Гуси, лоси и батареи

ГУСИ, ЛОСИ И БАТАРЕИ

РЫНОК И СЕРВИС

СДЕЛАНО В РОССИИ: ТЮМЕНСКИЕ АККУМУЛЯТОРЫ

ГУСИ, ЛОСИ И БАТАРЕИ

МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН

Узнав, что каждый сотрудник Тюменского аккумуляторного завода к Рождеству непременно получает в подарок гуся, да еще в фирменном пакете, я невольно почувствовал некую симпатию к предприятию, на котором никогда прежде не был. Действительно – местный электромеханический завод давно прикрыли, АТЭ тоже исчез, а здесь не только продолжают работать, но еще и собственную живность разводят…

А вот и рояль в кустах – вернее, приглашение посетить завод. Как говорится, заодно и про батареи поговорим…

ПАЗ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ТАЗ

Когда пятьдесят подмосковных специалистов наконец добрались до здания бывшей пересыльной тюрьмы, то на берегу Туры уже стояла баржа с четырьмя дизель-генераторами. Оставалась сущая ерунда – продолбить сибирскую землю, проложить кабели и… и построить на этом месте Подольский Аккумуляторный Завод – ПАЗ. Точнее, уже не Подольский, а Тюменский – ТАЗ!

В 1941 году так все и было – тогда маленькая Тюмень умудрилась оживить аж 22 эвакуированных завода. И в том, что вермахт не взял ни Москвы, ни Подольска, есть и ее заслуга. А потом, уже через четыре года выяснилось, что аккумуляторы теперь можно делать и на ПАЗе, и на ТАЗе. Что, собственно, и происходит по сей день… Кстати, каждый третий выпускаемый в России аккумулятор – тюменский.

Теперь самое время рассказать поднадоевшую всем сказку про соответствие отечественных товаров лучшим зарубежным образцам. Начнем с привычного вопроса – итак, когда же мы…

ДОГОНИМ КОРЕЙЦЕВ?

– Да никогда! – неожиданно заявляет Генеральный. – Корейцев мы не догоним никогда!

Вот такое услышишь нечасто – обычно говорят: мол, обогнали давно… А если что-то купить, кого-то пригласить – продаться самим, наконец?

– А все равно никогда не догоним, – парирует директор. – Дело же не в технологиях – здесь у нас порядок. Если раньше мы отставали лет на 25, то сейчас – от силы на 7–8, и этот вопрос вполне решаемый – мы к нему еще вернемся. Но не забывайте – в турциях да кореях всегда тепло! О какой конкуренции может идти речь, если им не нужно каждый год утеплять ворота, чинить теплотрассы и вставлять новые стеклопакеты? К тому же никакому корейцу не снились наши условия труда: рабочий день – всего 6 часов, отпуск – аж 42 дня… Поэтому у них работают полтора человека, а у меня – 1639. Вот и прикиньте себестоимость…

ЗНАЕМ МЫ ЭТОТ КАЛЬЦИЙ…

Тюменский завод не делает новомодных кальциевых батарей! И пока что не хочет. А почему?

Прежде чем разочарованно махать рукой, досчитаем до десяти и постараемся вспомнить азы теории. Необслуживаемые батареи – как гибридные, так и кальциевые – имеют ряд несомненных преимуществ перед «обыкновенными» сурьмяными коллегами: они более легкие, в них не нужно доливать воду, да и партия зеленых помалкивает. Кроме того, на их стороне стереотип мышления: мол, если батарея без кальция – значит, она никуда не годится. Однако же вспомним и другое: необслуживаемые аккумуляторы до смерти боятся глубоких разрядов… Две-три ночевки с забытыми «габаритами» – и тю-тю. Кроме того, такие батареи очень чувствительны к величине зарядного напряжения – молчаливо сносить капризы регулятора они не будут. Да и на морозе могут фортель выкинуть.

– Где вы видели в американской армии кальциевые батареи? – тоном бригадного генерала вопрошает Генеральный. – Нет их там, потому что серьезная батарея на том же танке должна служить не год, а семь или восемь! И зимой, и когда угодно. И заряжаться должна без капризов, если понадобится. Так и наши батареи – пластины толстые, коробления не боятся – протянут долго. Кстати, у меня же военпреды сидят! Армия, между прочим, берет только сухозаряженные – залитые там не нужны…

Логика вполне понятна. Конечно, если батарея размещена в салоне машины, да еще с обилием современных электронных «наворотов», то выбор однозначен – берем только необслуживаемую и герметичную: читай – кальциевую… Если речь идет о каких-нибудь детских автомобильчиках – снова голосуем за кальций. Но когда на первый план тяжелой российской поступью вылезают низкая цена, длительный срок службы и, извините, привычная «дубовость» – вот тут-то тюменские аккумуляторы вне конкуренции. Отпускная цена на «пятьдесят пятую» батарею составляет 625 руб., примерный срок ее службы – 7–8 лет, глубокий разряд она со вздохом перенесет, а водичку всегда можно и подлить…

– Я не против соболиных воротников, – ворчит Генеральный. – Только не надо пришивать их к ватникам – смешно и глупо. Будет нужно – перейдем и на кальций: проблем нет. Но пока что не вижу в этом смысла.

ОТКУДА ЛОСИ

Так откуда на аккумуляторном заводе взялись гуси? Впрочем, сначала разберемся с лосями. Правда ли, что эмблему завода директор создал чуть ли не своими руками?

– Эмблема? – смеется Генеральный. – Было дело – пригласили этих, как их там – креативных дизайнеров… Говорю: медведей на других фирмах давно расхватали – лось нужен! Неделю думали – приносят: треугольники какие-то, ни черта не разобрать… Спрашиваю: где мой лось? Обиделись – дескать, ничего не понимаете в искусстве, в общем – дверью хлопнули. Ну, взял у внука книжку, нашел лося, вырезал – в общем, сами все сделали… Да мы давно здесь привыкли все сами делать – и аккумуляторы, и пленку термоусадочную, и антифриз… Только полиэтиленовые сепараторы закупаем за рубежом – их никто в стране пока что не производит.

Теперь понятно, откуда взялись гуси. Привычка рассчитывать только на собственные силы побудила заводчан открыть в 200 километрах от Тюмени свое хозяйство – с гусями, свиньями, коровами, лошадьми и хлебопекарней. Завод пашет круглосуточно и без выходных – при этом один раз в сутки рабочих кормят бесплатно. А это – полторы тонны мяса в неделю: вынь да положь… Заодно аккумуляторщики снабжают хлебом, молоком и поросятами все окрестные деревни – иначе откуда все это возьмется у сельского жителя?

АМПЕР-ЧАСЫ, ПРОЦЕНТЫ И РУБЛИ

Завод работает на вторичный рынок и выпускает более 4000 батарей в день – для «жигулей», танков, тепловозов и чего угодно. Даже для иномарок: от «Альфа-Ромео» до «Вольво». В месяц производят 130–140 тысяч аккумуляторов емкостью от 44 до 210 ампер-часов. «Маленьких» батарей делают значительно больше, но по деньгам получается примерно поровну.

Кстати, про деньги: средняя зарплата на заводе – 9–10 тыс.руб. Удалось заглянуть и в «гонорарную ведомость» за прошлый месяц: литейщик А. – 25 000, литейщик Б. – 11 000, уборщица В. – 5200… Но молодые специалисты порой воротят нос: базовая ставка в 6000 их не устраивает, поскольку нефтяники за углом дают 9000. Впрочем, заводские инженеры в основном работают по договорам: сделал работу – получи свои пиастры…

Между прочим, ТАЗ умудряется собирать по всей стране старые батареи! Да так активно, что удовлетворяет таким образом аж 90% (!) потребностей по свинцу и 70% – по пластику. За «бэушную» «пятьдесят пятую» дают примерно 80 руб.

И еще немножко о цифрах. Внимательные читатели уже догадались, из чего сделана стела, изображенная на заставке… Отгадайте, сколько корпусов аккумуляторов пошло на ее изготовление?

МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

Лета 7093 (1586) посланы воеводы с Москвы Василие Борисов Сукин, да Иван Мясной, да письменный голова Данило Чулков с тремя сты человек, поставиша град Тюмень июля в 29 день…

Так когда-то начиналась история Тюмени и ее промышленности. Нет, надеть респиратор и поработать в литейке мне не захотелось. Специально искать для своей машины тюменский аккумулятор тоже не стану. Но все это не убавило моего уважения к современному российскому предприятию, самостоятельно зарабатывающему на жизнь.

Подпишитесь на «За рулем» в