Что показалиисследования,проведенные в г.ТаллинеИ1970 году с конвейеров автомобильных заводов нашей страны сойдет около 800 000 легковых автомобилей, то есть почти в четыре раза больше, чем сегодня. В полтора раза увеличится выпуск мотоциклов и мотороллеров. Эти цифры пятилетнего плана радуют, они отражают заботу Коммунистической партии об удовлетворении растущих потребностей народа. Вместе с тем ожидаемое прибавление машин в городе сулит не одни лишь удобства и комфорт, оно ставит на повестку дня целый ряд взаимосвязанных вопросов, решать которые надо уже сегодня, не дожидаясь, когда на улицы и дороги буквально хлынет новая лавина колесных экипажей. Эти вопросы имеют самое непосредственное отношение ик градостроительству. Проектируя новые магистрали и жилые районы, автостоянки и предприятия бытового обслуживания, надо отчетливо представлять себе, как живет автомобиль в городе — когда он «просыпается» и как «планирует» свой день, где «ночует» и «питается», сколько пробегает километров и многое другое. Вот почему, на наш взгляд, не лишена интереса и значения попытка исследовать практику использования собственных легковых автомобилей и мотоциклов в городе, предпринятая Таллинским политехническим институтом. Эти исследования дали весьма любопытные цифры. В минувшем году в Таллине легковые автомобили и мотоциклы составили 77 процентов общего парка машин. Подавляющее большинство их (86,5 процента) принадлежало индивидуальным владельцам. На тысячу жителей города приходились 21 легковая машина и 32 мотоцикла, мотороллера или мопеда. Однако заметим, что в последние годы определилась тенденция роста числа владельцев автомобилей и уменьшения доли мотоциклов в парке транспорта личного пользования. Значительная часть новых автомобилей также пойдет в индивидуальное пользование, и казалось бы, загрузка общественного транспорта уменьшится. Однако такой вывод был бы ошибочным. Исследования показали, что среднее наполнение каждого собственного автомобиля невелико — около 1,7 человека, включая водителя. Если же принять во внимание почти неизбежное снижение скоростей движения с ростом его интенсивности, то можно с большой степенью вероятности предположить, что роль личного транспорта в пассажирских перевозках останется незначительной. Стало быть, надо продолжать поиски путей для улучшения работы общественного транспорта, увеличения его скоростей. Подсчитано, что 70 процентов собственных машин и мотоциклов используются в основном для поездок с работы и на работу. А отсюда, на наш взгляд, следуют два совершенно неизбежных вывода. Во-первых, регулирование движения должно быть гибким и иметь резервы, которыеможно ввести в действие в утренние и вечерние часы «пик». Во-вторых, возле крупных промышленных предприятий и учреждений надо обязательно предусматривать стоянки для транспорта. И, пожалуй, еще один вывод необходим. При ежедневном пользовании автомобилем гаражи должны располагаться в доступной близости от жилья. В противном случае автомобили все равно будут стоять на улице возле дома.ВАШЕще довольно велика и средняя стоимость километра пробега для различных видов собственного транспорта с учетом всех эксплуатационных и экономических факторов. При среднем годовом пробеге 12 тысяч километров она составляет: для «Запорожца» 4 копейки, для «Москвича» 6,1 копейки, для «Волги» 7 копеек. При уменьшении годового пробега вдвое средняя стоимость километра пробега возрастает на 44 процента. В этом случае для «Волги» она составляет 9,9 копейки, то есть почти полную стоимость проезда на такси, а для мотоциклов классов 250350 см3 — 1 , 8 копейки. Стало быть, и из этих соображений машину выгоднее держать не для случайных поездок, а для интенсивной эксплуатации. А как быть, если машина все же нужна лишь для летних путешествий, времени отпусков? Например, у членов бригады коммунистического труда магазина «Кодутарве» в Тарту возникла идея — купить машину для коллективного пользования, одну на всю бригаду: все равно в отпуск уходят по очереди, так что каждый сможет совершить автомобильное путешествие. Однако идея осталась неосуществленной. Не позволяют этого правила регистрации машин в автоинспекции. Бригада могла бы приобрести для коллективного пользования дачу, летний домик для садоводства, туристское снаряжение, но не автомобиль. Родные братья или два добрых соседа-приятеля, которым не нужны каждодневные поездки, по существу лишены возможности владеть машиной сообща. Потому что с доверенностями на пользование каждый раз проблема (об этом уже писал журнал в статье «Верить — не верить...»—«За рулем» № 1, 1966 г.). Думается, что этот порядок следует пересмотреть. Заметим, что проведенное институтом изучение интенсивности эксплуатации и экономичности собственных легковых автомобилей и мотоциклов должно быть дополнено данными о маршрутах. Результаты исследования, которые мы привели здесь, разумеется, нельзя механически перенести на любой город. Такую комплексную работу надо провести в самых разных городах, больших и маленьких. Ее результаты дадут возможность заблаговременно подготовиться к мощному наплыву машин а ближайшие годы, заранее выделить транспортные артерии, ведущие из жилых массивов к основным предприятиям, проложить новые магистрали, правильно классифицировать улицы, оборудовать переходы для пешеходов, предусмотреть достаточные по вместимости места стоянок возле заводов, стадионов, магазинов, жилых домов, учесть тенденции роста загрузки центра и окраин, загородных дорог. Приступать к этой работе нужно уже сейчас.НА УЛИЦЕ ГОРОДАИ. ПИХЛАК, аспирант политехнического института Гаражная проблема требует скорого решения и по другим соображениям. Исследования показали, что средний годовой пробег собственного автомобиля составляет 8400 километров, а мотоцикла — 6000 километров. Это немного и объясняется тем, что владельцы пользуются машиной в среднем лишь семь месяцев в году, а мотоциклом и того меньше. Причина? Отсутствие отапливаемых гаражей и стандартных устройств, обеспечивающих пуск двигателя в холодное время года. К сожалению, темпы строительства гаражей уже сейчас значительно уступают темпам прироста количества индивидуальных машин. Помимо всего прочего, это грозит обилием зимующих на улицах автомобилей, которые затрудняют движение, мешают уборке улиц. Конечно, приходится считаться с тем, что в ближайшие годы обеспечить весь собственный транспорт благоустроенными гаражами не удастся. Поэтому конструкторы должны разработать удобные системы подогрева двигателя, а градостроители — найти место для оборудования коллективных стоянок.г. Таллин