще с конца 1930-х, когда самодержец Бийанкура проявлял неуступчивость в переговорах с профсоюзами, начали атаку на «Большого патрона», обвиняя его в сотрудничестве с нацистами. 23 сентября Рено и его генерального директора Рене де Пеирекава арестовали. Вообще-то, компания «Рено» работала на немцев не За рулем 9/2004 247 АВТОКЛУБИСТОРИЯ RENAULT 4CVНа поздних «Рено-4С\А> стоял 21-сильный двигатель, позволявший достичь 100 км/ч.«PeHO-4CV Декапотабль» 1954 года.старательнее других. Большинство арестованных в те бурные дни, в том числе и Пеирекава, позднее оправдали. Рено же припомнили не только правые взгляды, но и связи с правительством Петена, и, конечно, рукопожатие с Гитлером. 16 января 1945-го по указу президента Де Голля заводы «Рено» национализировали. Государственный управляющий Пьер Лефоше, хоть и был врагом уже мертвого Рено, не дал фирме захиреть. Он убедил правительство, которое планировало выпускать в Бийанкуре лишь грузовики,248 За рулем 9/2004ставить на конвейер модель 4CV. Вот тут-то, похоже, и родилась легенда о «подпольном», патронируемом Сопротивлением, автомобиле, созданном по секрету от немцев. А может, и самого Луи Рено? После показа машины министру Марселю Полю судьба ее была решена. Только модель еще предстояло доводить, и «Каттр шво» вновь связал судьбы знаменитых европейцев... В конце 1945-го, когда «РеHO-4CV» благословило правительство, оккупационные власти Франции в Германии арестовали Фердинанда Порше. Отец «Фольксвагена» отсидел во Франции 22 месяца. И хотя по понятным причинам этот факт не афишировали, явно помогал в доводке очень похожего по конструкции на «Жук» «Каттр шво». Публике машину показали в конце 1946-го на первом Парижском послевоенном салоне. Серийное производство «Рено-4СУ» с независимыми подвесками и 19-сильным мотором начали в 1947-м, обогнав главного конкурента - «Ситроен», который еще доводил своего знаменитого «Гадкого утенка». Сначала Лефоше пришел в ужас от планов делать 300 автомобилей в день, но спрос оказался огромным. Экономичные, надежные,вместительные машины разбирали «с колес». Внешне «Рено» уже совсем не походил на немецкий народный автомобиль и по стилю кузова напоминал более солидные «нормальные» четырехдверные модели. Что и нравилось покупателям. С 1948-го «Каттр шво» участвовал в ралли, сначала в национальных, а в 1949-м даже в Монте-Карло, где завоевал первенство в классе. Частники и мелкие фирмы строили на базе народной машины многочисленные спортивные версии, доводя мощность «воздушника» до 42 л.с. Одной из самых удачных стала работа Жана Ределя, торговавшего «рено». На базе 4CV он построил спортивное купе «Маркиз», которое в 1956-м стал продавать под маркой «Альпин-А106». Позднее она прославилась раллийными победами. «PeHO-4CV» почти без изменений выпускали до 1961 года. По лицензии под маркой «Хино» машины делали ив Японии. Заднемоторные модели - наследники 4CV оставались в программе французской фирмы до начала 1970-х. К тому моменту, когда «Каттр шво» сняли с производства, споры и тяжбы вокруг имени и наследства Рено не прекратились. Да и сегодня отношение к «Большому патрону» совсем не однозначное. Чего не скажешь о его духовном завещании - «Рено4CV». Этот автомобиль - один из символов послевоенного возрождения Европы - навсегда вошел в золотой фонд автомобильной истории.«Альпин-А106» с 43-сильным мотором в 1956-м участвовал в гонках «Милле-Милья».