МИКРОАВТОМОБИЛЬ ДЛЯ СЕЛАЕще только готовилось производство нового «Запорожца», а конструкторы завода «Коммунар» решали уже следующую задачу: на базе его агрегатов и узлов создать простой и надежный грузо-пассажирский автомобиль, который обладал бы высокой проходимостью и маневренностью. Он предназначается для эксплуатации там, где еще мало благоустроенных дорог, пригодных для движения в любое время года. Автомобиль был спроектирован, изготовлены опытные образцы (о них сообщалось в журнале «За рулем» № 1 за 1965 год), и весной 1965 года ЗАЗ-969 (такой индекс получила новая машина) со знаком «Испытания» увидели жители многих районов нашей страны. Имея довольно небольшое удельное давление на грунт, значительный дорожный просвет, короткую базу и хорошую приспособляемость колес к грунту, машины уверенно шли в весеннюю распутицу по размокшей пахоте, заболоченным лугам. Очень хорошо они вели себя на узких лесных дорогах и просеках, на болоте — там, где пройти автомобилю, казалось бы, практически невозможно. Вне дорог, на сыпучих песках Каракумов, где температура воздуха достигала 43 градуса о тени, а лесок нагревался до 89 градусов, автомобили успешно' сдавали сложный экзамен. Средняя техническая скорость на маршруте Дущанбе — Ош при движении в колонне составила 30,5 км/час, а расход топлива 13,5 л/100 км. Этот автомобиль с полным правом называется вездеходом. ЗАЗ-969 имеет привод на асе четыре колеса. При движении постоянно включен передний ведущий мост, задний же выполняет роль вспомогательного. В случае необходимости его включают специальным рычагом. Силовой агрегат представляет собой комплектную конструкцию, в которую включены двигатель, сцепление, коробка передач и главная передача переднего моста. Двигатель мощностью 27 л. с. установлен в передней части автомобиля. Оншшмяшшшл •является дальнейшей модернизацией мелитопольского мотора. В нем изменена система охлаждения. Вентилятор, отсасывающий горячий воздух, заменен работающим по принципу нагнетания. На моторе установлены двухступенчатый воздушный фильтр повышенной пылеемкости и генератор переменного тока мощностью 250 вт. Сцепление, коробка передач и главные передачи мостов с дифференциалами — от серийного «Запорожца». Разница лишь в том, что к картеру коробки. передач крепится специальная приставка, в которую вмонтированы понижающая передача и механизм включения заднего моста. Понижающая, так называемая ползучая передача используется при преодолении крутых шодъемов, болотистых участков и сыпучих песков, а также при движении по разбитым грунтовым дорогам. Она обеспечивает минимально устойчивую скорость движения 2,53 км/час. На задний ведущий мост крутящий момент передается приводным валом малого диаметра. Вал установлен в закрытом кожухе, жестко соединяющем картеры коробки передач и главной передачи заднего моста. ДифференциалАвтомобиль ЗАЗ-969 (на фото справа снят верх и опущено ветровое стекло). На нижних снимках: — моменты испытаний вездехода. заднего моста имеет механизм блокировки. Большим достоинством автомобиля ЗАЗ-969 является его значительный дорожный просвет — 300 мм при погрузочной высоте всего 530 мм. Этого удалось достичь, установив колесные редукторы, представляющие собой пару прямозубых цилиндрических шестерен внешнего зацепления с передаточным отношением 1,44. Полуоси мостов полностью разгружены. Подвеска автомобиля — независимая, торсионная, с поперечным расположением торсионов и качанием колес в продольной плоскости. Положение колес автомобиля относительно кузова в вертикальной плоскости и дорожный просвет регулируются установкой рычагов подвески на шлицевых концах торсионов в определенных, фиксируемых положениях. В качестве подшипников скольжения использованы металлокерамические втулки. . Рулевой привод и тормоза поэлементно унифицированы с органами управле-