198
ОСАГОСКОЛЬКО ТЕРПЕТЬ ПОТЕРПЕВШЕМУ?ИСКАТЬ ЭКСПЕРТА ДЕЛО ЗРЯШНОЕ «Попал в ДТП. Автомобиль поврежден. У виновника полис ОСАГО. Но уже третий месяц не могу получить компенсацию»... Типичная жалоба. А ведь статья 13 Закона об ОСАГО гласит: страховщик обязан произвести выплату потерпевшему или дать ему мотивированный отказ в течение 15 дней с момента получения его заявления и приложенных к нему документов. Собака зарыта в последних словах: отсчет времени начнется лишь тогда, когда удастся добыть и сдать в страховую компанию все нужные бумаги. Чтобы как-то стимулировать это ведомство, страховщики отчисляют ему в фонд безопасности движения 1% денег, собранных за полисы ОСАГО. Эффект незаметен. Впрочем, ради справедливости стоит напомнить, что число регистрируемых мелких ДТП скакнуло с введением автогражданки в 2,5 раза... Но вот наконец получены три вожделенных документа: справка о ДТП по форме 31, копия протокола ДТП и постановление об административном правонарушении. По логике, теперь надо ехать к независимому эксперту ных бюро, которые работают по нормальным, понятным стандартам. - Но ведь клиент, в свою очередь, вправе подозревать, что рекомендуемый страховой компанией эксперт занизит ущерб? - Вот так и происходят задержки с выплатами, - вздыхает Игорь Евгеньевич. - Клиент, считающий, что его обманывают, спорит и пишет жалобы. А ведь разумнее, если на то пошло, получить начисленную страховщиком сумму и потребовать через суд разницу. Не буду говорить обо всех компаниях, но наша обычно выигрывает такие дела. Потому что может обосновать со ссылкой на справочники НАМИ и т. п. методику расчетов. СТРАХОВАЯ ФЕМИДА Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. И не станет внимательно читать правила ОСАГО. Почему-то многим кажется, что выдаваемый вместе с полисом бланк извещения о ДТП не надо заполнять, если имеется аналогичный протокол ГИБДД. Это заблуждение чревато для потерпевшего большой морокой. Водители транспортных средств, причастные к ДТП, обязаны заполнить бланк извещения о нем и передать в течение пяти рабочих дней страховщику (пункты 41 и 43 правил ОСАГО). Если это не сделано, задержка страховой выплаты практически неизбежна. Чем же важен этот документ (так называемый «европейский протокол»)? Дело в том, что ГИБДД устанавливает нарушителя Правил, но не виновника ущерба. А это, вообще говоря, вещи разные. Классический пример: кто-то припарковал машину в неположенном месте, а другой водитель, превысив скорость, в нее врезался. Оба нарушили, но оба ли виновны? - Если подходить к определению вины формально, всех надо отправлять в суд, - говорит начальник управления урегулирования убытков «Ингосстраха» Сергей Мамаев. - Но это значило бы усложнить жизнь и потерпевшему, и страхователю, и страховщику. Волокита затянулась бы на годы. Поэтому лицо, ответственное за причинение вреда, определяет страховая компания, анализируя информацию о ДТП. Ей, как ив суде, необходимо выслушать обе стороны. А значит, они должны изложить свое видение происшедшего совпадающее или нет - на том самом бланке. Или, на худой конец, на простом листе бумаги. Для нас важно, чтобы там была схема ДТП, информация об автомобилях ио тех, кто ими управлял. Ну и, конечно, подписи сторон. - А что вы посоветуете, если страхователь отказался заполнять извещение? - В ГИБДД лежит его объяснение. Пусть потерпевший постарается получить копию. Мы в таких случаях готовы официально ее запросить. МОЛВА КОРМИЛИЦА Итак, сроки выплаты в немалой степени зависят от самого потерпевшего. Надо лишь заранее, пока ты им не стал, изучить правила игры (сиречь правила ОСАГО). Ну а главный игрок, страховщик? Старается ли он сберечь наше время и нервы? Или же, как считают пессимисты, сознательно оттягивает страховые выплаты? Отбросим последнюю версию - серьезным компаниям репутация много дороже процентов, которые можно «накрутить» на чужих деньгах: добрая молва кормит! (Все ли 170 компаний, занимающихся ОСАГО, серьезны - отдельный вопрос, но паршивая овца в таком стаде долго не протянет.) Многочасовых очередей из потерпевших не избежали поначалу даже лидеры страхового рынка. Какая уж тут добрая молва - сплошные скандалы! У страховщиков есть оправдание: острая нехватка экспертов-операторов, которые готовят дело к выплате, но измученным клиентам это «по барабану». Приходится искать новые технологии. Весьма оригинальную начал применять «Ингосстрах». Независимые эксперты, с которыми он работает, помимо оценки повреждений помогают потерпевшим подготовить пакет необходимых документов (пока это делается только в Москве). Есть и простой способ сократить очереди - информировать клиентов по телефону или на сайте страховой компании о порядке урегулирования убытков. Такую возможность предоставляют не все страховщики, но если она существует, то грех не воспользоваться. Пора отказываться от застарелой привычки выяснять все «живьем» и «в порядке общей очереди»... Дорогие потерпевшие, берегите себя! •Терпи, потерпевший! Тебя ждут длиннющие очереди в группу разбора ГИБДДдля осмотра автомобиля и оценки ущерба. Но стоп! Не делай этого - потеряешь время и деньги. Страховщики признают заключения только тех независимых экспертов, с которыми у них есть договоры. Возражать бессмысленно: организация экспертизы является, согласно Закону, обязанностью страховой компании. Одно утешение - услуги эксперта оплачивает при этом она. - Дело в том, что рынок независимой экспертизы складывался стихийно, - сказал нам заместитель генерального директора страхового общества «РЕСОГарантия» Игорь Иванов. - Не было, да и до сих пор еще нет, единых стандартов и нормативов. К тому же эксперту часто платили в процентах от насчитанного, что побуждало его завышать сумму ущерба. Мы првадлагаем потерпевшему на выбор несколько автоэксперт198 За рулем 9/2004