25 лет назад здесь был пустырь и всего несколько домов. Тогда, в грозном сорок первом, появился лозунг «Все для фронта! Все для 1966 победы!» Теперь это история, с которой наше юное поколение знакомо по книгам. В те же суровые годы в этом лозунге воплотилась наша безграничная любовь к Родине, огромное желание каждого труженика быть полезным фронту. Армии нужны были мотоциклы. И на пустыре, в неприспособленных зданиях, а порой прямо под открытым небом, в жгучий сибирский мороз рабочие и инженеры стали собирать первые машины. Так было... Сегодня мотоциклы с маркой «ИМЗ» широко известны не только в нашей стране; Продукция завода экспортируется в 27 стран мира. Прошедшие годы неузнаваемо изменили лицо завода. Поточные линии по обработке деталей. Самые современные агрегатные станки. Новые технологические процессы. В рамно-прессовом цехе ив цехе колясок — сварка швов в среде углекислого газа и под слоем флюса. Литейный цех с введением литья в оболочковые формы, по выплавляемым моделям, в кокиль и под давлением превратился в цех комплексной механизации. Много поработали наши конструкторы и экспериментаторы, создав за сравнительно короткий срок мотоциклы M-S2, М-61, М-62 и М-63 и на их базе спортивные модификации — М-61К, М-63К, «Кроес-650», М-52С, М-53С и М-63С. Гонщики завода внесли немалый вклад в развитие мотоспорта в стране. В 1947 году молодые спортсмены А. Лукоянов и Н. Сачков стали чемпионами СССР по шоссейно-кольцевым гонкам, опередив многих известных мастеров. За 25 лет существования завода спортсмены ИМЗ завоевали 28 золотых, 34 серебряных и 20 бронзовых медалей. Трижды успешно выступала наша команда в моторалли ФИМ . Все эти годы заводской коллектив постоянно рос, мужал и был полон непрерывных творческих исканий. Не так давно принято решение о реконструкции завода. После этого мы рассчитываем значительно увеличить выпуск мотоциклов и запасных частей. По сути дела это будет второе рождение завода. Перспективь воодушевляют коллектив, и нет сомнения в том, что намеченные планы будут успешно осуществлены. А. ИСАЕВ, заместитель главного г. Ирбит конструктора заводаDереписка С мотолюбителями, которую ведут заводские работники, свидетельствует о том, что наибольшие трудности вызывают вопросы, ответы на которые не найдешь в инструкции. Многие просят назвать номер или ГОСТ того или иного подшипника или сальника. Мы приводим их на рис. 1. Часто спрашивают, каким должен быть нормальный зазор в цилиндро-поршневой группе. Не'разбираясь в существе дела, многие не совсем правильно подбирают и покупают необходимые для ремонта двигателя запасные части. Надо знать, что изготовленные на заводе детали для удобства подбора нужной посадки в сопряжении специально маркируют либо краской (цветовой индекс), либо цифрами (цифровой Индекс). Этими индексами условно обозначается действительный размер готовой детали. Цветовыми индексами маркируются: верхняя головка шатуна, поршневой палец, бобышнн поршня (под палец). На рис. 2 наглядно показана разбивка деталей по размерам в пределах поля допуска (через каждые 3 мк) на четыре группы, обозначаемые соответственно черной («ч»), зеленой («з»), белой («б») и красной («к») красками. Причем разбивка по размерам сделана таким образом, что, подбирая детали одного цветового индекса, мы автоматически прлучим необходимый зазор (или натяг) в соединении. Так, в соединении поршневой палец — шатун (в каждой группе) обеспечивается обязательный (нормальный) зазор в пределах от 0,004 до 0,010 мм. В соединении палец — бобышки поршня в каждой группе деталей обеспечивается (должен быть обязательно) натяг от 0,004 до 0,010 мм. В этом легко убедиться, если подсчитать величину натяга, пользуясь данными рис. 2. Нормальный зазор между юбкой Поршня и цилиндром 0,08 — 0,10 мм. Чтобы удобнее было подбирать этот зазор, размеры поршней и цилиндров также разбивают в пределах поля допуска на три группы, через каждые 10 мк, как показано на рис. 3. Диаметр юбки поршня замеряют обязательно а направлении, перпендикулярном оси бобышек Рис . 1. Подшипники и сальники, и их номера по каталогу.шшш(место замера указано на рисунке), и результаты замера в виде цифрового индекса (например, 77,92 и т. д.) выбивают на1 его днище. Цифровой индекс цилиндра (0,1; 0,2; 0,3) выбивается на верхнем торце цилиндра (возле сливной трубки). Чтобы закончить с этим вопросом, приведем размеры ремонтных, поршней и цилиндров. Нужно помнить, что завод изготовляет поршни первого, второго и третьего ремонтных размеров, к которым необходимо покупать соответствующие ремонтные кольца. Поршни первого ремонтного размера полнее нормального на 0,2 мм (диаметр 78,2 -£'?£? мм). второго — на 0,5 мм (диаметр 78,5;«|Р|б мм), третьего — на 1 мм (диаметр 79;«.в6ь' **мм). Бывшие в употреблении цилинДры соответственно. растачивают под поршень первого ремонтного размера до диаметра 78,2+ОрЗ , второго — до 78,5 +0,05 и третьего — до 79+0,04И РЬИТ СК ИX МОТОЦИКЛАХВЗ-36155