ДОБРЫЕ СИГНАЛЫем заняты руки водителя — вроде бы его личное дело. Иной ответит на такой вопрос совсем просто: их работа — держать руль или рычаги управления автомобилем. Опытный и хорошо воспитанный водитель думает иначе. Он всегда помнит, что не один на дороге, что в его же интересах постоянный и тесный контакт со всеми, кто движется рядом с ним. А поддерживать этот контакт можно и нужно не только глазами, но и понятными всем жестами рук. Такой разговор повел в одном из номеров популярный в Германской Демократической Республике журнал «Иллюстриртер моторспорт». М ожнос удовлетворением констатировать, пишет журнал, что с каждым днем растет число водителей, которые прибегают к вспомогательным сигналам рукой, помогая таким образом ориентироваться другим водителям и пешеходам, способствуя повышению безопасности движения. Эти действия достойны комплиментов и похвал. Вспомогательные сигналы должны обязательно войти в нашу жизнь, если мы хотим улучшить уличное движение, успешно бороться с несчастными случаями, и прежде всего с наездами на идущий впереди транспорт. Как приятно, например, следуя за грузовым автомобилем, получить от его водителя знак, что можно безопасно идти на обгон. Ведь зачастую мы не имеем достаточного обзора дороги впереди, в то время как водитель грузовика, находясь в высоко расположенной кабине, видит все очень хорошо. Конечно, никто не может заставить его подавать другому водителю сигнал безопасного обгона. Однако в интересах всех добиться, чтобы подача вспомогательных сигналов стала для водителей органической потребностью. А для этого каждому из них необходимо понять, что на дорогах нельзя быть одиночкой. Сигналы рукой просты и надежны. Их можно подавать, например, чтобы показать водителю идущей сзади машины, что его видят и пропускают вперед. Если к тому же вы снизите немного скорость и тем самым поможете сократить время и путь обгона, буллт совсем хорошо. Маленькое движение руки, небольшой вспомогательный сигнал говорит пешеходу, что ом может безопасно продолжать свой путь. Жестом руки можно подсказать остальным, что у вас, скажем, заглох мотор и идущийЕтоп! Впереди опасность!роходите спокойно!сзади должен объехать ваш автомобиль. Да мало ли можно найти подобных примеров! Практика показала, что световые указатели поворота хороши только в пасмурную погоду и ночью. При ярком солнечном свете более надежным средством сигнализации является рука. Мы уж не говорим о том, что мотоциклистам и велосипедистам такие сигналы просто необходимы. Сейчас пешеходы реагируют на вспомогательные сигналы водителей различно, но в большинстве случаев скептически. Да это и понятно: ведь зачастую водитель тормозит в самый последний момент. Но если вы приучите себя за 50 метров до пешеходного перехода снимать ногу с педали газа, начинать торможение и делать дружеский знак рукой пешеходам, их неуверенность и скептицизм уйдут в прошлое. А это для безопасности движения значит очень много. При этом, конечно, никто не должен думать, что вспомогательные сигналы освобождают от соблюдения и выполнения правил движения. Они подчиняются им, согласуются с ними и помогают их лучшему выполнению. Будьте доброжелательны за рулем и сами не забывайте поблагодарить того, кто уступил вам дорогу: короткий дружественный взгляд, кивок головой — и все в порядке. Даже тогда, когда вы видите, что один из ваших коллег-водителей делает что-то неправильно или допустил какую-то ошибку, не смотрите на него как на глупца или потенциального преступника. Лучше извинить его, пожав плечами, обнадеживающе улыбнувшись: ведь речь идет о человеке. От редакции . Мы уверены, что все сказанное выше нашим читателям придется по душе. Иначе и быть не может: чем четче мы будем взаимодействовать за рулем, чем лучше понимать намерения друг друга, тем безопаснее станет на улицах и дорогах. Очень часто всякие недоразумения в пути возникают только из-за того, что один водитель не до конца разобрался в происходящем, а другой, видя опасность, не предупредил соседа. И действительно, многое мог бы исправить вовремя поданный знак рукой, который нередко красноречивее всяких слов и других сигналов. Так возьмем себе за правило понятными жестами помогать другим водителям оценивать обстановку, и вы увидите, насколько спокойнее и легче станет ездить. Будем особенно предупредительны к новичнам. Каждый из нас заинтересован, чтобы они обрели уверенность как можно быстрее. Давайте сообща составим что-то вроде «Кода добрых сигналов» и начнем проводить его в жизнь. Например, те, что предлагаются на этих фотографиях. Разумеется, они не единственные. Здесь есть над чем подумать и читателям журнала. Ждем ваших предложений.Фото В. Бровка•24-