186
187
188
БЕЗОПАСНОСТЬЦЕНТР «ВОЛЬВО» В ГЁТЕБОРГЕТАК БЕРЕГУТ ЖИЗНЬВладимир Соловьев . Ф ото автора и «Вольво»Компания «Вольво» - один из пионеров в сс}>ере безопасности автомобиля. Поэтому по- % сетить святая святых - центр безопасности «Вольво» под Гётеборгом, где знают об этой проблеме без преувеличения все, чрезвычайно интересно. О крэш-тестах - фронтальных, боковых, с неподвижным препятствием и на встречных курсах - не перестают говорить и писать, особенно когда речь заходит о пресгтижных «звездах» EuroNCAP. Но помимо этого у безопасности автомобиля есть много других аспектов. ДО РОЖДЕНИЯ В 2002 году здесь появился первый манекен женщины в положении, причем на последнем месяце беременности. Теперь безопасностью беременных в автомобиле занимается специальный отдел. Накопленные там данные позволили уже однозначно отве-Щ тать на очень актуальный для многих вопрос - надо ли беременным пользоваться ремнями безопасности? При столкновении с гтрепятствием грудную клетку женщины и таз удерживают ремни безопасности, в направлении же удара перемещается только живот и плод. В худшем случае еще не родившемуся ребенку грозит удар о тазобедренные кости, что на высокой скорости может привести к черепно-мозговой травме. Однако наиболее часто, как установили шведские исследователи, смерть наступает по другой причине, когда плод лишается питания кислородом. Испытания на «беременном» манекене показали, что риск удушья заметно снижается, если правильно застегнут ремень. И теперь к этой рекомендации* прислушивается все больше женщин в мире. ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА Дети рождаются, растут ив каждом возрасте предъявля-Кресло для трехлетних пассажиров. Чтобы обезопасить детей в автомобиле, нужно немного побыть в их «шкуре».186 За рулем 02/2005 Наглядное пособие: падение с высоты одного стула равносильно столкновению на скорости 10 км/ч, с четырех - 20 км/ч... если не пристегиваться ремнями.ют свои требования по безопасности в автомобиле. Ребенок - это не маленький взрослый, утверждают специалисты центра. И предлагают убедиться в этом на собственных ощущениях, jKjym чего просят надеть на голову десятикилограммовый шлем. Голова начинает с ним тяжелеть так, как это ощущает годовалый ребенок, и удержать ее вертикально не очень-то просто. Каждое отклонение требует дополнительных усилий, и ты понимаешь: лучше голову куданибудь преклонить. Максимальную безопасность детям такого возраста обеспечивает детское сиденье, обращенное спинкой по ходу движения. Кстати, его конструкцию впервые предложила «Вольво» еще в 1972 году, по образу и подобию сиденья в капсуле спускаемого на Землю космического аппарата. А вот трехлетним такое кресло уже не подойдет для них требуется детское сиденье, смотрящее вперед (надо же куда-то ножки свесить), при этом оборудованное дополнительными ремнями безопасности. Увы, чем старше становятся дети, тем меньше мы можем влиять на их безопасность в автомобиле. Статистика ДТП и результаты экспериментов центра свидетельствуют: тяжесть травм повышается с возрастом ребенка. ВЗРОСЛЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ Когда это было, что сотрудники нашей ГАИ проводили рейды «Ремни безопасности»? Никто, наверное, не вспомнит. О нас, водителях, и говорить нечего - забыли о ремнях. Между тем даже с появлением различныхЗа рулем 02/2005 187 ЦЕНТР «ВОЛЬВО» В ГЁТЕБОРГЕИ НА ПОМОЩЬ СВЫШЕ... - Какие тенденции, на ваш взгляд, сегодня определяющие в снижении риска передвижения в автомобиле? На что делается упор - пассивную или активную безопасность? - В наше время автопроизводитель располагает довольно развитой системой пассивной безопасности. Правда, кому-то удалось больше продвинуться в этом направлении. За такими лидерами подтягиваются и остальные. Пассивная безопасность - это необходимость, которой невозможно пренебрегать. В то же время современный автомобиль становится все более требовательным ик элементам активной безопасности. Назову систему стабилизации движения (Road stability control). Она может предотвращать опасные ситуации на дорогах и все чаще появляется в списке оборудования автомобилей. Со временем мы будем чаще сталкиваться с высокотехнологичными устройствами активной безопасности, которые будут предлагать ив качестве опций. Такие системы способны помогать в пути, следить за тем, чтобы водитель не заснул за рулем, непреднамеренно не выехал на встречную полосу движения и т. д. Появятся и такие устройства, которые смогут различать людей или препятствия на дороге ив темноте. Полагаю, что системы активной безопасности будут развиваться быстрее, чем пассивной. - А в чем вы видите приоритеты для марки «Вольво»? - В развитии обоих направлений. У «Вольво» система пассивной безопасно-тальным. Исходя из этого мы, к примеру, особое внимание уделяем именно пассивной безопасности при боковом столкновении. Но в нашем деле, которое связано с жизнью и здоровьем людей, нельзя выделять что-то одно. Концепция «Вольво» как раз и состоит в том, чтобы максимально обеспечить безопасность, повышая уровень как пассивной, так и активной безопасности. - Вы полагаете, что в системе автомобильной безопасности еще можно сказать что-то новое? - Бесспорно - у наших специалистов так много идей... - Например? - Раскрывать секретов не имею права. Повторю только, что речь в первую очередь идет о том, как усовершенствовать систему активной безопасности с помощью средств, позволяющих водителю избежать дорожного происшествия. - Возможно, вы рассчитываете на помощь свыше - на спутники и другие космические объекты? - Так и будет. Системы спутниковой связи все более точны и надежны. Совсем скоро они смогут определять, что автомобиль движется, скажем, по встречной полосе движения. Уже существуют системы, которые распознают, где именно сейчас вы находитесь на планете, в каком направлении ис какой скоростью движется ваш автомобиль. На них-то в будущем и ляжет основная забота об активной безопасности автомобиля.Ханс Викман (Hans Wikman) вице-президент «Вольво кар корпорейшн» сти разработана с опережением на десять лет. Здесь мы вышли на очень высокий уровень и рассчитываем дальше его поднимать. Но до сих пор это касалось случаев, когда столкновения избежать было невозможно. Теперь ставим иную задачу - предотвратить аварию. Короче говоря, у автомобиля должна быть высокая планка как активной, так и пассивной безопасности полный комплект! По статистике, на высокой скорости аварии случаются много реже, чем на средних и умеренных скоростях. Но авария аварии рознь. При равной скорости боковой удар более коварен в сравнении с фронСНИЖЕНИЕ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА В ШВЕЦИИ 1980-2000 гг.1980-841985-891990-941995-2000скоростях. Скажем, масса мужчины средней комплекции при столкновении на скорости 40 км/ч составит более трех тонн! Реально ли противостоять такой силе? Разумеется, нет. И все разговоры о том, что можно выйти из такой ситуации, упершись руками в руль или панель, выглядят по меньшей мере несерьезно. Сломается руль, руки не выдержат. А вот ремень выдержит! Не верите? Тогда попробуйте встать на стул и представить, что падаете плашмя вниз. Результат будет соответствовать силе удара о ветроподушек и шторок ремень по-прежнему - главная опора безопасности. В центре «Вольво» это показали весь188 За рулем 02/2005ма наглядно. Встаете на весы. В соответствии с весом компьютер рассчитывает массу вашего тела при различныхвое стекло или элементы интерьера салона при 10 км/ч. Понять, что случится на скорости 20 км/ч, можно, взобравшись уже на высоту четырех стульев. Мы ездим гораздо быстрее, поэтому надо отдавать себе отчет, какому риску подвергаем себя и своих близких, пренебрегая ремнями безопасности. В Швеции (как и во всей Западной Европе) обязателыД но пристегиваются ремнями на переднем и заднем рядах сидений. Для детей - детские кресла. Не случайно там статистика ДТП далеко не столь удручающая, как у нас. О