бороться. И Якштас — в рядах борцов. С радостью встретил он освобождение своей родной Литвы. В годы войны с оружием в руках сражался против гитлеровских захватчиков. Вернулся домой с боевыми наградами. И вот уже восемнадцать лет коммунист, водитель первого класса Альфонс Антонович Якшта-: бессменно за рулем автомобиля. Если вам доведется побывать в Вильнюсе и проехать мимо новых корпусов фабрики «Спарта», завода «Эльфа», огромных пролетов ТЭЦ, новых жилых массивов, — знайте: они возведены из строительных материалов, которые доставлял сюда Якштас вместе со своими товарищами. Если же случай забросит вас на рудники завода «Магнезит» Бакальского рудоуправления, вы непременно встретите там могучий МАЗ-525, а за рулем Кузьму Матвеевича Кочеткова. Его все знают там и как ударника коммунистического труда, и как инициатора создания комплексных автомобильно-экскаваторных бригад, и как прекрасного товарища, хорошего семьянина. В Кишиневе вам расскажут о трудовых успехах шофера городской автобазы № 31 Георгия Ивановича Терентьева • при этом непременно добавят: госуи дарственный человек! Депутат Верховного Совета Молдавии. А что можно сказать о жизни и труде водителя Пржевальской грузовой автобазы Касыма Кадырова? Очень многое! Но для этого надо хоть один раз проехать с ним по дорогам его родной Киргизии, а еще лучше — подняться на грозный четырехкилометровый перевал, послушать грохот снежных обвалов, постыть на обжигающем ветру, пока трактористы расчистят метровые толщи снега, свалившегося с гор. А чтоб представление об этом человеке было более полным, побывайте в Пржевальском горкоме партии, где Кадыров, как член горкома, решает важные вопросы партийной, общественной жизни. Да, во многом схожи биографии знатных водителей. Мы не называем имена всех двадцати шести Героев Труда. О них еще будет рассказано на страницах журнала. Здесь лишь отметим: замечательные это люди! Новаторы, энтузиасты. В высоком смысле слова — передовой отряд рабочего класса, авангард нашего автомобильного транспорта. На своих машинах они перевезли многие тысячи тонн сверхплановых грузов, сэкономили сотни тонн топлива. Это люди большого жизненного опыта. Почти половина из них — фронтовики, водившие автомобили или танки по военным дорогам. А те, что помоложе, прошли закалку в рядах Советской Армии. Каждый из них — пример для молодежи, для всех, кто трудится рядом. ...Колеса убыстряют бег. Каждое утро сотни миллионов лошадиных сил оживают в горячем движении поршней. Каждое утро уходят в путь миллионы автомобилей. Они везут хлеб и руду, одежду и металл, сборные дома и трубы для -нефтяников, сквозь снега пробиваются к далеким геологическим партиям. Их ведут наземные космонавты — советские шоферы. И в первой шеренге — Герои Социалистического Труда. Слава им и почет! А. БАБЫШЕВЛенин! С этим именем неразрывно связано рождение и становление партии коммунистов, которая подняла рабочий класс, всех трудящихся на штурм старого мира, на борьбу за власть Советов. Он основал первое в мире государство рабочих и крестьян, государство дружбы и братства народов. Вооружил партию и весь народ планом строительства коммунизма. Вселил в сердца миллионов и миллионов трудящихся непоколебимую веру в победу социализма и коммунизма на земле. Сорок три года прошло, как не стало Ильича. Но он вечно живой, вечно с нами. Жить по Ленину, работать по Ленину. Горячо любить Родину, как любил ее Ленин, глубоко верить в торжество великого дела коммунизма, как верил Ленин. Всегда быть бесстрашным и идейно убежденным бойцом, каким был Ленин. Вот благороднейшая цель, заветное стремление каждого советского человека. Нам бесконечно дорого бессмертное наследие великого Ленина. Дорог нашим людям каждый штрих жизни Ильича, каждый рассказ о его титанической борьбе за счастье трудового народа. Перед нами небольшая повесть П. Макрушенко «Возвращение» *. Перелистываем страницу за страницей. События весны 1917 года. 24 марта... Владимир Ильич Ленин и Надежда Константиновна Крупская выезжают из Цюриха в Берн. Там назначена встреча отъезжающих эмигрантов. Пятнадцать лет изгнания остались позади.• П авлоМакрушенко . Возвращение. Издательство М., 1966. 200 С00 экз.. цена 11 коп.«Знание».Время отсчитывает первые месяцы пятидесятого года Советской власти. Гордо и уверенно идет наша страна навстречу своему полувековому юбилею. Славной годовщине 50-летия Октября посвящены Всесоюзные заочные соревнования «Дорогами подвигов и славы» на призы журнала «За рулем». На старт этих соревнований, начатых в прошлом году, вышло свыше шестидесяти команд и около двухсот индивидуальных групп. 1106 автомобилистов, мотоциклистов, водителей мотороллеров, мопедов и мотовелосипедов прислали нам заявки с маршрутами и схемами. Организации оборонного Общества снарядили в большой поход 37 команд и 138 индивидуальных групп. По путевкам туристских клубов, секций и спортобществ отправились в путь 25 команд и 52 группы. Заявки на участие в соревнованиях поступили из всех союзных республик и, что особенно отрадно, — из многих глубинных районов страны. Еще рано подводить итоги. Согласно Положению соревнования продлятся до 1 сентября 1967 года, и имена победителей мы узнаем в канун славного пятидесятилетия. Но, знакомясь с отчетами о путешествиях,— а число их растет день ото дня, можно составить представление о размахе соревнования, его маршрутах, участниках. Маршруты туристов, как этого и требовали условия конкурса, пролегли по местам боев гражданской и Великой Отечественной войн, через города и поселки, история которых имеет богатое революционное прошлое. Многие следопыты побывали в местах, связанных с жизнью и деятельностью В. И. Ленина и его соратников, в городах-героях, на крупнейших стройках пятилетки. Вот несколько цифр: через столицу нашей Родины — Москву прошли маршруты 112 групп, через Ленинград — 50, Киев — 76, Волгоград — 41, Севастополь — 66, Одессу — 75, Брест — 47. На родине В. И. Ленина, в Ульяновске, побывало 54 группы, на Урале — 56, в Сибири — 28, на Дальнем Востоке — 7, в республиках Средней Азии — 18. Среди участников соревнований были и такие, которые отважились на путешествие с Дальнего Востока на Украину, из Сибири к западным границам. Трудный и сложный путь предстоял им — в непогоду, по бездорожью, но это не испугало опытных водителей, и они успешно завершили свои дальние походы. В этом номере журнала мы по.*••?, — вторяем Положение о наших со_»••'%. / "., ревнованиях «Дорогами подвигов Г"\ jr-^ . _ j-_ . L __..--_ ввШ и славы» и приглашаем включитьJ * МОГЭГ^ГгУ-Л/ТТУПЛ «я в них всех, кто собирается проГ , Т Ч ^ Ц ^ Ч - У и Х-л-АиЛА-И-Л-! вести отпуск за рулем автомобиля или мотоцикла, кто любит путешествовать по родной стране. НА ПРИЗЫ ЖУРНАЛА «ЗА РУЛЕМ»Рис. Вл. Добровольского•4-