98
99
ЭКОНОМИКАСДЕЛАНО В СНГЭФФЕКТ ПРИСУТСТВИЯИгорь МоржареттоШ la-bus^°*Е*оо»итосаОзаводе, построенном в свое время концерном «Дэу» в Узбекистане, в последнее время мало что слышно: не балует новинками, собираемую там «Нексию» давно окрестили «старушкой», хотя она по-прежнему во главе рейтинга продаж иномарок в России. Добавим, что и маленький «Матиз» - бестселлер в своем классе. Ну а что дальше? ЗДЕСЬ ТРИ - Т АМ ОДИН Завод в Асаке производит впечатление даже на того, кто знаком с подобными производствами в других странах. Нисколько им не уступает - аккуратные синие корпуса ив них полный «джентльменский набор»: прессовый цех, сварочный, окраски, сборочный. Все вроде как у других, да не совсем. Роботы такие же, прессовое оборудование тоже, и рабочие в фирменных чистеньких комбинезонах. Но почему-то их здесь очень много - там, где в Европе один, здесь - два-три. На некоторых этапах, где даже на АвтоВАЗе давно стоят роботы, в Асаке ручные операции. Ларчик открывается просто: нет сегодня во всей Ферганской долине работы более престижной, чем на конвейере «УзДэу». На каждое вакантное место очередь. При средней по Узбекистану зарплате в 20 (!) долл. на конвейере получают по 100 Асака. В цехах завода.рат Парпиев, - особых проблем мы тут не видим. Есть невыполненные обязательства не только с нашей стороны, но иу «Дэу». Для справки могу сказать: у компании «Дэу моторе» совместные проекты были в 140 странах мира, и за пять лет переговоров имущественные споры урегулированы всего на 3%. «Джи-Эм» проявляет огромный интерес к рынкам Центральной Азии и СНГ. Мы работаДОЛГИ НЕ ПУГАЮТ К счастью, на ритме работы завода не сказываем с концерном с 2002 года и за это время ются возникшие несколько лет назад проблестали одним из крупнейших покупателей мамы с долгами. В свое время завод в Асаке строшинокомплектов (на втором месте после киился как совместное предприятие правительтайского «Джи-Эм-Дэу», при том, что в мире ства Узбекистана (в лице ассоциации «Узавто- таких заводов 20). В первый же год сотруднисаноат») и южнокорейской «Дэу моторе». СП чества с новой компанией мы внесли неактивно пользовалось кредитами корпорации, сколько десятков изменений в «Нексию» и завод оценивают сегодня в 770 млн. долл. Кои «Матиз». И, если бы она с нами не хотела гда «Дэу» в результате азиатского кризиса окапродолжать партнерство, разве стала бы чезалась банкротом, на ее «руинах» была создарез месяц после запуска в Корее передавать на компания «Джи-Эм-Дэу», а все долговые нам «Лацетги»? в месяц, а с учетом премиальных и сверхурочных выходит и все 160. Потому-то на многие операции куда выгоднее поставить трех рабочих вместо одного - обойдется все равно дешевле, чем робот... Впрочем, на качестве узбекских машин это, кажется, не отражается контроль здесь строжайший. обязательства еще в 1999 году по обоюдному согласию заморозили до окончательной ликвидации «Дэу» - 28 октября 2005 года. Переговоры по долгам идут уже который год стороны время от времени обмениваются «программными» заявлениями, но даже сумма, о которой может идти речь, не называется. - Нас переговоры не пугают, - уверяет президент ассоциации «Узавтосаноат» КудПереговоры продолжаются, а завод между тем наращивает темпы выпуска: в 2003-м собрали 40 тыс. автомобилей, в 2004-м 70 тыс., а план на новый год - 110 тысяч, из которых, как минимум, 60 тысяч уйдут на экспорт. - А сможет ли переварить такое количество устаревших «нексий» и очень уж маленьких «матизов» российский рынок?98За рулем 02/2005 На правах рекламы СДЕЛАНО В СНГПОЧЕМУ УРАЛ?«Лацетти» собирают только для Узбекистана. Для остальных - «Матиз». - Речь не только о вашем рынке, - объясняет К.Парпиев, - хотя в России мы лидируем с 1997 года и позиции сдавать не собираемся. Но у нас лидерство и на рынках других стран Центральной Азии и СНГ. Недавно получили право продавать машины в Китае, до которого рукой подать - 150 км! Поставки туда начнутся в 2005 году, так же как ив Афганистан. Но, конечно, стратегическим по-прежнему остается российский рынок. Чтобы поддержать интерес покупателей, узбеки предлагают две новые модификации популярного «Матиза» - с литровым двигателем и двумя коробками передач - механической и «автоматом». В прошлом году увидели свет и «люксовые» комплектации «Матиза» и «Нексии», а теперь при покупке можно будет заказать еще 40 (!) вариантов опций. По мнению узбекских маркетологов, конец эпохи «Нексии» все равно не за горами, и выпускать ее в Асаке будут еще максимум три-четыре года, пока есть спрос. При всей своей надежности и практичности она устарела, и ей ищут замену. ным участием. Для большей привлекательности «Узавтосаноат» планируют преобразовать в акционерное общество и 49% акций продать стратегическим инвесторам. - По этому поводу у нас есть контакты с компаниями из Азии, Европы и Америки, говорит К. Парпиев. - Автомобильная промышленность, как оказалось, это не только локомотив всей экономики, но и прибыльный бизнес. ...Десять лет назад никто не верил, что здесь можно создать современное предприятие, семь лет назад вряд ли кто мог предсказать коммерческий успех устаревшей «Нексии», а еще недавно маленькому «Матизу» пророчили полный провал. Прогнозы не сбылись. Узбекский автопром уже прочно стоит на ногах, развивается и весомо обозначает свое присутствие на рынке России. •НИЧЕГО ЛИШНЕГО - ТОЛЬКО ЗВУКПРОСТО: Акустические системы "Урал"сконструированы для высококачественного воспроизведения звука - Вы покупаетединамик, который действительно работает, а не систему, установленную для"интерьера", как многие аналоги.НАДЕЖНО: Только на акустические системы "Урал"ПРОГНОЗ погодыВообще-то узбекам есть чем гордиться. Десять лет назад никакого автопрома в стране не было, а теперь - вот он, и не самый отсталый. За эти годы привлечено более 1,2 млрд. долл. инвестиций, совместно с партнерами из Кореи, Италии, США, Германии, Голландии создано 15 современных, высокотехнологичных производств, обслуживающих завод в Асаке, не считая того, что поставками деталей для отрасли занимаются около 50 местных предприятий. Сегодня более 50% комплектующих для узбекских авто производят внутри страны. А вообще за эти годы выпущено больше 400 тысяч легковых автомобилей! В планах - привлечь в ближайшие пять лет не менее 2 млрд. долл. инвестиций, создать 40-45 новых предприятий с иностранустановлена гарантия 5 лет. Максимум, что могут предложить другие производители - 3 года.МОЩНО: Так выглядит новый «Дамас». СПРАВКА. СП «УзДэуАвто» зарегистрировано в марте 1993 года, в июне 1994 года началось строительство завода в Асаке. В марте 1996 года выпущен первый автомобиль «Дамас», в июне - «Нексия» и «Тико». Август 2001 года - начало производства автомобиля «Матиз», август 2003 - «Лацетти». Акустические системы "Урал" превосходят по качеству звучания импортные аналоги стоимостью в5 раз выше.Хотите знать больше? Звоните [ 0 95 ] 5 00 - 5 656