•Братья по оружию — так называют себя воины армий стран социалистического содружества, объединенных оборонительным Варшавским Договором. Это братство зиждется на прочной основе — братстве народов социалистических стран, выросшем из революционных традиций, сцементированном кровью, пролитой на полях битв с фашизмом, вдохновляемом единой великой целью — построением социализма и коммунизма. Укрепляя оборону своих стран, братья по оружию нередко встречаются на полях совместных тактических учений. Так было и осенью 1966 года, когда на территории Чехословакии проходили большие учения «Влтава», В Них приняли участие войска четырех социалистических стран — Венгерской Народной Республики, Германской Демократической Республики, Советского Союза и Чехословацкой Социалистической Республики. Танкисты и мотострелки, летчики и артиллеристы, ракетчики и десантники — представители всех родов оружия действовали четко и организованно. Учения «Влтава» обогатили воинов опытом действий в сложных условиях, характерных для современной войны. Они с новой силой продемонстрировали нерушимое политическое и моральное единство стран социалистического содружества, показали мощь современной военной техники, находящейся на вооружении армий стран — участниц Варшавского Договора. Редакция «За рулем» получила ряд писем читателей « просьбой рассказать о действиях воинов-автомобилистов на этих учениях. Выполняя просьбу читателей, мы публикуем заметки участника учений «Влтава» инженер-подполковника М. Новикова.од колеса нашего бронетранспортера ложится отличное шоссе. В лесистых предгорьях Чехословакии темнеет быстро. Вот включены затемненные фары. Они выхватывают из тьмы лишь считанные метры. Еще Напряженнее смотрит вперед водитель. Сейчас впереди, сзади, на параллельных дорогах движутся сотни бронетранспортеров, танков, автомобилей. Здесь, на полях Южной Чехии, где текут быстрые воды Влтавы, идут учения союзнических армий стран Варшавского Договора. Неожиданно бронетранспортер вздрагивает и останавливается. Перед намирегулировщик чехословацкой Народной армии. В руках у него красный и жёлтый жезлы с электрическими лампочками внутри. Белая маска локрыта светящимся в темноте составом. Сзади на поясе горит красный «стоп-сигнал». Дорогу пересекает колонна саперов венгерской Народной армии — стремительно проносятся тяжелые грузовики с понтонами. Сменившийся с поста рядовой Иржи Штрос, веселый паренек из Праги, рассказывает: — Мы гордимся своей службой военных регулировщиков. К нам назначают хороших шоферов и мотоциклистов. Отом, что надо безупречно знать правила движения и дорожные знаки, говорить не приходится. Ну, а за шлемы и очки «ас в шутку зовут «дорожными космонавтами»... Короткий взмах жезлами. Путь открыт. Стальная колонна двинулась вперед. Во время учений «Влтава» переброски войск дружественных армий проходили в исключительно больших масштабах. Многие части перед началом «боев» совершали стремительные марши на сотни километров. О масштабе движения на дорогах свидетельствует тот факт, что если бы всю маневренную военную технику выстроить в одну колонну, она растянулась бы на большее расстояние, чем от западной до восточной границы Чехословакии. Водитель бронетранспортера ефрейтор В. Иванов говорит: — Хороши шоссе в Чехословакии. Единственная «трудность» — уж очень много встречающих в городах и селах с цветами и подарками... Однако и действительные трудности наши водители успешно преодолевают, проявляя высокую дисциплину и сознательность. Достаточно сказать, что по вине советских воинов во время учений не было ни одного дорожного происшествия. А когда зарубежный турист на автомобиле сбил -четырехлетнюю девочку и пытался скрыться, советские водители-гвардейцы задержали нарушителя и передали местной милиции. Первую помощь пострадавшей оказал наш капитан медицинской службы А. Легов. Боевые действия начались выброской парашютного десанта. Вместе с пехотой на белых зонтах парашютов опускались орудия, автомобили, самоходные артиллерийские установки. Прямо с неба, не теряя ни секунды, они уходили в «бой», расширяя плацдарм. На фото вверху: Советский воздушный гигант доставил чехословацкий бронетранспортер.Их называют «дорожными космонавтами». Мост собран! Через реку пошли боевые машины...Внизу: Учения окончены. Бывшие «противники» на перекуре.Фото автораIIi[ Через некоторое время в штабе получили шифрованную радиограмму: «Парашютистами захвачен стационарный аэродром. Готовы принять тяжелые самолеты». В небе появляются маленькие черные точки. Они быстро растут. Один за другим, с точностью до секунды выдерживая заданный интервал, заходят на посадку тяжелые Ан-12 с советскими экипажами. Доставлены тяжелые самоходные установки, автомобили со спаренными зенитными пушками, гаубицами и безоткатными орудиями. Уже после «боев» чехословацкие водители шутили: — Когда автомобиль движется со скоростью 500 километров в час? Если он в кабине могучего советского Ана! При выгрузке самоходок не потеряли ни одной секунды. Это заслуга опытного танкиста, участника освобождения Праги в дни войны — майора В. Гордусенко. Под его руководством расчеты немало потрудились, готовя технику к транспортировке, тяжелые махины умело закрепили а самолетах. Когда самоходные установки стремительно рванулись в «бой», с одной случилось непредвиденное. На крутом повороте между катков попал большой камень. Гусеница соскочила. Мгновенно расчет во главе со старшим техником-лейтенантом Ю. Применко ликвидировал неисправность, и грозная боевая машина снова ринулась вперед. Высадили еще один десант. Винтокрылые машины шли тройками .низко над землей, временами словно растворяясь в утреннем тумане. С приземлившихся вертолетов Ми-4, ведомых чехословацкими летчиками, быстро выскакивали десантники со стрелковым оружием. На воздушных гигантах Ми-6 советские экипажи доставили чехословацким воинам мощное подкрепление: бронетранспортеры, зенитные орудия на автомобилях, тягачи с противотанковыми пушками. Навстречу войскам, атакующим десант, из глубины страны спешат подкрепления. На пути у них широкая водная преграда — река Влтава. Поэтому в первых эшелонах — плавающие танки и бронетранспортеры. На могучих «татрах» чехословацкие саперы привезли огромные металлические корыта — понтоны для наводки переправы. Кажется, прошло всего несколько ми ­ нут, а- около берега уже покачиваются собранные паромы. Вот около них заленилась вода — заработали подвесные моторы. Паромы быстро стыкуются, образуя дорогу для прохода танков и другой боевой техники. Неподалеку так же споро наводят мост саперы венгерской Народной армии. Умело руководит понтонерами энергичный командир роты капитан Шандор Тюрек. Под его руководством переправу навели «амного раньше установленного срока. Разгоряченный, вытирая с лица капельки пота, офицер говорит: — Хорошо работали наши солдаты. Все как один! Старались скорее пропустить на тот берег чехословацкие танки! Впереди советской моторизованной пехоты действовали разведчики на мотоциклах. Один из разведывательных дозоров возглавлял гвардии ефрейтор В. М и хальчук. Его дозор проник в глубь обороны «противника», обнаружил плохо прикрытые огнем фланги. И вот небо прорезают сигнальные ракеты. Мгновенно слетают с боевых машин маскировочные сети. Грозно урча, из леса выползают тяжелые танки, выкатываются бронетранспортеры с советскими гвардейцами. А с далеких позиций поддерживают нашу гвардию артиллеристы венгерской Народной армии. Стремительно атакуют танкисты армии ГДР. Чуть покачиваясь на неровностях местности, грозные машины на ходу ведут огонь. Их длинноствольные пушки часто-часто выбрасывают языки пламени. В самый разгар «встречного боя» по приказу командования «огонь» прекращен: учения «Влтава» закончились. Побежденных нет — есть только победители, воины четырех братских армий, еще более отточившие ратное уменье.,Наступила пора дружеских встреч бывших «противников». Взаимные экскурсии, обмен опытом, сувенирами, адресами. Венгерских товарищей, например, заинтересовал автомобиль высокой проходимости Мп-П-3, на котором к ним в гости приехали солдаты Национальной Народной армии ГДР. Водитель ефрейтор Г. Пабст объясняет своим новым товарищам: — С шестицилиндровым мотором в 75 сил наша машина с грузом дает скорость 95 километров в час, преодолевает подъемы до 35 градусов и броды глубиной более полуметра. Рядовой венгерской Народной армии Ф. Циндер, опытный водитель, хорошо отзывается о чехословацких военных грузовиках «Татра-111», а также о бронетранспортере повышенной проходимости «Прага-ЫЗС» с двумя спаренными зенитными пушками. После дружеских встреч, в честь окончания учений «Влтава» в городе Ческе-Будеевице на площади Яна Жижки состоялся военный парад. Он продемонстрировал большую мощь армий стран Варшавского Договора. М. НОВИКОВ, инженер-подполковник Чехословакия, район учений «Влтава»•7-