Летние шины 225/45 R17: сравниваем 12 комплектов

В такие шины обычно обувают мощные версии быстрых машин гольф-класса. А еще это самый доступный и распространенный тюнинг: на широких «лаптях» даже недорогой автомобиль выглядит куда круче. Итак, испытываем и расставляем по местам 12 моделей летних шин размерностью 225/45 R17. Девять шин из двенадцати у нас на тестах побывали впервые!
Давно у нас не было столь молодой «команды»: девять шин из двенадцати испытываем впервые.

Есть спрос – будет и предложение. Выбор таких шин на нашем рынке огромен. В этой размерности представлены практически все бренды – от топовых до дешевых.

Шире круг

Давно у нас не было столь молодой «команды»: девять шин из двенадцати мы испытываем впервые!

Без топ-моделей не обойтись, ведь именно они задают верхнюю планку в итоговых результатах. К нашему великому сожалению, не успели попасть на тест новые шины Continental PremiumContact 6 и обновленные Pirelli P Zero (пришлось довольствоваться моделью предыдущего поколения по цене 8300 рублей за штуку, итальянского производства). Зато имеем пару других топовых новинок – покрышки Goodyear Eagle F1 Asymmetric 3 (6500 рублей) немецкого производства и Nokian Hakka Blue 2 (6200 рублей). Последняя пока финского происхождения, но в ближайшее время ее производство перенесут в российский Всеволожск.

Matador Hectorra 3, она же MP 47, – модель бюджетной марки компании Continental; изготовлена во Франции, продается за 5000 рублей. Прошлогодняя новинка Nordman SZ российской «варки» чуть дешевле: 4900 рублей. Среди бюджетных – полностью отечественный Cordiant Sport 3 за 4700 рублей. Модель далеко не новая, но в этом типоразмере только-только появилась.

Автомобиль-носитель выбрали под стать участникам теста – Volkswagen Jetta. Построенный на платформе Гольфа седан практически все шинники используют в своих внутренних тестах, поскольку для него характерны четкие реакции, хороший баланс управляемости и взаимосвязи с водителем.

Тесты проводили в конце лета 2016 года. Погода была жаркая, температура воздуха колебалась от 22 до 37 градусов. Место проведения испытаний – средняя полоса России, Поволжье, полигон АВТОВАЗа, расположенный на границе Самарской и Ульяновской областей.

На старт

К испытаниям приступаем, когда устанавливается безветренная погода. Начинаем со сложного заезда, объединяющего в себе несколько последовательных испытаний, – так удается сэкономить время на перестановке колес.

Первый и самый прецизионный тест – оценка сопротивления качению.

Наилучшую управляемость Джетты на высокой скорости обеспечивают шины Pirelli: на них машина идеально держит заданное направление, не требуя корректировки, и демонстрирует очень четкие реакции при малейших поворотах руля. Вместе с тем плотная, налитая тяжестью баранка с отличной информативностью позволяет даже с закрытыми глазами понимать по возрастающему усилию на руле, насколько ты поворачиваешь руль и как сильно автомобиль уходит в сторону. Честно заслуженные девять баллов – такую оценку мы ставим крайне редко!

Самой неуверенной в этом упражнении оказалась Belshina – у Джетты тут же образовался размытый «ноль», стал пустым руль, начались рыскания по дороге. При корректировке направления – задержки в реакциях, большие углы поворота руля и неприятное подруливание задней оси в поворотах – того и гляди сорвется в занос. Обычно такой эффект дают очень мягкие зимние шины.

Экономичнее всех оказались GT Radial, Matador и Nokian – с ними у Джетты расход при городском и загородном лимитах скорости наиболее скромный. Чуть бледнее выглядит Jetta на покрышках Triangle – эта модель конкурирует с ведущей тройкой лишь при 60 км/ч, а на «загородной» скорости уступает 0,1 л/100 км.

Позади всех – Cordiant: он проигрывает лидерам две «десятки» на сотню при загородном лимите скорости, и четыре – при городском. Конечно, разница незначительная, но она есть.

То яма, то канава

Результаты вполне закономерны: широкие низкопрофильные шины в силу конструктивных особенностей – как правило, шумные и жесткие. Поэтому шесть участников «нашумели» лишь на шесть баллов, а пятеро заработали по семь. Восьми баллов (оценка «норма») удостоились лишь Nokian (за низкий уровень шума) и Goodyear (за плавность хода).

Самыми жесткими оказались шины GT Radial – внушительные толчки и сильные вибрации от дорожных неровностей бегают по полу кузова, сиденьям и органам управления. И это единственные шины, на которых у Джетты гремела обивка салона.

Перед заменой комплекта колес водители съезжают с асфальта на сыпучую грунтовку. Здесь, на 12‑процентном подъеме, трогаясь и двигаясь с различной степенью буксования, эксперты оценивают эффективность тяги в различных режимах. Эта информация полезна для тех, у кого по дороге на дачу есть кусочек проселка. В итоговый зачет результаты не идут – мы их приводим исключительно для справки.

Увереннее всех гребут на грунтовом подъеме шины Cordiant, Matador, Hankook и Pirelli – все получили по семь баллов. А буксуют больше остальных Goodyear, GT Radial и Toyo – им эксперты поставили по пять баллов. Рожденный летать ползать не может!

Стой – раз, два…

Оценка тормозных свойств связана с повышенным износом шин. Несмотря на наличие АБС, при резком торможении передние грани шашек слегка скругляются. По этой причине сначала тормозим на мокром асфальте, где коэффициент сцепления ниже, а потому шины меньше «портятся», – затем повторяем тест на сухом. Но процедуры и на том и на другом покрытии схожи.

Скорость начала торможения на мокром асфальте составляет 80 км/ч, на сухом – 100 км/ч (это стандартные «вешки» во всех шинных испытаниях). Заканчиваем замер, когда скорость падает до 5 км/ч, поскольку на меньшей скорости АБС работает некорректно – автоматика не всегда успевает растормозить колёса, а юз, как известно, удлиняет тормозной путь. Зафиксировать длину тормозного пути с высокой точностью позволяет измерительный комплекс VBOX, который функционирует, опираясь на данные спутников GPS и ГЛОНАСС. Главное, чтобы над головой было чистое небо.

На торможении Pirelli обыгрывает всех, что называется, в одни ворота – и на мокрой дороге, и на сухой. На мокром асфальте Nokian повторяет ее показатель, но на сухом уступает чуть больше метра, откатываясь на четвертую позицию. Посуху второй результат с отставанием от лидера на 0,4 метра – у покрышек Goodyear. Примечательно, что по результатам и «сухого», и «мокрого» торможений в первой четверке собрались одни и те же шины – к трем вышеупомянутым присоединился Hankook.

Самый длинный тормозной путь на мокром асфальте – у шин Matador: они уступают лидеру более четырех метров. На сухом позади всех Cordiant, проигравший лидеру почти четыре метра.

Любопытно, что на сухом покрытии разница между участниками – чуть больше 10%. На мокром разрыв существеннее – свыше 15%. Именно мокрый асфальт является камнем преткновения при поиске производителями компромисса между результатом и затратами (разработка и изготовление смесей, стоимость компонентов).

Прыжки в сторону

Осталось проверить, как испытуемые относятся к экстремальному маневрированию. На наших дорогах это крайне важно – а иначе как ямы объезжать? Залог успеха – быстрые реакции на повороты руля, устойчивость и взаимопонимание между водителем и автомобилем. Смоделировать такую ситуацию нам помогает маневр «переставка», или «однократная смена полосы».

Выполняем самое короткое (и, соответственно, медленное) из бывших гостовских упражнений по оценке управляемости автомобиля: длина коридора, в котором надо перестроиться, составляет всего 12 метров. Есть также 16-, 20‑ и 24‑метровая «переставки», но в наиболее короткой шины максимально нагружены боковыми силами, поскольку маневр самый резкий, с большими углами поворота руля.

Упражнение «переставка» выполняем дважды – на мокром асфальте и на сухом. В обоих случаях испытатель делает по 15–20 повторов, последовательно увеличивая скорость. В итоге получаем максимальное значение, при котором автомобиль остается в пределах входного коридора, не сбивая вешки. Скорость автомобиля в выходном коридоре фиксирует беспристрастный VBOX.

Наибольшие сложности с удержанием автомобиля на мокрой дороге возникли на шинах Cordiant, GT Radial и Matador. Эксперты отметили задержки в реакциях, повышенные углы поворота баранки и низкую информативность, а также опасный глубокий занос во втором коридоре, требующий от водителя мгновенных парирующих действий рулем.

На сухом асфальте сложнее всего резко сменить полосу на шинах Cordiant – замечания те же, что и на мокром, но занос не столь глубокий, хотя и требующий незамедлительной корректировки.

Кто кого?

Прежде чем подводить итоги, напомним о корректировке системы подсчета итоговых баллов. В этом году мы подняли весомость оценки тормозных свойств до 500 баллов (увеличили до 260 баллов для мокрого асфальта и до 240 – для сухого), уменьшив весомость максимальной скорости на переставке. Суммарная оценка поведения автомобиля с учетом курсовой устойчивости, управляемости и скорости на переставке тянет на 330 баллов. Считаем, что теперь баланс между торможением и поведением при маневрировании более логичен.

Первое место со значительным отрывом от конкурентов занимает Pirelli P Zero – самые «драйверские» шины, способные дарить удовольствие от управления автомобилем в любых условиях и режимах. Если позволяет кошелек, а безупречный комфорт не является маниакальной идеей, это лучший выбор. Интересно, какой будет обновленная покрышка Pirelli P Zero, которая выходит на рынок этой весной?

Набрав одинаковое количество баллов и разделив третью и четвертую ступени расширенного пьедестала, скучковались шины Goodyear Eagle F1 Asymmetric 3 и Hankook Ventus S1 evo2, тоже попавшие в категорию отличных шин. Очень похожи одна на другую своими характеристиками, замечания к обеим незначительные. Чаша весов при выборе может качнуться в пользу более доступного Ханкука.

В категорию «очень хорошие шины» попали Toyo Proxes Sport (889 баллов и пятое место), Nordman SZ (882 балла) и Dunlop SP Sport FM800 (875 баллов). По всем показателям, вплоть до комфорта, они весьма близки. Но Toyo обеспечивает более высокую курсовую устойчивость и больше подойдет для дальних поездок, а грунтовка для всех шин допустима в минимальных дозах. По соотношению цены и качества Nordman соблазнительнее остальных.

Последние строчки занимают шины Matador Hectorra 3 (834 балла) и Cordiant Sport 3 (826 баллов). Они чуть дороже тех, что заняли более высокие позиции, и при этом уступают им в возможностях. В активе у Матадора – высокая топливная экономичность, удовлетворительные курсовая устойчивость и уровень комфорта, в пассиве – самые скромные тормозные свойства на мокрой дороге. Cordiant может похвастаться удовлетворительным сцеплением на мокром асфальте. Уверенное движение по грунтовке обеспечивают обе шины.

Результаты испытаний

12 место

11 место

10 место

Марка, модель

Летние шины 225/45 R17: сравниваем 12 комплектовCordiant Sport 3 (PS-2)
Cordiant Sport 3 (PS-2)

Летние шины 225/45 R17: сравниваем 12 комплектовMatador Hectorra 3 (MP 47)
Matador Hectorra 3 (MP 47)

Летние шины 225/45 R17: сравниваем 12 комплектовGT Radial SportActive
GT Radial SportActive

Страна изготовления

Россия

Франция

Китай

Индекс нагрузки и скорости

94V

91Y

91W

Глубина рисунка по ширине, мм

7,6–8,0

8,1–8,6

7,0–7,9

Твердость резины по Шору, ед.

76

73

69

Масса шины, кг

11,0

8,8

10,0

Средняя цена в интернет-магазинах на момент подготовки материала,

4700

5000

4500

Цена/качество*

5,69

6,00

5,31

Сумма начисленных баллов

826

834

847

Плюсы

удовлетворительное сцепление на мокром асфальте и на грунтовке

высокая топливная экономичность; удовлетворительные сцепление
на грунтовке и курсовая устойчивость
на асфальте; неплохая комфортность

высокая топливная экономичность при езде со скоростью 90 км/ч и 60 км/ч; четкое следование курсу

Минусы

худшие тормозные свойства на сухой дороге; самая низкая скорость выполнения переставки на сухой дороге; худшая экономичность; проблемная управляемость при экстремальном маневрировании; замечания в адрес курсовой устойчивости и комфортности

худшее сцепление на мокром асфальте, посредственное –
на сухом; самая низкая скорость
и проблемная управляемость при выполнении переставки
на мокром асфальте, сложная – на сухом

посредственные сцепные свойства на сухом асфальте; проблемная управляемость при экстремальном маневрировании
на мокрой дороге, сложная – на сухой; самые жесткие, шумные



8-9 место

8-9 место

7 место

Марка, модель

Летние шины 225/45 R17: сравниваем 12 комплектовTriangle Sportex TSH11
Triangle Sportex TSH11

Летние шины 225/45 R17: сравниваем 12 комплектовBelshina Artmotion HP (Bel-285)
Belshina Artmotion HP (Bel-285)

Летние шины 225/45 R17: сравниваем 12 комплектовDunlop SP Sport FM800
Dunlop SP Sport FM800

Страна изготовления

Китай

Белоруссия

Таиланд

Индекс нагрузки и скорости

94W

94W

94W

Глубина рисунка по ширине, мм

6,6–7,1

7,3–8,4

7,4–8,3

Твердость резины по Шору, ед.

66

74

74

Масса шины, кг

9,4

10,0

10,6

Средняя цена в интернет-магазинах на момент подготовки материала,

4000

4000

5400

Цена/качество*

4,62

4,62

6,17

Сумма начисленных баллов

865

865

875

Плюсы

высокая экономичность при скорости 60 км/ч; четкое следование курсу; стабильная управляемость при экстремальном маневрировании на сухой дороге

стабильная управля­емость при выполнении экстремального маневра на сухом асфальте

стабильная курсовая устойчивость и управляемость при экстремальном маневрировании на мокрой дороге

Минусы

невысокие тормозные свойства
на сухом асфальте; сложная управляемость при экстремальном маневрировании на мокрой дороге; замечания по поводу комфортности

серьезные замечания в адрес курсовой устойчивости; сложная управляемость при экстремальном маневрировании
на мокрой дороге

сложная управля­емость при выполнении экстремальных маневров на сухой дороге


6 место

5 место

3-4 место

Марка, модель

Летние шины 225/45 R17: сравниваем 12 комплектовNordman SZ
Nordman SZ

Летние шины 225/45 R17: сравниваем 12 комплектовToyo Proxes Sport
Toyo Proxes Sport

Летние шины 225/45 R17: сравниваем 12 комплектовHankook Ventus S1 evo2
Hankook Ventus S1 evo2

Страна изготовления

Россия

Япония

Венгрия

Индекс нагрузки и скорости

94W

94Y

94Y

Глубина рисунка по ширине, мм

7,2–8,4

6,5–7,4

7,4–8,1

Твердость резины по Шору, ед.

71

71

71

Масса шины, кг

10,1

10,0

10,2

Средняя цена в интернет-магазинах на момент подготовки материала,

4900

5900

5700

Цена/качество*

5,56

6,64

6,19

Сумма начисленных баллов

882

889

921

Плюсы

умеренный расход топлива; стабильная управляемость при экстремальном маневрировании
как на сухой, так и на мокрой
дороге

хорошая курсовая устойчивость
на высокой скорости; стабильная управляемость при экстремальном маневрировании как на сухой, так и на мокрой дороге

лучшая скорость на «сухой» переставке, высокая –
на «мокрой»; высокие сцепные свойства; четкое следование курсу; понятная управляемость при экстремальном маневрировании
на сухой дороге

Минусы

замечания по поводу плавности хода, незначительные замечания в адрес курсовой устойчивости и управляемости при экстремальном маневрировании

незначительные замечания в адрес управляемости при экстремальном маневрировании

незначительные замечания в адрес управляемости при экстремальном маневрировании на мокрой дороге; замечания по поводу шума

3-4 место

2 место

1 место

Марка, модель

Летние шины 225/45 R17: сравниваем 12 комплектовGoodyear Eagle F1 Asymmetric 3
Goodyear Eagle F1 Asymmetric 3

Летние шины 225/45 R17: сравниваем 12 комплектовNokian Hakka Blue 2
Nokian Hakka Blue 2

Летние шины 225/45 R17: сравниваем 12 комплектовPirelli P Zero
Pirelli P Zero

Страна изготовления

Германия

Финляндия

Италия

Индекс нагрузки и скорости

94Y

94V

94Y

Глубина рисунка по ширине, мм

8,0–8,8

7,7–8,1

7,6–8,3

Твердость резины по Шору, ед.

74

71

72

Масса шины, кг

9,0

9,8

9,4

Средняя цена в интернет-магазинах на момент подготовки материала,

6500

6200

8300

Цена/качество*

7,06

6,61

8,72

Сумма начисленных баллов

921

938

952

Плюсы

высокие сцепные свойства; высокая скорость выполнения переставки; хорошая курсовая устойчивость; понятная управляемость при экстремальном маневрировании на мокром асфальте; самые мягкие

лучшие тормозные свойства на мокрой дороге; высокая скорость на переставке; скромный расход топлива; четкое следование курсу; понятная управляемость при экстремальном маневрировании; низкий уровень шума

лучшие сцепные свойства; наивысшая скорость выполнения переставки
на мокром покрытии, высокая – на сухом; суперчеткое следование курсу; отличная управля­емость при выполнении экстремальных маневров

Минусы

незначительные замечания в адрес управляемости при экстремальном маневрировании на сухой дороге; шумные

незначительные замечания касательно плавности хода

нескромный расход топлива при скорости 90 км/ч; замечания по поводу комфортности

Полностью результаты испытаний приведены здесь: 12-1 место.

Выражаем признательность шинным компаниям-производителям, предоставившим на тест свою продукцию, а также сотрудникам полигона АВТОВАЗа и тольяттинским компаниям Шинторг и Премьера за техническую поддержку.

Вместе с авторами шины испытывали Антон АНАНЬЕВ, Владимир КОЛЕСОВ, Юрий КУРОЧКИН, Евгений ЛАРИН, Антон МИШИН, Андрей ОБРАЗУМОВ и Валерий ПАВЛОВ.

Тесты шин и необходимую информацию о сезонной смене резины вы найдете в подборке публикаций «За рулем» (по ссылке).


Подпишитесь на «За рулем» в