102
ЭКОНОМИКАКОНЦЕРНЫ И МАРКИ: DODGEТРАДИЦИИ И ЭМОЦИИНорбертХоббханНеужели 17 ноября 1998 года в Старом Свете пришел конец тому, что начиналось почти сто лет назад в Свете Новом? «Союз равных», какдителем концерна «Даймлер-Крайслер», последующие годы были совсем не простыми. Он направил в Детройт наводить порядок известного специалиста д-ра Цетше. После блистательного Ли Якокки, возглавлявшего «Крайслер» в 80-х, харизматичного Боба Лутца, стоявшего у руля в начале 90-х, и Роберта Итона Дитеру Цетше пришлось нелегко. В мировой столице автомобилестроения тогда в ходу были клише о «злом немце». Но, будучи хорошим стратегом, он проявил глубокоепонимание ситуации и выдержку. Сегодня подразделение «Крайслер» впервые за последнее время сообщает о положительных итогах года. «Малыш» Большой тройки в 2004-м устанавливал один рекорд продаж за другим. Большую роль в этом сыграл «Додж». Кстати, в России зарегистрировано около 6500 автомобилей этой марки «Крайслера». История «Доджа» началась в 1914 году, а в 1929-м он вошел в компанию «Крайслер». Предприятие Уолтера Крайслера к тому времени сделало мощный рывок, оказавшись в числе самых крупных американских производителей автомобилей. «Додж» пережил всех руководителей компании и неизменно вносил существенный вклад в ее успех. Даже сегодня легковых и коммерческих «доджей» продается больше, чем «крайслеров». У «Доджа» всегда были автомобили, способные волновать: такие модели, как «Вайпер», вошли в историю автомобилестроения. Под маркой «Додж» предлагают очень разные модели: «Неон», «Стратус», «Магнум», «Дюранго»... Разнообразные версии «Дакоты» и грузовика «Рэм» наилучшим образом отражают американский стиль жизни. Внушительные монстры будоражат не только водителей, но и тюнинговые фирмы: здесь есть где «раз-поначалу единодушно называли объединение своих фирм президент «Крайслера» Роберт Итон и председатель правления «Даймлер-Бенц АГ» Юрген Шремп, оказался главной сенсацией прошлого десятилетия в мире автомобильной индустрии. Впрочем, для Юргена Шремпа, ставшего единоличным руковоМини-вэнов «Д числу реализованных машин они уступают только пикапам «Рэм» (около 430 тыс.).DODGE: ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ • В 2004-м «Крайслер Груп» продал 2,2 млн. автомобилей, из них подразделение «Додж» - около 1,2 млн. • «Доджу» принадлежит примерно 7% американского автомобильного рынка. • «Додж» лидирует на рынке мини-вэнов, занимая 20%. • В США марку реализуют 2909 дилерских центров.спортивный )«иверсал Щй 341 л«Дюранго» типичный американский вседорожник, близкий родственник «рэмов». В прошлом году продано 137 тыс. штук, на 27% больше, чем в 2003-м.^39днгуляться» - сделать больше, чем предусмотрено серийной комплектацией. А теперь вернемся к вопросу, поставленному вначале. На него можно дать два ответа, причем оба будут начинаться с «нет». Нет, слияние «равных» в 1998 году не означает, конец великой американской автомобильной традиции, поскольку удалось сохранить наследие марок и продолжить их развитие. Нет, такая марка, как «Додж», переживет всех и вся, поскольку воплощает удовольствие от вождения «в чистом виде». а