шш^ --^ < C = ^ = = = i > <!l20,331-20.388Комментарии с горчичнойГород Вышний Волочек, к ан известно, стоит на автомобильной магистрали Москва — Ленинград. И вот какое письмо прислал нам его житель Валентин Иванович Румянцев. Хорошая магистраль.—пишет он, — просто загляденье, едешь и отдыхаешь в дороге — ни качнет, ни тряхнет. Но проходит время, и дорогу нужно ремонтировать. Ремонтируют, надо сказать, регулярно, каждый год Но нак это происходит? Польют асфальт гудроном, насыплют на него слой гравия, а остальная работа перекладывается на проезжающие автомобили. В общем — самообслуживание. И вот едет машина, а от нее во все стороны градом летят камни. Как пройдет встречный автомобиль, обдаст, тебя, словно из пулемета. Сначала еще гравий был мелкий и особого урона не наносил. Правда, неприятно, но ничего, терпеть можно. Но с каждым годом гравий стал увеличиваться ив последнее время достиг размера от грецкого ореха до куриного яйца, встречаются и камни величиной с кулак. Теперь, когда попадаешь в полосу ремонта шоссе, только и думаешь: хоть бы проскочить побыстрее. Езда становится уже не только неприятной, но и просто опасной. Автор письма сообщает дальше, что у его автомобиля камнем дважды разбивало лобовое стекло (которое, кстати, не так-то легко достать!). А автоинспектор поведал нашему читателю, что за день на его участке разбитых лобовых стекол набирается с десяток. С одним знакомым тов. Румянцева произошло и того хуже. Поехал он со своей женой на мотоцикле на воскресную прогулку, но вместо отдыха на природе пришлось думать о медицинской помощи: камнем, отскочившим от встречной машины, жене рассекло бровь/ «Так вот я прошу вас, — заключает читатель свое письмо, — напишите, нет ли более безопасных способов ремонта дорог?» Редакция переадресовала этот вопрос начальнику Главного управления шоссейных дорог Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР Г. Н. Бородину. Начальник Гушосдора ответил читателю журнала, что им «дано подробное указание дорожным организациям о соблюдении технологии производства работ с тем, чтобы избежать повреждений лобовых стекол автомобилей и обеспечить безопасность движения». Действительно, такое указание дано. Мы познакомились с ним. Оказывается, виноват не метод: причины тех бед, которые случаются с води-стеклутелями на ремонтируемых дорогах, кроются в нарушении правил «поверхностной обработки черных покрытий». «Черные покрытия, — говорится в изданном Гушосдором документе, — перед поверхностной обработкой плохо очищаются от пыли и грязи, розлив битума производится с пропусками, которые не заделываются, каменные материалы рассыпаются по остывшему и запыленному битуму, применяется неодномерный загрязненный щебень, у катка производится с запозданием, ограничиваясь однимдвумя проходами легкого катка, автомобильное движение открывается сразу после производства работ, а скорость движения автомобилей в период формирования поверхностной обработки не ограничивается». Во второй части циркуляра указано, к ак устранить отмеченные недостатки. То, что Гушосдор оперативно отреагировал на тревожный сигнал, конечно, очень хорошо. Но при этом возникает один, кан нам кажется, вполне закономерный вопрос. Разве технология ремонта, о которой речь идет в последней директиве, не известна работникам дорожно-эксллуатационной службы и представляет собой открытие Америки? По всей видимости, она на это не претендует. А чоли так, то, значит, на свет божий родилась еще одна инструнция... по выполнению предыдущих инструкций. Видимо, не в указаниях дело. Нужен постоянный и четко налаженный контроль за правильностью технологии и качеством ремонтных работ. Обеспечить неукоснительное выполнение существующей (и зафиксированной в соответствующих документах) технологии ремонта дорог, разумеется, гораздо труднее, чем разослать еще одну инструкцию. Но добиться этого необходимо. И чем скорее, тем лучше.Рис. 2. Разбивка деталей на четыре группы: «а» — места нанесения цветового индекса; «ч» — черный: «з» — зеленый; «б» — белый; «к» — красный.Р ис . 3. Три группы поршней ,и цилиндров. З амеры делают на поясе «а».,„-11,060 ф/8-о,690,77,910 -77.920 77.930^77.330, 77.930^77340 77,32 77,93 77 54IIЛДНИВДЮф D02 03 78.0)0-78.020 7a.D3Df7B.D3DЗазор в ремонтной паре танже нужно подбирать в пределах от 0,08 до 0,10 мм. Поршни и цилиндры тяжелых мотоциклов выдерживают длительную эксплуатацию. Ставить новый поршень нужно только в том случае, если это действительно необходимо. Основанием для такой замены будет служить стук поршня, не исчезающий на прогретом двигателе. Это симптом того, что поршень изношен. Владельцев мотоциклов «Урал» интересует, с какого времени на двигатели Ирбитского мотозавода устанавливаются клапаны со стержнем диаметром 8 мм и можно ли их ставить на двигатели машин, выпущенных ранее ( М 61 , М62) с клапанами, имеющими стержень диаметром 7,5 мм. Новые клапаны устанавливаются на верхнеклапанные двигатели с февраля 1963 года. Их вполне можно применить и на старой головке, бывшей в эксплуатации. Для этого необходимо осторожно развернуть направляющую клапана (в головке цилиндра) до диаметра в * " , 0 s мм. Затем притереть клапаны (о том, к ак это делается, достаточно подробно рассказано вжур ­ нале «За рулем» № 6 за 1966 г.). Часто спрашивают, к акой номер по каталогу присвоен той или иной детали. Пользуясь схемой (см. рис. 1), на которой приведены номера всех подшипников и сальников, владельцы машин могут сориентироваться в подборе необходимой детали и заказать ее через Посылторг. А. Х АЛТУРИН , заместитель главного конструктора завода г. ИрбитСМОТРИВ ОБА!Ответы на задачу, помещенную на стр. 23Итак, друзья, вы рассмотрели первую задачу по правилам движения из серии под общим названием «Смотри в оба!». Давайте проверим теперь, совпали ли наши решения. Первое, что, вероятно, всем бросилось в глаза, — трамвай делает правый поворот на зеленый сигнал светофора. Грубая ошибка: статья 74-я разоешает ему при этом сигнале только движение прямо и налево. Не все соответствует правилам и на левой стороне проезжей части. Во-первых, явно не в «свой» ряд забралась гужевая повозка: ее место только в первом ряду, у тротуара. Нарушил «границу» и водитель легкового автомобиля, оставивший машину у магазина «Мебель», — на обозначенных стоянках такси стоянка других автомобилей запрещена. Теперь перенесем взгляд на продолжение главной улицы, за перекресток. Здесь все ошибки связаны со знаками. Знак «Ремонтные работы» должен устанавливаться за 40 — 50 метров до участка производства работ, а не так, как это сделано на рисунке. К тому же, всмотритесь, ошибка допущена иа изображении знака. Да и висящий рядом предписывающий знак рисуется не совсем так. Мы здесь, конечно, немного пошутили, однако ведь и задачи наши не только на знание Правил движения, но и на внимательность. Приглядитесь ик пешеходам. Поведение мужчины с ребенком, которые изображены на рисунке слева, явно противоречит требованиям правил движения: ведь пешеходы должны ходить только по тротуару. Последняя ошибка — у автомобиля с прицепом отсутствует опознавательный знак автопоезда. Его, кан видите, нет ни на кабине, ни на левой стороне переднего борта кузова. Вот те восемь ошибок, что «спрятаны» в первой задаче. Не все, вероятно, нашли их сразу и самостоятельно. Что ж , лишний раз полистать книж ечку Правил движения и освежить в памяти пусть известные уже положения никогда не вредно.