94
95
96
ЭКОНОМИКАИЗ РОССИИ ПО МИРОВЫМ СТАНДАРТАМРоссийский «Рено-Логан» - без сомнения, одна из самых важных и ожидаемых премьер 2005 года. О перспективах машины, а также российском топливе, крэш-тестах, комплектующих, ценах, русской зиме главный редактор «За рулем» Петр МЕНЬШИХ беседует с Жаном-Мишелем ЖАЛИНЬЕ, главой представительства «Рено» в России. Сопровождает интервью фоторепортаж из Текстильщиков о нынешнем состоянии дел на заводе «Автофрамос».- Полтора года назад вы приехали в Россию. Что на вас лично произвело самое сильное впечатление в нашей стране?- Зима. Меня удивила способность русских быстро приспосабливаться к низким температурам. Я тоже постарался этому побыстрее научиться и теперь нахожу зиму очень приятным временем года. Зима украшает Россию и Москву.- Насколько адаптирован к нашей зиме «Логан», в какой степени его можно считать русским автомобилем?На «Автофрамосе» уже собирают «логаны»! Всего полгода назад под ногами здесь был толстый слой пыли, а теперь в опрятном цехе работает конвейер. Организацию производства «Рено-Логан» в Москве руководство СП делит на три этапа: подготовка здания (проведена к лету 2004-го); пусконаладочные работы (конец 2004 - начало 2005 года); открытие завода, пуск серийного производства (весна-лето 2005-го). Мы побывали в Текстильщиках на заводе «Автофрамос», когда второй этап был в самом разгаре: на смонтированном оборудовании цехов сварки, окраски, сборки уже делали пробные машины. 94 За рулем 02/2005Кузова «логанов» варят вручную из 358 деталей. Вообще доля ручного труда на заводе весьма велика - при заданных объемах производства и стоимости рабочей силы так выгоднее. Передвигаясь от поста к посту, за смену участок покинут 11S будущих машин, то есть каждые 4 минуты будет готов очередной кузов. Кстати, одна смена на «сварке» это 165 человек. ИНТЕРВЬЮ- «Логан» разработан на совместной платформе «Рено» и «Ниссана» с проверенным силовым агрегатом. В конструкцию внесли ряд изменений технического и эстетического характера. Стиль соответствует «Рено», поскольку в Москве мы будем делать автомобиль именно под этой маркой. А технику усовершенствовали, чтобы гарантировать пуск двигателя при низких температурах и повысить коррозионную стойкость кузова, на который мы предоставляем 6-летнюю гарантию. Мы также усилили защиту днища, в частности тормозных и топливных трубопроводов, установили брызговики. Больших и малых изменений набирается достаточно. Мы опирались на опыт работы с моделью «РеноСимвол», неплохо зарекомендовавшей себя в России.участвовал в подобных крэш-тестах, но совершенно точно можно сказать, что в своем классе он будет среди лучших. - Летом в сегменте «С» будет уже как минимум шесть разных автомобилей российской сборки: «Лада-110», «Хёндэ-Акцент», «Шеви-Вива», «КИА-Рио», новый «Форд-Фокус» и «Рено-Логан». На какое место по техническому уровню вы в этой линейке поставите свой автомобиль? - Как я уже говорил, машина создана на общей платформе альянса «Рено» «Ниссан», на которой выпускается, например, новейший «Рено-Модус». «Логан» вобрал в себя все лучшее, что касается удобств и поведения на дороге для автомобиля своего класса. Мы занимаем лидирующую позицию в классе по размерам салона и багажника среди седа-Жан-Мишель Жалинье(Jean-Michel Jalinier), генеральный директор ОАО «Автофрамос», представитель «Рено» в России и СНГ Родился в 1953 г. во Франции. Инженер, доктор технических наук. В 1975-1985 гг. вел исследовательскую и преподавательскую работу в университете Метца и Национальном политехническом институте в Гренобле. На «Рено» - с 1985 г., начинал в управлении исследовательских работ. 1995-1996 гг. - заместитель директора завода во Флэне, 1996-2003 гг. - руководитель программы производства «Рено-Трафик» (Renault Trafic), удостоенного в Европе звания «Фургон 2001 года». С июля 2003 года работает в России. лия. Рассчитываем, что в 2005 году локализация составит 20%. Вместе с тем это означает, что остальные 80% деталей придется ввозить. Таможенные издержки - вторая причина, по которой российские машины будут дороже. Ведь транспортировка на большие расстояния также добавляет стоимость. - В какой валюте будут определяться цены на «логаны»? - Мы всегда говорили, что этот автомобиль будет стоить 7-10 тысяч евро. Мы постоянно работаем над нашей коммерческой политикой и приняли решение в 2005 году перейти на цены в долларах США. - Вернемся к теме локализации. Расчет на российских поставщиков комплектующих выглядит утопией... - Подписано первое соглашение с ЗИЛом о поставке кузовных штампованныхМоторы «Рено-Логан» можно эксплуатировать на бензине с октановым числом 90 и присущими российскому топливу характеристиками.- Как ваш автомобиль переварит российское топливо? - Мы предлагаем для России двигатели с оригинальной, отличной от западноевропейской, настройкой. Такие моторы можно эксплуатировать на бензине с октановым числом 90 и присущими российскому топливу характеристиками. - «Рено» большое внимание уделяет безопасности. Последние модели получают по 5 звезд в классификации EuroNCAP. Убедительно ли будет выглядеть «Логан»? - Как вы знаете, применительно к «Логану» основной задачей было снижение его цены. Поэтому решили не добиваться наивысших абсолютных показателей. Соответственно, он не получит 5 звезд, как другие «рено». Пока «Логан» не нов. Поэтому автомобиль сопоставим с любым другим из сегмента, но при этом цена производства такова, что «Логан» выигрывает у одноклассников. Например, в салоне - цельная передняя панель, которая заметно дешевле составных. Благодаря таким решениям нам удалось добиться снижения себестоимости без ущерба характеристикам. Именно по техническому оснащению автомобиль находится на самом высоком уровне. - Где будет дешевле производить «Логан» в Румынии или России? - Явно дешевле в Румынии. Во-первых, рабочая сила в России дороже. Вовторых, «Рено» хотел бы развивать производство комплектующих в России, мы прикладываем для этого большие уси-Комплекс 30-измерений служит для проверки качества сварки. Цикл компьютерных замеров геометрии произвольно выбранного кузова занимает 3 часа. Рядом готовят еще один участок, где кузов для контроля будут разбирать... зубилом.Линия грунтования - самая автоматизированная на заводе, здесь трудятся два робота и совсем нет людей. Отсюда кузов отправляется на покраску, где эмаль и лак наносят вручную. За рулем 02/2005 95 ЭКОНОМИКАИНТЕРВЬЮдеталей. Речь идет о защите трубопроводов на днище. Оснастка для штампов российского предприятия «Интеркос» из Санкт-Петербурга. Брызговики будет поставлять другое российское предприятие - «Эласт», также из Санкт-Петербурга. Все остекление автомобиля - от Борского стекольного завода. Сиденья изготовит на нашем заводе один из международных производителей, с которым идут переговоры. А наполнитель сделает нижегородское предприятие «Сотекс». Вот пять контрактов, подписанных нами.на транспортных издержках. Именно так формируются национальные производства международного уровня. Поднимая пошлины на 20%, вы способствуете снижению конкурентоспособности местной продукции ровно на эти 20%. Возможно, сформируется некая сеть поставщиков, но ни один не сможет конкурировать на международном рынке, экспортировать свою продукцию! Это не очень хорошо для России, которая имеет все необходимое, чтобы вырастить производителей мирового уровня.Планируем выпускать на «Автофрамосе» 60 тысяч автомобилей в год, возможно, и больше, то есть наши подрядчики будут обеспечены крупными заказами.Ведем также переговоры с рядом потенциальных партнеров и готовы вложить средства в переоборудование их производства и подготовку кадров, если уровень не дотягивает до наших стандартов. Планируем выпускать на «Автофрамосе» 60 тысяч автомобилей в год, возможно, и больше, то есть наши подрядчики будут обеспечены крупными заказами. У нас серьезные амбиции в отношении интеграции.- Вы за то, чтобы снизить пошлины на ввоз комплектующих? - Когда вы говорите о России там, за рубежом, вы оцениваете ее как страну с высокой степенью риска в финансовом, административном плане?история выглядит следующим образом: когда-то существовала известная марка «Москвич», теперь ее нет. Есть новое предприятие «Автофрамос», созданное правительством Москвы и «Рено». Оно не имеет с «Москвичом» ничего общего, но пытается возродить автомобильную индустрию в том историческом месте, где она существовала. Мне кажется, что жители Москвы будут рады появлению нового, динамично развивающегося предприятия на этой территории. Мы не располагаем никакой долей имущества «Москвича», у нас нет ни права, ни желания использовать его торговую марку. Мы выпускаем только «Рено».- Кем вы себя больше ощущаете - директором завода или представителем «Рено» в России?^- Совершенно верно. Я выступаю за низкие таможенные пошлины или вообще за отмену таковых на отдельные виды продукции, не имеющей стратегического значения. Это послужит развитию автомобильного производства в России. Снижение пошлин должно увязываться с тем, какие вложения делаются в отрасль, служат ли они реально созданию автозаводов, которые в этих комплектующих нуждаются. И местные поставщики должны быть конкурентоспособны в сравнении с импортерами, выигрывая- Здесь и там, во Франции, я всегда говорил и говорю, что Россия - страна с высоким экономическим потенциалом. «Рено» отдает себе в этом отчет, так как начал работать здесь и развивать этот потенциал. Не скрою, в России инвесторам довольно трудно. Несмотря на проводимые реформы, слишком тяжел груз административной зависимости. Из-за большого количества реформ постоянно меняется юридическая база.- Г-н Жалинье, вы работали во многих странах мира. Где вам дышится легче?- Там, где я сегодня нахожусь. Нельзя ощутить себя счастливым, думая, что в другом месте лучше.- Не бросит ли тень находящаяся по соседству разруха «Москвича» на динамично развивающуюся марку «Автофрамос»?- Я отвечаю не только за территорию России, в моем ведении рынки бывших республик СССР. В России я отвечаю за работу всего, что связано с маркой «Рено», от производства до клиентских запросов. Перед собой я ставлю две основные задачи. Первая оправдать вложенные «Рено» капиталы в объеме 250 млн. долларов. Доказать, - ^ что это было правильное и прибыльное вложение средств, чтобы получить инвестиции для дальнейшего развития. Вторая задача - обеспечить долговременный успех «Автофрамоса». Мы сейчас набираем персонал, численность которого к концу 2006 года превысит две тысячи человек, и перед ними мы будем нести ответственность. Мы хотим, чтобы работники гордились своим предприятием. о В подготовке материала принимали участие Владимир Соловьев, Антон Чуйкин.- Достаточно бегло осмотреть наш завод, чтобы понять разницу. Для меняФинальный этап обработки кузова - участок исправления дефектов и контроля качества. Здесь опытные мастера устранят возможные огрехи, и кузов поедет на сборку.Во время экскурсии по заводу мы видели два десятка «логанов» в разной стадии сборки. На них тренируются работники завода: варят из румынских «штамповок» российские кузова, красят их, устанавливают моторы, подвески, кресла... ЭтиВокруг главного конвейера участки подсборки, где отдельные узлы и агрегаты готовят к установке в автомобиль. Двигатели приходят в Москву собранными, кстати, уже сейчас можно встретить обе модификации - 1,4 и 1,6 л. 96 За рулем 02/2005машины будут многократно разо - " ^ браны ив конце концов списаны, как отслужившие учебные образцы. И тем не менее это первые российские «логаны», а судя по увиденному на заводе, будут и вторые, и третьи, и серийные - уже скоро!