Вторичка: покупатели перешли в режим ожидания

Продажи подержанных авто в России, как и новых, по итогам 9 месяцев 2013 года просели, сообщает агентство «Автостат»: минус 2% в сравнении с тем же периодом прошлого года. Однако причины тенденций в обоих секторах российского авторынка разные.

Вторичный рынок не падает — замедлился www.zr.ru

Вторичный рынок не падает — замедлился www.zr.ruПродажи подержанных авто, как и новых, по итогам 9 месяцев 2013 года просели, сообщает агентство «Автостат»: минус 2% в сравнении с тем же периодом прошлого года. Однако причины тенденций в обоих секторах российского авторынка разные.
Продажи подержанных авто, как и новых, по итогам 9 месяцев 2013 года просели, сообщает агентство «Автостат»: минус 2% в сравнении с тем же периодом прошлого года. Однако причины тенденций в обоих секторах российского авторынка разные.

Лидеры среди отстающих

Сперва о самых заметных процессах, которые отразила на вторичке статистика. Традиционный лидер рынка подержанных машин — LADA — лидером и остался, но в обзорный период продавался-приобретался на 7% хуже. Возглавившая модельный рейтинг LADA 2107 также сохранила место во главе списка, однако в сентябре ее продажи упали (-7,5%). А вот «Приор» за предыдущие три квартала реализовано на 19 тыс. больше, чем в прошлом году, причем, в сентябре (в сравнении с сентябрем 12-го) выросли без малого на треть (+28,3%). Подрос интерес и к бэушным «Нивам» (+4,1%).

Toyota также сохранила лидерство — в номинации иномарок: более 481 тыс. единиц. Следом за ней Nissan и Ford, цифры показали стабильный спрос на Renault. В ТОП-10 также вошли Chevrolet, Hyundai, Volkswagen, Mitsubishi, Honda и Opel. Сентябрь 2013 года для большинства из них стал более удачным, чем сентябрь прошлогодний. Приличный рост, если говорить о продажах отдельных моделей иномарок, в минувшем сентябре у Renault Logan (+17,6%), Ford Focus (+12,8%), Opel Astra (+12,4%), Toyota Camry (+10,9%), Toyota Corolla (+5,3%). На фоне этих цифр впечатляет та, что в таблице напротив бренда Subaru: хотя по итогам 9 месяцев его результат ниже нуля (-0,7%), сентябрьский рывок составил +22,7%.

Тем не менее общий итог — вторичный рынок просел. Спад продаж автомобилей новых эксперты объясняют тем, что многие граждане склонны ожидать кризисных явлений в экономике, а потому повременить тратить деньги на средства передвижения (речь о тех гражданах, кто не шикует). Справедливо ли называть это и фактором влияния на сужение рынка вторичного?

Покупатель затаился

— Только в небольшой мере, — сообщила корреспонденту «За рулем.РФ» Ольга Бровкова, руководитель PR-службы АТЦ «Москва» (под крышей этого торгового центра разместились десятки небольших компаний по продаже подержанных автомобилей). — Судя по опросу наших арендаторов, на нынешнее состояние вторичного рынка влияет, главным образом, то, что покупатели выжидают, когда продавцы машин объявят традиционные для конца года тотальные скидки.

Солидарен с нею и Давид Павлов, руководитель департамента автомобилей с пробегом компании Major, но он видит и другие причины покупательского затишья.

— В секторе trade-in у нашей компании также некий спад, начался он с конца августа, длился весь сентябрь, хотя обычно в этот период подержанные авто покупались активнее. Впрочем, тенденция падения не угрожающая — не более 5%. Наверняка такая ситуация на вторичном рынке продлится до начала февраля — тому есть причины. Причем многие уже сейчас активно сдают в trade-in машины, на которых поездили, но брать новые не спешат.

Почему сейчас рынок пока падает, но затем снова активизируется? Все начнется со снижения цен на новые авто. Почти не ошибается тот, кто считает, что повторится прошлогодняя история: ближе к концу года откроется сезон заманчивых скидок, их наперебой станут предлагать абсолютно все продавцы, так что стоит выждать несколько месяцев, чтобы сэкономить многие десятки, а то и сотню с лишним тысяч рублей. Под занавес прошлогоднего сезона некоторые дилеры отдавали машины практически по закупочным ценам, некоторые — даже ниже. Однако надо принять во внимание, что сейчас склады не настолько переполнены нереализованными машинами, как год назад, так что «за три копейки» остатки никто отдавать не станет.

Давид Павлов, руководитель департамента автомобилей с пробегом компании Major.

Собственно, сезон открыт, говорит Давид Павлов. Скажем, сегодня BMW X1 можно найти за 1,2 млн руб., тогда как привычная стоимость машины близка к 1,35 млн руб., а новую Hyundai ix35 некоторые дилеры уже продают со всеми скидками практически за те же деньги, что на интернет-ресурсах просят частные продавцы за такой же годовалый автомобиль (и за которые этот кроссовер мог спокойно уйти весной или летом). Понятно: чтобы хоженые однолетние машины купили, владельцы будут снижать цену, причем существенно. А это потащит за собой вниз цены на двух- и трехлетние (на стоимость более старых «принцип домино» повлияет, однако незначительно). Для большей части покупателей такая ситуация даже не вызывает дилеммы: зачем брать б/у, если за те же деньги можно будет обзавестись новым авто или более свежим, чем предполагал. Словом, покупатель перешел в режим ожидания.

Усугубил сокращение объема продаж на вторичном рынке и новый порядок регистрации приобретенных автомобилей. Передача полномочий постановки на учет компании-продавцу давно стала популярной услугой. Но сейчас, по новым правилам, разрешается сдавать в trade-in и на реализацию автомобили, не скручивая с них госномеров. А это таит риск. Если раньше, снимая машину с учета, в ГИБДД ее проверяли на юридическую «чистоту» по различным базам данных, то теперь можно продавать не проверенную. А она, может статься, под финансовым обременением (скажем, за нее не выплачен кредит) или числится в угоне. А продавца уже не найти.

И дальше: на автомобиль, принятый от юридического лица, фирма-посредник обязана оформить полис ОСАГО, диагностическую карту, что для компании абсолютно бессмысленная процедура: никакая торгующая организация ездить на машине-товаре не собирается. Оттого некоторые компании приостановили прием машин — ждут разъяснений от госорганов и питают надежду, что они поступят скоро.

Только кто ж их купит…

Данные «Автостата» (таблицы см. ниже) дали пищу для анализа и редакции «За рулем.РФ».

Обратите внимание: на общее падение вторичного рынка наиболее существенным образом повлияли цифры продаж ВАЗ-2105 и другой «классики», ВАЗ-2109 и модификаций, ГАЗ-3110 и т.п. — машин, которые устарели морально и физически. Продавать-то их продают, да покупают слабо. (По информации, запрошенной «За рулем.РФ», «Автостат» разъяснил, что в статистике учитывались автомобили, находящиеся не в стадии продажи, а именно перешедшие к новым владельцам и вновь зарегистрированные). А это процесс объективный, если не сказать отрадный: автопарк страны обновляется.

Подпишитесь на «За рулем» в