Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Ретротест ЛуАЗ-969 — самого крутого внедорожника СССР

Полноприводный, простой, недорогой, экономичный — о таких вездеходах мечтали и мечтают многие. А этот малыш вызывает очень сильные и противоречивые эмоции.
Полная версия

В какой-то момент кажется, что все это происходит в кино. Или в компьютерной игре про оффроуд. Вот сейчас этот «зверек», наконец, зацепится брюшком о бугор и остановится. Но вполне реальный пейзаж за окном продолжает меняться, 40‑сильный моторчик все так же весело тарахтит, а мы с ЛуАЗом карабкаемся дальше!

Солдат и колхозник

История рождения ЛуАЗ‑969 – одна из самых длинных, даже по советским меркам. Ведь у нас от задумки до серийного образца проходила обычно пара пятилеток. Хотя идея этого автомобиля проста и, кстати, актуальна и по сей день: полноприводный, простой, недорогой, экономичный. Такой хотели, да и хотят иметь очень и очень многие.



Еще в середине 1950‑х, когда идеи народных недорогих автомобилей стали особенно сильно будоражить советские умы, такими машинами занялись в НАМИ. В этом с институтом активно сотрудничал Ирибитский мотоциклетный завод, где собрали маленький полноприводный универсальчик Огонек. Конечно, полноприводную машину подразумевали и в армейском варианте, с по-военному сухим определением «транспортер переднего края». Подобные машины для стран НАТО делали тогда в Германии и Австрии.


В итоге советский плавающий транспортер переднего края в НАМИ действительно создали. В начале 1960‑х работы по полноприводным компактам передали на завод Коммунар в Запорожье, где готовили выпуск Запорожца. От украинской малолитражки во внедорожнике использовали силовой агрегат, элементы подвески, иные узлы. Военный плавающий ЗАЗ‑967 на Украине окончательно довели до ума. Но параллельно родилась и более универсальная и комфортная гражданская версия – ЗАЗ‑969. Производство автомобилей наладили на машиностроительном заводе в Луцке, где прежде делали рефрижераторы на автомобильных шасси.

Первый ЛуАЗ‑969В с 1967 года делали поначалу в очень небольших количествах. А курьезом стало то, что из-за неготовности завода к производству всех необходимых узлов первые машины были переднеприводными! А полноприводный ЛуАЗ‑969 пошел в производство в 1969 году и стал мечтой советских колхозников. Да и не только. О такой машине думали и многие горожане, связанные с деревней родственными связями или просто любители охоты, рыбалки и иных природных радостей. Ведь до появления Нивы в течение нескольких лет ЛуАЗ был, по сути, единственным доступным частникам полноприводным внедорожником. УАЗ официально в частные руки не продавали. Да и когда появилась Нива, спрос на ЛуАЗ не уменьшился. Тольяттинская машина была довольно дорогой и дефицитной. Именно тогда – в 1970‑х – у ЛуАЗа появилось немало горячих поклонников. Машин не хватало!

Были, правда, и те, кто, купив, наконец, вожделенный внедорожник, торопились с ним расстаться. И у них на то были веские резоны.

СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

У ЛуАЗа‑969М со временем появились несколько малосерийных и вовсе опытных модификаций.

  • В Италии фирма братьев Марторелли предлагала LuAZ Volin 969 с двигателем Ford объемом 1,1 л. В некоторых западных изданиях то ли в шутку, то ли всерьез LuAZ расшифровывали – Little UAZ.
  • Грузовички ЛуАЗ‑13021 с увеличенной на 200 мм базой и двигателем мощностью 53 л.с. в небольших количествах делал завод в Луцке и собирала фирма Валетта в Подмосковье.
  • Длиннобазный вариант автомобиля скорой помощи ЛуАЗ‑13021-08.






Продолжение – на следующей странице.

Будь готов!


Наш голубой ЛуАЗ‑969М (у этой версии было еще и собственное имя Волынь, но оно как-то не прижилось) – плод уже нескольких модернизаций первоначальной конструкции. Высокая, глазастая и неуклюжая на вид машинка оставалась кузеном Запорожца. Только двоюродный брат в данном случае многое делал наоборот. У Запорожца 40‑сильный мотор сзади, здесь – спереди. Передачи в коробке переключаются наоборот – первая на себя и назад. У ЗАЗ‑968 ведущие колеса, разумеется, задние, а у ЛуАЗа – передние. Именно передний привод основной, задний – подключаемый, и активировать его на обычной дороге не рекомендуется, хотя бы потому, что и с двумя-то ведущими ЛуАЗ еле едет!


Но сначала в него неплохо бы забраться. Использовать или не использовать неудобную куцую подножку – ваше дело. Брюки будут грязными в любом случае. Модные вожделенные джинсы, купленные у фарцовщика начала 1980‑х, как и яркая импортная куртка – молодежный хит тех лет – здесь не уместны. Салоном то, что накрыто брезентовым верхом, назвать можно с большой натяжкой. Тут много металла и немного неказистого пластика.




Многие владельцы ЛуАЗов сами, как могли, кроили и пристраивали к своим машинам в меру страшненькие, но иногда даже вполне симпатичные жесткие крыши, более приличествующие нашему климату. Романтичное положение – снят тент и даже опущено ветровое стекло – подходило, в основном, для рекламных буклетов «Автоэкспорта». Советской жизни такой пляжный антураж был чужд. Для большинства владельцев куда важнее была возможность сложить вдоль бортов задние сиденья и получить довольно просторный грузовой отсек с открывающимся назад — опять же грузовым — бортом. Прелесть интерьера, не обремененного всякими пижонскими ковролинами, в том, что он легко моющийся: прямо из шланга или просто из ведра и при помощи швабры.


Всё это навевает мысли не о пляже, а скорее о «Продовольственной программе», принятой на пленуме ЦК КПСС как раз в год рождения этого ЛуАЗа – в 1982‑м – и обещающей, что со временем дефицит еды в стране все-таки уменьшится. А пока этого не произошло, ЛуАЗ – то, что нужно в борьбе за сокращение этого дефицита в отдельно взятом крестьянском хозяйстве.



Ведь все основное, что должно быть в автомобиле, тут есть. Автономная бензиновая запорожская печка работает еще и как предпусковой подогреватель двигателя. Правда, печки эти были крайне капризны, вечно ломались, а иногда норовили даже загореться. Но если работали, грели отменно.


Тормоза у ЛуАЗ‑969 уже двухконтурные. А то, что тяги стеклоочистителей топорщатся перед ветровым стеклом на улице, а вместо опускных окон в дверях – сдвижные, в общем контексте конструкции можно считать мелочами.

В ЛЕГКОМ ВЕСЕ


ЛуАЗ‑969М выпускали с 1978 года. Он стал развитием модели 969А, которую делали в 1975–1978 гг. На машине стоял мелитопольский двигатель V4 объемом 1,2 л, мощностью 40 л.с. Коробка передач – четырехступенчатая плюс отдельная понижающая передача. Подключаемый задний привод, блокировка заднего межколесного дифференциала. 


В 1991 году на смену модели 969М пришел ЛуАЗ‑1302 с тем же кузовом, но с двигателем объемом 1,1 л (53 л.с.) от ЗАЗ‑1102 Таврия. Такие машины собирали до полной остановки ­завода в 2002 году.

Всегда готов!


Помните про подключаемый задний привод? Даже на переднем машина разгоняется в темпе очень сытого, а потому очень ленивого бегемотика. Паспортная максимальная скорость – 85 км/ч. Смешно? Когда едешь по узкому подмосковному шоссе – не очень. Некоторые наиболее нервные водители воспринимают наше с ЛуАЗом существование как личное оскорбление. Мы с машинкой стараемся, как можем! Но производим в основном шум. То, что в Запорожце трещало и кряхтело сзади, здесь рычит спереди. Плюс – подвывание шестерен трансмиссии с колесными редукторами и свист ветра в прорехах тента. Минус – шумоизоляция, о которой в применении к этой машине даже неудобно вспоминать. Еще пару некрутых подъемов с переключением на третью, и вот пришел наш с ЛуАЗом час!


Подключаю задний привод и – на глинистый, крутой и разбитый колесами грузовиков спуск в направлении некоего пространства между лесом и перепаханным полем, которое условно будем считать проселком. И тут лупоглазый, смешной ЛуАЗ становится совсем другим! Вернее, раскрывается с совсем иной стороны.


Тут 40‑сильного мотора вполне хватает для уверенного и даже стремительного преодоления на первой передаче того, что преодолеть, кажется, невозможно. Глинистые промоины, мокрые колеи, буераки и откровенные бугры машина легко проходит ходом. Вот тут-то и поминаешь добрым словом колесные редукторы, благодаря которым дорожный просвет ЛуАЗа составляет 280 мм! И сломать там внизу практически нечего. Даже приводной вал к задней оси спрятан в трубе.





Дозировать тягу вполне удобно, только успевай крутить рулем. Впрочем, усилителя нет и работать баранкой достаточно просто. Движения должны быть смелыми и размашистыми. И быстро забываешь, как приходилось подруливать на шоссе, чтобы удержать строптивый автомобильчик «в рамках». На бездорожье – другие скорости и углы поворота и вообще иные критерии оценки.


Но можно ехать и медленнее – внатяг. Достаточно включить понижайку с передаточным числом 7,2! Понижающая, по сути, пятая передача включается, когда рычаг основной коробки стоит в нейтрали. А значит, ехать на ней можно только вперед. Если надо дернуть автомобиль назад, понижайку придется выключить, чтобы включить заднюю. Так что быстрая раскачка вперед-назад невозможна. Я прекрасно обошелся без этого, даже забуксовав в глубокой промоине. Как и без блокировки заднего межколесного дифференциала. Но то, что и она есть, как-то успокаивает. И усиливает симпатию к машине.

А У НИХ – ХОРЕК

Компактные внедорожники с максимально простыми кузовами, в первую очередь, для армии, в 1950‑х годах в Европе делали несколько компаний. Но к началу 1980‑х их уже сняли с производства. Единственный аналог нашего ЛуАЗа – немецкий Volkswagen Iltis (Хорек), который в ФРГ выпускали в 1978–1982 гг. Правда, он тяжелее, крупнее и мощнее – с 1,7‑литровым двигателем мощностью 75 л.с. Но по простецкому кузову и проходимости он ЛуАЗу явно близок. По лицензии Илтисы собирали в Канаде до 1988 года.

Поколениям по колено


У меня было два приятеля ­с ЛуАЗами. Оба – горожане, рыбаки. И оба с облегчением расстались с машинами, устав утеплять то, что обычно называют салоном, бороться с шумом в дальних поездках и с вечной течью масла из редукторов. Оба потом купили Нивы.





Но многие остались верны этому странному и забавному отпрыску автомобильного рода. Хотя представить себе современного человека, который будет ездить на нем каждый день на работу, за покупками или в отпуск за тысячу километров, сложно. При том, что иногда и за пятьсот непроходимых, но пройденных ЛуАЗом метров ему можно простить многое!


Интересно, что среди нынешних поклонников машины немало очень молодых людей, для которых 1980‑е – времена совсем давние и даже «былинные». Конечно, для них этот автомобиль, к счастью, не единственное транспортное средство, а забавная механическая игрушка для тестирования ее и своих внедорожных талантов. И ЛуАЗ готов себя проявить. Меняются поколения людей и машин, а мест, где грязи по колено, и нам, и машинам ­хватит еще надолго.


  • Феноменальный транспортер АТ-Л (еще один советский уникум) в деле смотрите тут.
  • Выбираете универсальный автомобиль на каждый день? В помощь вам автомобильный багажник на крышу от отечественного производителя LUX.
  • Не хватает места в салоне авто? Приезжайте в наш магазин: подберем недорогой багажник на крышу, посоветуем автобокс.
  • «За рулем» теперь можно читать в Instagram.


Редакция благодарит Романа Зинича за предоставленный автомобиль и помощь в подготовке материала.

Подпишитесь на «За рулем» в

Канунников Сергей
13.08.2021
Фото: Кульнев Александр
Поделиться: