СЩВШСнЭ-МвГССФИФСТОЛЦель — массовость. Эта рубрика появилась на страницах журнала в конце прошлого года, когда в спортивных организациях оборонного Общества развернулась подготовка к IV Спартакиаде народов СССР, посвященной 50-летию Онтября. Одной из основных задач юбилейной спартакиады, как сказано в Положении, является «массовое привлечение трудящихся н систематическим занятиям техническими, военно-прикладными видами спорта, широкое распространение технических знаний и навыков среди городской и сельской молодежи». пменно этим целям призваны служить материалы, которые займут место под новой рубрикой. Здесь будут печататься статьи о том, как- лучше провести соревнования в низовых коллективах, здесь тренеры и спортсмены расскажут об опыте спортивной работы, здесь будут публиковаться различные мнения и предложения, направленные на то, чтобы сделать наш автомотоспорт по-настоящему массовым. В перрых номерах журнала 1967 г. мы предлагаем вниманию тренеров-общестаеннинов, инструкторов и спортсменов советы по организации наиболее простых и доступных соревнований автомобилистов — двоеборью. Появившись три года назад, этот спортивный комплекс, включающий состязания на экономию топлива и мастерство вождения, занял по распространенности ведущее место в автоспорте. Признанием этого явилось включение двоеборья в программу Спартакиады народов СССР.о.ОLO ШРис. лива.1, Трасса для соревнований на экономию топОсо ОССОСТЯЗАНИЯ НА ЭКОНОМИЮ ТОПЛИВАПодготовка трассы. Экономичное вождение, как обычно называют первую часть двоеборья, проводится по кольцевой (замкнутой) трассе (рис. 1) шириной 4 — 6 метров. Средняя скорость на этих соревнованиях как будто невелика, если учесть, что нижний предел для грузовых автомобилей —- 20 км/час и для легковых — 24 км/час. И все-таки даже при минимально возможной длине круга — 300 метров — максимальная скорость будет достигать 45—50 км/час. Поэтому повороты на трассе надо делать по возможности менее крутыми, во всяком случае без острых углов. Если площадка не позволяет выбрать достаточно длинную и широкую трассу, то можно остановиться на дорожке, по которой участник будет водить автомобиль в одном ив другом направлении (с поворотами). При наличии кольцевой трассы протяженностью в1 километр или линейной дорожки длиной в 500 метров, нижний предел скорости можно несколько поднять, но не больше чем до 30 км.'час для легковых и 25 км/час для грузовых автомобилей. Дистанция обозначается сплошной или пунктирной линией, имеющей через каждые 2 или 3 метра отметку (см. рис. 1). На каждой такой отметке указывают расстояние (в метрах) до старта. Для определения результата судья-контролер должен иметь двух- или трехметровую рейку с делениями в1 см. Внутреннюю границу на поворотах обозначают флажками, чтобы исключить возможность «срезания» углов. Подготовка автомобиля. Само собой разумеется, машина, предназначенная для соревнований, должна быть абсолютно исправна, а двигатель хорошо отрегулирован, дабы расход бензина при нормальном вождении не превышал нормы. Соревнование на экономию топлива в двоеборье, как известно, заключается в том, чтобы пройти наибольшее расстояние на определенном (одинаковом для всех участников) количестве бензина. Для этой цели в качестве дополнительного устройства к системе питания двигателя присоединяют мерный бачок такой емкости, которая вместе с емкостью карбюратора позволяет пройти установленную дистанцию (около 3 километров). Из него бензин поступает в карбюратор. Мерный бачок может заполняться одним из следующих способов: самотеком из дополнительного бачка емкостью от 5 до 20 л., установленного выше мерного бачка (рис. 2); под давлением из канистры (или другойО О-Оэемкости), расположенной в кабине автомобиля, — в этом случае давление создается насосом для накачки шин через вентиль камеры, вмонтированный в крышку (рис. 3); самотеком из дополнительного бачка, который питается от бензинового насоса стандартной системы питания (см. рис. к статье «С точностью до грамма»). Наиболее эффективен пока еще мало известный последний способ, хотя он и несколько сложнее. Общие требования ко всем трем системам дозировки: герметичность емкостей, трубок, шлангов, краников; надежность крепления приборов и соединений; безукоризненная чистота бензина. Необходимо исключить возможность попадания в карбюратор грязи и воды, помня, что любое нарушение работы двигателя может вызвать задержку, а то и сорвать соревнования. Тренировки можно проводить на автомобилях без дозирующего устройства — достаточно установить краник, перекрывающий доступ бензина в карбюратор. В крайнем случае можно обойтись и без него: на каждый заезд отвертывать штуцер трубки, подводящей бензин от бака к насосу. Такой способ позволяет проходить на бензине карбюратора небольшую дистанцию — от 1 до 2 километров, вполне, однако, достаточную для тренировочных заездов. Очень важно перед началом соревнований хорошо прогреть агрегаты автомобиля. Чтобы первые участники были в равных условиях с последующими, достаточен пробег в 15—20 километров. 'Важно также обратить внимание на исправность замка зажигания: иногда в результате многократного включения и выключения он выходит из строя.с; ОIDО.<Р ис . 2. Схема мерного устройства (подача топлива — самотеком из дополнительного бачка): 1 — карбюратор; 2 — мерный бачок; 5' — краник; 4 — дополнительный бачок; 5 — сливная трубка. Р ис . 3. Схема мерного устройства (подача топлива — под давлением из канистры): 1 — канистра; 2 — трубка или бензостойкий шланг (заборный); 3 — вентиль с золотником: 4 — к рышка канистры; 5 — краник; 6 — шланг от канистрык мерному бачку. Очень желательно на соревнованиях иметь квалифицированного механика, подчиненного главному судье и контролирующего техническое состояние автомобиля. В. ПОЛЬГУЕВ, чемпион Москвы 1966 года по автомобильному двоеборьюU•8- С ТОЧНОСТЬЮ ДО ГРАММАОпыт проведения соревнований в Московском городском автомотоклубе ДОСААФ позволил разработать эффективное мерное устройство, которое может быть изготовлено в любой мастерской и без больших затрат. Оно хорошо зарекомендовало себя на первенствах Москвы, РСФСР и СССР. Ниже дается схема (рис. 1) и краткое описание этого приспособления. Основным элементом его является мерный бачок 7, а точнее — перевернутая полиэтиленовая (прозрачная) фляга, закрытая резиновой пробкой 2. В пробке просверлены три отверстия, и в них вставлены бензопроводные трубки. Одна из них соединяет мерный бачок с бачком-резервуаром 1, другая — с поплавковой камерой карбюратора 6, следующая — 3 — позволяет поддерживать в мерном и дополнительном бачках атмосферное давление, а также регулировать уровень топлива в мерном бачке, перепуская излишки бензина в сливной бачок 8. Это качество выгодно отличает настоящее устройство от всех других. Оно является своего рода универсальным — его можно использовать как на легковом, так и на грузовом автомобилях. Бачок-резервуар 1 (тоже полиэтиленовая фляга, но на 100—150 см 3 больше мерного бачка) закрепляется на кронштейне выше последнего. Сливной бачок 8 — двухлитровая полиэтиленовая канистра — крепится на автомобиле «Волга» в передней части, на ГАЗ-51 — с правой стороны, на подножке. В бензопроводах, соединяющих насос 5с резервуаром, а резервуар с мерным бачком, есть краники 4. Крепление мерного устройства показано на рис. 2. При включении мерного устройства в систему питания автомобиля необходимо прервать линию подачи топлива «насос — карбюратор». Для этого отключают бензопровод от поплавковой камеры карбюратора и соединяют насос с проводом бачка-резервуара, а провод, выведенный из мерного бачка, — с поплавковой камерой карбюратора. При определении нормы бензина на прохождение контрольной дистанции следует учитывать топливо, находящееся в поплавковой камере ив бензопроводе. После того, как устройство будевключено в систему питания и подключены трубки бензопровода, открывают краник на проводе «насос — резервуар» и наполняют последний бензином. Двигатель в это время либо работает на бензине, оставшемся в поплавковой камере, либо провертывается стартером до момента, когда он заведется и насос станет подавать топливо. Как только бензин начнет поступать в резервуар, открывают второй краник и наполняют Мерный бачок. Заполнив оба бачка двигатель останавливают и пополняют мерный бачок до тех пор, пока бензин не потечет в сливной бачок. Тогда закрывают оба краника. На этом подготовка автомобиля заканчивается. Чтобы после заезда вновь пустить 2. «За рулем» № 1Новое мерное устройство для соревнований на экономию топливаР и с. 1. Мерное устройство для оборудования автомобиля в соревнованиях на экономию топлива: 1 — бачок-резервуар; 2 — резиновая пробка; 3 - трубка «уровня бензина» (она же сливная); 4 — краники; 5 — бензонасос; 6 — карбюратор; 7 — мерный бачок: 8 — сливной бачок; 9 — основной бензобак автомобиля. Р ис . 2. Крепление- мерного устройст на ни автомобилях ГАЗ-51 и «Волга».двигатель, следует открыть краник и наполнить систему бензином. Как только поплавковая камера карбюратора заполнится, можно пускать мотор и готовить машину для очередного заезда. Каждый автомотоклуб и спортивнотехнический клуб, каждая первичная организация ДОСААФв автохозяйствах ина больших предприятиях должна иметь подобное устройство, облегчающее организацию соревнований на экономию топлива. Л. БАРБАШОВ, член комиссии массовых видов спорта ФАС СССР