*« я »**в1»*В. РАЗУМОВ, заместитель начальника Главнефтеснаба РСФСР Одна из новых АЗС в Волгограде.АЗС: проблемы иЗа большие дела взялись наши автомобилестроители. В новой пятилетке они, можно сказать, именинники. Однако намеченное пятилетним планом резкое увеличение производства автомобилей в стране поставило целый ряд важных, неотложных задач и перед специалистами многих других отраслей народного хозяйства. Ведь, давая путевку в жизнь сотням тысяч автомобилей, надо позаботиться, и заблаговременно, о том, чтобы обеспечить их всем необходимым. Что под этим имеется в виду, мне думается, всем ясно. Автомобилю нужны благоустроенные дороги и гаражи, станции технического обслуживания и ремонтные заводы, удобные стоянки и, конечно же, многочисленные автозаправочные станции. И последние, может быть, прежде всего. Нет слое, без дороги не поедешь. Но любая дорога, как говорят, начинается с первого шага. А автомобиль не тронется с места, если в топливном баке пусто. В собранные руками автомобилестроителей машины надо, образно говоря, вдохнуть жизнь, наполнить каждую топливом, которое заставит работать их сердца — двигатели. Вот почему уже сегодня следует принять самые экстренные меры ик резкому увеличению сети автозаправочных станций в стране. Тем более, что и при существующем парке машин мы ходим в должниках у автомобилистов. Главнефтеснаб РСФСР имеет сейчас около 1700 стационарных АЗС общего пользования и 500 передвижных станций на автомобилях ЗИЛ-130 и специальных прицепах. Мы говорим «общего пользования», потому что есть еще значительное количество заправочных пунктов в ведении отдельных ведомств и организаций. Наши планы на ближайшие пять лет предусматривают строительство еще 1000 стационарных и приобретение 1100 передвижных автозаправочных станций. Как будто бы темпы неплохие. И все-таки еще недостаточные. По подсчетам, в Российской Федерации надо иметь -пять-шесть тысяч автозаправочных станций, а к концу пятилетки — в два раза больше. Привести планы строительства АЗС в соответствие с темпами автомобилестроения нам должен помочь Госплан СССР. Средства, материалы и -оборудование, выделяемые им для этих целей сейчас, не удовлетворяют потребностей. За последние годы, конечно, построено немало новых типовых АЗС. В отдельных территориальных управлениях Главнефтеснаба (Красноярском, Роотовском, Волгоградском и др.) одна автозаправочная станция приходится теперь на каждые 40—60 километров пути. Вот так должно быть везде, и в частности в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Нам представляется необходимым и взаимовыгодным активное участие в осуществлении этих планов Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог. Многие автохозяйства несут сейчас убытки от ежедневных непроизводительных пробегов автомобилей на заправку. Если бы каждое автохозяйство, имеющее свыше 200 машин, построило возле себя автозаправочную станцию, передав ее эксплуатацию Главнефтеснабу, мы получили бы дополнительно ив самое ближайшее время 1000 —1500 АЗС. Дело, разумеется, не только а количестве АЗС. Необходимо оснастить их аппаратурой, которая обеспечивала бы отпуск горюче-смазочных материалов с наименьшими затратами времени и минимальными потерями. И такое оборудование уже появляется. Серпуховокий завод «Нефтеаппаратприбор» в этом году начал серийный выпуск колонок 2ТК-40 с дистанционным управлением, которое позволяет резко поднять пропускную способность АЗС. «Нефтехимавтомат» в Сумгаите разработал конструкцию и изготовил опытный образец автоматической смесительной колонки для раздачи топливной смеси любой заданной концентрации.' Эта колонка снабжена мо-перспективынетником с суммирующим устройством. Мы надеемся, что ее освоение не затянется на долгие годы. Пока же на всех основных АЗС Главнефтеснаба РСФСР для мотоциклов, мотороллеров и мопедов будут отпускать предварительно приготовленную топливную смесь определенного состава (1 : 25). В Директивах XXIII съезда КПСС большое внимание уделено дальнейшему развитию сельского хозяйства. Оно потребляет сегодня свыше 60 процентов дизельного топлива и 50 процентов бензина. А ведь потребности эти неизмеримо вырастут: по пятилетнему плану повтавки селу автомобильной и другой техники значительно увеличатся. М ы рассчитываем широко применить на селе передвижные АЗС на автомобилях повышенной проходимости, способных доставлять топливо по бездорожью прямо к машинам, работающим в поле. Проблемы обслуживания автомобилистов не решаются одним развитием сети АЗС. Немаловажным вопросом является сам порядок продажи горюче-смазочных материалов. Он должен быть простым и удобным для владельцев транспортных средств. Не будем вспоминать, сколько критических замечаний навлекла на себя прежняя система отпуска бензина и масел авто- и мотолюбителям. В настоящее время по поручению Совета Министров СССР Государственным комитетом Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению. Министерством финансов СССР и Госбанком СССР утверждены новые указания о порядке продажи индивидуальным владельцам транспортных средств горюче-смазочных материалов по предварительно оплаченным талонам. В отличие от заборной книжки , никаких данных автомобилист в талон не записывает, а сами талоны можно приобрести в любом количестве, и действительны они на всей территории СССР. Кроме того, нефтесбытовым органам разрешено в необходимых случаях открывать отдельные автозаправочные станции для продажи горюче-смазочных материалов за наличный расчет. Новый порядок продажи нефтепродуктов владельцам легковых автомобилей и мотоциклов, безусловно, удобнее, чем прежний. Однако нельзя сказать, что он полностью решает все вопросы. Открыть АЗС для продажи нефтепродуктов только за наличный расчет можно лишь тогда, когда а городе есть несколько автозаправочных станций. Понятно, что в населенных пунктах, имеющих одну-две АЗС, это сделать не предоставляется возможным, так как негде будет заправлять топливом автомобили государственных предприятий и организаций. Не решается также проблема заправки машин в пути при отсутствии у владельца талонов, так как на станциях, расположенных на автотрассах, где заправляются и государственные машины, продажа бензина за наличный расчет запрещена. При существующей системе продажи топлива и масел индивидуальным владельцам транспортных средств нефтесбытовые организации должны сделать для себя один важный и непреложный вывод. Автозаправочным станциям нужен полный ассортимент бензинов и масел, чтобы водителю не приходилось закупать «на всякий случай» талоны для разных сортов бензина или терять время в поисках «своей» колонки. Каждому водителю известна истина: лучше дорога — к о ­ роче путь. Хорошая дорога — это не только простор и гладь под колесами. В этой формуле не последнее место принадлежит автозаправочным станциям. Советский Союз обладает поистине неисчерпаемыми запасами топлив, которыми можно удовлетворить любые потребности автотранспортников. Наша задача сделать все для того, чтобы подвести эти «бензиновые реки» к дорогам, чтобы водитель встречал на своем пути приглашающее слово «АЗС» как можно чаще.•14-