бороться. И Якштас — в рядах борцов. С радостью встретил он освобождение своей родной Литвы. В годы войны с оружием в руках сражался против гитлеровских захватчиков. Вернулся домой с боевыми наградами. И вот уже восемнадцать лет коммунист, водитель первого класса Альфонс Антонович Якшта-: бессменно за рулем автомобиля. Если вам доведется побывать в Вильнюсе и проехать мимо новых корпусов фабрики «Спарта», завода «Эльфа», огромных пролетов ТЭЦ, новых жилых массивов, — знайте: они возведены из строительных материалов, которые доставлял сюда Якштас вместе со своими товарищами. Если же случай забросит вас на рудники завода «Магнезит» Бакальского рудоуправления, вы непременно встретите там могучий МАЗ-525, а за рулем Кузьму Матвеевича Кочеткова. Его все знают там и как ударника коммунистического труда, и как инициатора создания комплексных автомобильно-экскаваторных бригад, и как прекрасного товарища, хорошего семьянина. В Кишиневе вам расскажут о трудовых успехах шофера городской автобазы № 31 Георгия Ивановича Терентьева • при этом непременно добавят: госуи дарственный человек! Депутат Верховного Совета Молдавии. А что можно сказать о жизни и труде водителя Пржевальской грузовой автобазы Касыма Кадырова? Очень многое! Но для этого надо хоть один раз проехать с ним по дорогам его родной Киргизии, а еще лучше — подняться на грозный четырехкилометровый перевал, послушать грохот снежных обвалов, постыть на обжигающем ветру, пока трактористы расчистят метровые толщи снега, свалившегося с гор. А чтоб представление об этом человеке было более полным, побывайте в Пржевальском горкоме партии, где Кадыров, как член горкома, решает важные вопросы партийной, общественной жизни. Да, во многом схожи биографии знатных водителей. Мы не называем имена всех двадцати шести Героев Труда. О них еще будет рассказано на страницах журнала. Здесь лишь отметим: замечательные это люди! Новаторы, энтузиасты. В высоком смысле слова — передовой отряд рабочего класса, авангард нашего автомобильного транспорта. На своих машинах они перевезли многие тысячи тонн сверхплановых грузов, сэкономили сотни тонн топлива. Это люди большого жизненного опыта. Почти половина из них — фронтовики, водившие автомобили или танки по военным дорогам. А те, что помоложе, прошли закалку в рядах Советской Армии. Каждый из них — пример для молодежи, для всех, кто трудится рядом. ...Колеса убыстряют бег. Каждое утро сотни миллионов лошадиных сил оживают в горячем движении поршней. Каждое утро уходят в путь миллионы автомобилей. Они везут хлеб и руду, одежду и металл, сборные дома и трубы для -нефтяников, сквозь снега пробиваются к далеким геологическим партиям. Их ведут наземные космонавты — советские шоферы. И в первой шеренге — Герои Социалистического Труда. Слава им и почет! А. БАБЫШЕВЛенин! С этим именем неразрывно связано рождение и становление партии коммунистов, которая подняла рабочий класс, всех трудящихся на штурм старого мира, на борьбу за власть Советов. Он основал первое в мире государство рабочих и крестьян, государство дружбы и братства народов. Вооружил партию и весь народ планом строительства коммунизма. Вселил в сердца миллионов и миллионов трудящихся непоколебимую веру в победу социализма и коммунизма на земле. Сорок три года прошло, как не стало Ильича. Но он вечно живой, вечно с нами. Жить по Ленину, работать по Ленину. Горячо любить Родину, как любил ее Ленин, глубоко верить в торжество великого дела коммунизма, как верил Ленин. Всегда быть бесстрашным и идейно убежденным бойцом, каким был Ленин. Вот благороднейшая цель, заветное стремление каждого советского человека. Нам бесконечно дорого бессмертное наследие великого Ленина. Дорог нашим людям каждый штрих жизни Ильича, каждый рассказ о его титанической борьбе за счастье трудового народа. Перед нами небольшая повесть П. Макрушенко «Возвращение» *. Перелистываем страницу за страницей. События весны 1917 года. 24 марта... Владимир Ильич Ленин и Надежда Константиновна Крупская выезжают из Цюриха в Берн. Там назначена встреча отъезжающих эмигрантов. Пятнадцать лет изгнания остались позади.• П авлоМакрушенко . Возвращение. Издательство М., 1966. 200 С00 экз.. цена 11 коп.«Знание».Время отсчитывает первые месяцы пятидесятого года Советской власти. Гордо и уверенно идет наша страна навстречу своему полувековому юбилею. Славной годовщине 50-летия Октября посвящены Всесоюзные заочные соревнования «Дорогами подвигов и славы» на призы журнала «За рулем». На старт этих соревнований, начатых в прошлом году, вышло свыше шестидесяти команд и около двухсот индивидуальных групп. 1106 автомобилистов, мотоциклистов, водителей мотороллеров, мопедов и мотовелосипедов прислали нам заявки с маршрутами и схемами. Организации оборонного Общества снарядили в большой поход 37 команд и 138 индивидуальных групп. По путевкам туристских клубов, секций и спортобществ отправились в путь 25 команд и 52 группы. Заявки на участие в соревнованиях поступили из всех союзных республик и, что особенно отрадно, — из многих глубинных районов страны. Еще рано подводить итоги. Согласно Положению соревнования продлятся до 1 сентября 1967 года, и имена победителей мы узнаем в канун славного пятидесятилетия. Но, знакомясь с отчетами о путешествиях,— а число их растет день ото дня, можно составить представление о размахе соревнования, его маршрутах, участниках. Маршруты туристов, как этого и требовали условия конкурса, пролегли по местам боев гражданской и Великой Отечественной войн, через города и поселки, история которых имеет богатое революционное прошлое. Многие следопыты побывали в местах, связанных с жизнью и деятельностью В. И. Ленина и его соратников, в городах-героях, на крупнейших стройках пятилетки. Вот несколько цифр: через столицу нашей Родины — Москву прошли маршруты 112 групп, через Ленинград — 50, Киев — 76, Волгоград — 41, Севастополь — 66, Одессу — 75, Брест — 47. На родине В. И. Ленина, в Ульяновске, побывало 54 группы, на Урале — 56, в Сибири — 28, на Дальнем Востоке — 7, в республиках Средней Азии — 18. Среди участников соревнований были и такие, которые отважились на путешествие с Дальнего Востока на Украину, из Сибири к западным границам. Трудный и сложный путь предстоял им — в непогоду, по бездорожью, но это не испугало опытных водителей, и они успешно завершили свои дальние походы. В этом номере журнала мы по.*••?, — вторяем Положение о наших со_»••'%. / "., ревнованиях «Дорогами подвигов Г"\ jr-^ . _ j-_ . L __..--_ ввШ и славы» и приглашаем включитьJ * МОГЭГ^ГгУ-Л/ТТУПЛ «я в них всех, кто собирается проГ , Т Ч ^ Ц ^ Ч - У и Х-л-АиЛА-И-Л-! вести отпуск за рулем автомобиля или мотоцикла, кто любит путешествовать по родной стране. НА ПРИЗЫ ЖУРНАЛА «ЗА РУЛЕМ»Рис. Вл. Добровольского•4- Кажется, это совсем короткий, занимающий всего несколько дней, период в жизни Ильича, но какими волнующими событиями он наполнен! Переезд в закрытом вагоне через воюющую Германию, полицейские препоны, слежка сыщиков. Встреча со шведскими социалистами в Стокгольме. И наконец родная земля. Питер. Площадь перед Финляндским вокзалом. Большевики решили превратить встречу Ленина в мощную демонстрацию революционного народа. Во второй части повести автор на большом фактическом материале рассказывает об этом незабываемом историческом событии. Особенно волнуют страницы, повествующие о выступлении Владимира Ильича перед революционными массами с броневика, о том, как ехал вождь партии к штабу большевиков — дворцу Кшесинской. Наши читатели уже знакомы с некоторыми подробностями этого события («Приезд Ильича» и «Солдат революции», «За рулем» № 4, 1966 г.). В повести «Возвращение» мы снова во всех деталях узнаем, как это происходило. Два броневика, подготовленные для встречи В. И. Ленина, прибыли на Финляндский вокзал вечером 3 апреля 1917 года несмотря на то, что единственный в гарнизоне бронедивизион находился в подчинении командования военного округа, преданного Временному правительству, и за вывод боевых машин на улицы солдатам грозил военно-полевой суд. Солдаты, сообщает автор, пошли на риск и вывели свои машиныиз гаражей. Вместе с ними прибыли к вокзалу и прожектористы инженерной роты. Мы видим Ильича, возвышающегося на броневике. Ленин стоит на фоне красного знамени, подняв правую руку, обращенную к народу. Прожектор освещает эту символическую картину. Торжественное шествие от Финляндского вокзала к дворцу Кшесинской. Впереди броневика отряд красногвардейцев, с трудом расчищающий дорогу. По сторонам, взявшись крепко за руки, товарищи Ленина. За броневиком, заполнив всю улицу, движется народ. На страницах повести наши читатели встретят имена боевых товарищей Ленина — Бонч-Бруевича, Подвойского и других, кто возглавил организацию встречи вождя пролетарской революции. Встречаемся вновь мы ис человеком, которому выпала высокая честь и большая ответственность вести броневик, на котором ехал Ильич, с водителем бронедивизиона М. С. Огоньяном. Вечно живой, вечно великий — так говорят о Владимире Ильиче Ленине простые люди всей земли. Таким он предстает перед нами и со страниц повести «Возвращение». Б. АНДРЕЕВПОЛОЖЕНИЕ о Всесоюзных заочных соревнованиях автомототуристов, посвященных пятидесятилетию Советской власти 1. Заочные соревнования автомототуристов проводятся редакцией журнала «За рулем» совместно с Центральной секцией автомототуризма в период с1 мая 1966 года но 1 сентября 1967 года. 2. Маршруты путешествий автомототуристов могут быть проложены: по местам революционной славы советского народа: по местам, связанным сжизньюи деятельностью В. И. Ленина и его боевых соратников; по дорогам гражданской войны и Великой Отечественной войны; по местам трудовой славы советского народа. Участники соревнований могут совершить многодневные путешествия во время очередных отпусков и каникул или провести цикл походов выходного дня. 3. В заочных соревнованиях могут участвовать автомототуристы как в составе команд, так и лично (индивидуальна) на автомобилях, мотоциклах, мотороллерах, мопедах и мотовелосипедах любых марок и моделей. Командными считаются такие походы. в которых принимают участие не менее трех человек на двух автомобилях или двух человек на двух мотоциклах (мотороллерах) или мопедах. Максимальное количество участников и машин в одной команде не ограничено. Командное путешествие совершается по одной маршрутной книжке (листу). Смешанные команды, включающие, например, автомобили и мотоциклы, автомобили и мопеды, мотоциклы (мотороллеры) и мопеды, не допускаются. И в •групповом, и в индивидуальном путешествии должен быть руководитель похода. 4. Желающие принять участие в соревнованиях должны выслать в редакцию журнала заявку и схему маршрута путешествия. После регистрации заявки команде (участнику) присваивается но•мер. который высылается ей (ему) вместе •с эмблемой соревнований. Во время путеш ествия эмблема с номером укрепляется •на машине. • Заявка подается не позже чем за две шедели до начала путешествия (форма •заявки приводится ниже). 5. Время начала путешествия и скорость движения выбираются самими участниками. 6. Основным путевым документом участников заочных соревнований являются(мотороллерах) и на мопедах, награжмаршрутные книжки или маршрутные даются ценными призами, вымпелами и листы утвержденного образца, выдаваеграмотами. мые советами по туризму и секциями (клубами) туристов, а также редакцией. Кроме того, присуждаются специальВ пути следования каждая команда ные призы: за наиболее интересный или индивидуальный участник соревномаршрут; за наиболее трудный по дования обязаны делать в маршрутной рожным условиям маршрут; за наиболее книжке или маршрутном листе отметки длинный маршрут; секции (клубу) автоо прохождении пунктов маршрута в одмототуристов, выставившей (шему) наиной из организаций: клубах туристов, авбольшее количество участников; первичтомотоклубах ДОСААФ, на турбазах, в ной организации ДОСААФ, выставившей пансионатах, гостиницах или в местных наибольшее количество участников; юносоветских, комсомольских, спортивных шеской команде клуба, секции Дома пиоорганах и. в порядке исключения, в почнеров и школьников, Дома школьниковтовых отделениях. комсомольцев или училища профтехобразования, организовавшей наиболее инБез отметок о прохождении пунктов тересный поход. маршрута жюри не принимает к рассмотрению материалы о путешествии. Специальными призами награждаются 7. Участники соревнований несут пертакже команды и участники, совершивсональную ответственность за соблюде, шие за время соревнований походы по ние правил движения по улицам и дородвум разным маршрутам в 1966 и 1967 гам страны. Организаторы соревнований годах. не принимают на себя никакой ответстПамятные подарки вручаются самому венности за ущерб, который может быть юному водителю, женщине-водителю, причинен людям или имуществу во время преодолевшей наибольшее расстояние за путешествий. рулем, самому пожилому водителю. 8. После окончания путешествия уча12. В состав жюри Всесоюзных заочстники соревнований составляют отчет и ных соревнований входят представители высылают его в адрес редакции «За руЦК ВЛКСМ. ЦК ДОСААФ, Советского колем» с пометкой «Дорогами подвигов и митета ветеранов войны, музея Революславы». ции, музея Вооруженных Сил СССР, редакции журнала «За рулем» и ЦентральОтчет должен быть составлен в письного совета по туризму. менном виде и по возможности иллюстрирован. Отчеты о путешествиях приниОбразец маются до 1 сентября 1967 года. ЗАЯВКА 9. К отчету должны быть обязательно на участие во Всесоюзных приложены: схема маршрута с указазаочных соревнованиях нием расстояния между основными на«Дорогами подвигов и славы» селенными пунктами (правильность укана призы журнала «За рулем» занного в схеме километража жюри определяет по «Атласу автомобильных доПрошу допустить нас (меня) к участию рог СССР»), маршрутная книжка или в заочных соревнованиях автомототуримаршрутный лист (копии этих докуменстов. тов не принимаются). Маршрутные книжСообщаем (сообщаю) данные о себе: ки и маршрутные листы, возвращаются Название и адрес секции (клуба) автопо просьбе руководителей путешествий. мототуристов или первичной организаПрисланные в редакцию отчеты не возции ДОСААФ вращаются. Сведения о руководителе и участниках 10. Победители соревнований опредепохода: ляются по очковой системе на основаФамилия, имя и отчество нии представленных документов (отчеГод рождения тов. схем, маршрутных книжек). Очки Спортивный разряд (вид спорта или туначисляются за следующие показатели: ризма) п) выбор маршрута и сбор материала во Профессия время путешествий; б) содержание отчеМарки, модели и государственные номета и его оформление; в) количество мара машин шин и участников, проделанный путь в Домашний адрес километрах, сложность маршрута в заСхема маршрута путешествия прилависимости от характера дорог. гается. Как в командном (групповом), так ивС Положением о Всесоюзных заочных индивидуальном зачете побеждает тот, соревнованиях автомототуристов ознакокто. выполнив условия соревнования, намился. берет ббльшую сумму очков. Руководитель 11. Победители, занявшие первые три путешествия места в групповых и индивидуальных (подпись) походах на автомобилях, на мотоциклах