Большой тест летних шин 195/65 R15: бюджет на лето

Мы решили протестировать летние шины размерностью 195/65 R15, подходящие недорогим компактным автомобилям. Получился веер из дюжины комплектов разномастных моделей – от топовых до откровенно бюджетных, включая китайские.

Пятнадцатидюймовые шины для небольших автомобилей – самые массовые. Большинство машин класса В и даже С, продающихся в Европе на «шестнадцатых» и более крупных колесах, на нашем рынке обувают преимущественно в бюджетный «пятнадцатый» размер. И дело не только в более низких ценах такой обувки. На наших дорогах покрышки с более высоким профилем комфортнее и долговечнее. Более того, они оберегают расходные элементы подвески (шаровые опоры, сайлент-блоки, амортизаторы) от высоких ударных нагрузок, продлевая им жизнь.

Что и почем?

Самую высокую ценовую планку держат топовые, но уже не новые модели Continental ContiPremiumContact 5 (3600 рублей за штуку) чешского производства и Goodyear EfficientGrip Performance (3400 рублей), сделанный в Германии. Чуть дешевле можно купить шины Pirelli Cinturato P1 Verde (3150 рублей), выпускаемые в Турции, и совсем свежую модель Nokian Hakka Green 2 (3200 рублей) отечественного производства. Последняя, кстати, может похвастаться не только российским гражданством, но и увеличенным индексом нагрузки: 95.

Средний ценовой сегмент открывают более демократичные шины (2800 рублей) – настоящая японская Toyo Proxes CF2 и обновленная по смеси покрышка Hankook Kinergy Eco корейской разработки, но произведенная в Венгрии. Чуть дешевле обойдется свежая модель Nordman SX 2 (2700 рублей) российского производства и Kumho Ecowing ES01 (2600 рублей), сделанная в Китае.

Мы не смогли отказать нашим читателям в просьбе протестировать китайские изделия – их представляет шина Champiro FE1 фирмы GT Radial, которую можно купить за 2200 рублей. А замыкает тестовую дюжину белорусская Belshina Artmotion, она же Bel‑261. Ее средняя цена в интернет-магазинах составляет 2100 рублей за штуку.

Тестовой машиной назначили «чешку» по имени Skoda Octavia. Испытания проводили на полигоне АВТОВАЗа, близ Тольятти. Время проведения – жаркие август и сентябрь 2016 года. Воздух во время тестов прогревался до 22–37 градусов.

Некоторые компании подновляют шинам состав смеси зачастую не столько ради улучшения характеристик, сколько для снижения затрат на производство.

Шуршим по полигону

Начальное упражнение – оценка топливной экономичности. Предварительно для корректности замеров надо прогреть шины, а также агрегаты и узлы автомобиля. На каждом комплекте шин проезжаем десять километров по скоростному кольцу. Параллельно оцениваем курсовую устойчивость машины на высокой скорости (до 130 км/ч), плавность хода и внутренний шум.

Бледнее всех в этом испытании выглядели Belshina, Cordiant, GT Radial и Matador. Замечания разные: от широкого «нуля» (машина гуляет из стороны в сторону при неизменном положении баранки) и недостаточной информативности рулевого управления до задержек в реакциях машины, необходимости поворачивать руль на большие углы при корректировке курса и даже опасного подруливания задней оси, способного вызвать занос. За курсовую устойчивость эта четверка заработала лишь по шесть баллов.

Замеры экономичности проводим в безветренную погоду на горизонтальном двухкилометровом участке дороги, несколько раз повторяя заезды в обе стороны, чтобы нейтрализовать возможное влияние даже легкого ветерка.

Шины GT Radial и Matador дали фору всем остальным, в том числе тем, которые были самыми экономичными в наших предыдущих тестах. Отрыв от ближайших конкурентов – по 0,2 л/100 км при скоростях 60 и 90 км/ч. Самый нескромный расход Octavia показала на шинах Cordiant: отставание от лидеров составило 0,3 л/100 км при 60 км/ч и 0,5 л/100 км при 90 км/ч.

После замеров делаем четырехкилометровую петлю по служебным дорогам полигона, продолжая оценивать комфортность на различных неровностях – от швов и трещин на асфальте до серьезных выбоин. Каждый комплект шин катаем строго по одному и тому же маршруту и с одинаковой скоростью.

В плавности хода не было равных шинам Hankook – обутая в них Octavia мягче всего проходит дорожные неровности. Почти все остальные покрышки заработали семерки и шестерки, а шины GT Radial и здесь оказались самыми некомфортными – они передают на органы управления и сиденья вибрации от трещин и дорожных швов, вызывают дрожь на грубом асфальте, а также пропускают жесткие толчки от любых неровностей.

Затем сворачиваем с асфальта на грунтовку с уклоном 12%, где оцениваем уверенность троганья и движения в подъем. Повторяем проходы с разной степенью буксования, чтобы оценить падение сцепления в момент срыва колес в пробуксовку. Это упражнение – дополнительное, его результаты в общий зачет не включены. Проводим его по просьбе наших читателей – чтобы понять, как шины ведут себя на грунтовке.

Лучше остальных на грунтовом подъеме «гребут» Cordiant и Matador. А больше других буксуют, теряя тягу, GT Radial, Hankook, Kumho, Pirelli и Toyo. Такие дороги явно не их конек.

Такой маневр можно наблюдать и на дорогах общего пользования. Только вместо конусов – автомобили.

Стоп, машина!

На мокрой дороге лучше всех проявили себя шины Nokian: тормозной путь Октавии составил 26,2 метра. Не более чем на полметра дальше она укатывалась на шинах Continental, Goodyear и Pirelli. Самый длинный тормозной путь дала Belshina: 31 метр. Разница с лидером – больше корпуса автомобиля!

На следующий день тормозим на сухом асфальте. Вновь чистим покрытие перед замерами. На каждом комплекте шин тормозим по пять-шесть раз со скорости 103–105 км/ч, а замер тормозного пути производим при падении скорости с 100 до 5 км/ч (по такой схеме оценивает тормозные свойства автомобилей и шин весь автомобильный мир). И еще одно важное отличие «сухого» торможения от «мокрого»: остужать тормоза приходится дольше – нужно удлинять петлю охлаждения на несколько сотен метров.

Здесь вперед вырывается Pirelli с результатом 37,5 метра. Nokian уступает почти метр, Continental и Goodyear – 0,4 и 0,3 метра соответственно. Belshina вновь в аутсайдерах: с результатом 42,9 метра она проигрывает лидеру почти пять с половиной метров.

На сухом асфальте Octavia ведет себя послушнее всего на шинах Nokian. Чуть хуже ее результаты на шинах Continental.

Играем в шашки

Переставка, или смена полосы движения, – упражнение, имитирующее экстремальное маневрирование. Наиболее частая причина резкой смены полосы – неожиданно возникающее на дороге препятствие, которое приходится объезжать на скорости. Обычно сталкиваешься с этим в совершенно неожиданных местах, когда остается только один выход – резко перестроиться. В этом упражнении оценивается комплекс поперечных сцепных свойств и уводных характеристик шин, четкость реакций автомобиля на данных шинах.

Размеры тестового коридора продиктовала жизнь: на наших дорогах стандартная ширина полосы движения составляет три с половиной метра. Но в выходном створе мы зауживаем коридор конусами так, чтобы при каждой попытке автомобиль шел по одной и той же траектории. На соседнюю полосу необходимо перестроиться на пути длиной всего 12 метров (в прошлом это стандартное упражнение, которое определял советский ГОСТ).

Задача испытателя – подобрать максимально возможную скорость выполнения упражнения. Автомобиль не должен сбить ни одного конуса, которыми ограничены полосы движения. Скорость во входном коридоре в одной и той же точке измеряет беспристрастный VBOX. А водитель-испытатель во время экстремального маневрирования оценивает управляемость.

Обычно на каждом комплекте шин испытатель делает 15–20 подходов, достигая максимальной скорости и стараясь повторить предельный результат, дабы убедиться, что он не случаен.

На мокрой переставке Octavia была самой быстрой на шинах Goodyear (69 км/ч). «Группа поддержки» – Pirelli и Continental, на которых скорость выполнения маневра упала лишь на 0,5 км/ч. Самая неторопливая – Belshina (61 км/ч), а компанию ей составила покрышка GT Radial (61,5 км/ч).

На сухом асфальте победили шины Nokian – 69,7 км/ч. На самую малость отстал Continental – 69,1 км/ч. А на противоположном конце – вновь Belshina с результатом 65,9 км/ч.

После проверки «экстремальной» управляемости на сухой дороге расклад немного изменился. Восьмерок удостоились те же шины, что и на мокрой дороге, – Nokian, Nordman, Pirelli и Toyo. И примкнувший к ним Hankook. Примечательно, что поведение покрышек GT Radial на сухой дороге эксперты оценили значительно выше (семь баллов), чем на мокрой. Слабохарактерными в таких условиях оказались Belshina и Matador, которые заработали лишь по шесть баллов: задержки в реакциях, большие углы поворота руля, избыточная поворачиваемость (склонность к заносу) во втором коридоре.

Правим балл

В этом сезоне мы слегка модернизировали систему подсчета итоговых баллов.

Ранее минимальный тормозной путь «весил» 180 и 160 баллов для мокрого и сухого покрытий соответственно, а максимум для скорости на переставке составлял 160 и 140 баллов. Теперь же «развесовка» такова: максимум для оценки тормозных свойств составляет 260 и 240 баллов (для мокрого и сухого покрытий), а для предельной скорости на переставке – 80 и 60 баллов. В итоге соотношение тормозных свойств и управляемости получилось более сбалансированным и логичным с точки зрения безопасности. Суммарный «вес» тормозного пути на мокром асфальте и на сухом теперь составляет 500 баллов, а «вес» поведения автомобиля при маневрировании – 330 баллов: это сумма «весов» скорости на переставке (80 + 60 = 140 баллов), оценки управляемости (80 + 60 = 140 баллов) и оценки курсовой устойчивости (50 баллов).

В связи с такими изменениями в системе итогового подсчета мы решили чуть снизить рубеж для звания «хорошие шины» – теперь это 840 баллов.

Что в рейтинге тебе моем?

Первое и второе места поделили шины Nokian Hakka Green 2 и Pirelli Cinturato P1 Verde, набравшие по 932 балла. Эти шины практически лишены недостатков.

В категорию отличников (900 баллов и более) пробились еще две шины – Hankook Kinergy Eco (910 баллов) и Nordman SX 2 (904 балла). Первая заслуживает эпитета «самая мягкая шина теста», а вторая поспорит с лидерами по управляемости во время экстремальных маневров. Скромная цена при отличном итоговом результате – выгодные покупки!

На седьмом и восьмом местах расположились очень хорошие шины Toyo Proxes CF2 и Kumho Ecowing ES01, набравшие 892 и 882 балла соответственно. Основной их недостаток – невысокий уровень комфорта. Если этот показатель не принципиально важен, то… почему бы и нет?

Девятое и десятое места делят Cordiant Sport 3 и Matador Elite 3, хорошисты нашего теста. У них много общего: обе шины – третьего поколения, российского производства и обе набрали по 859 баллов. И недостатки схожие: скромные сцепные свойства и сложная управляемость при экстремальных маневрах. Но если без фанатизма, то вполне можно ездить. Причем Matador более соблазнителен, поскольку дешевле и способствует экономии топлива.

Еще один хорошист, набравший 848 итоговых баллов, – шина GT Radial Champiro FE1. Шумная и жесткая, не любит экстремальных маневров на мокрой дороге, но экономит топливо в любых режимах не хуже Матадора. Да и продается недорого.

Нашу табель о рангах завершает – как в ценовом, так и в техническом смысле – откровенно бюджетная Belshina Artmotion (811 баллов). Впрочем, одновременно она оказалась лучшей по соотношению цены и качества. Иными словами, не настолько эта шина хуже конкурентов, насколько дешевле.

ЛИМИТЫ НАГРУЗКИ И СКОРОСТИ

Для легковых шин размерностью 195/65 R15 производители считают стандартным индекс нагрузки 91 (615 кг на колесо). Некоторые выпускают шины увеличенной грузоподъемности – с индексом 95 (690 кг); для привлечения внимания в их маркировку добавляют буквы XL, что означает «повышенная грузоподъемность» (extra load).

С индексами скорости всё тоже ­непросто. Если лет пять-десять назад ­шины такой размерности поголовно имели индекс Н (до 210 км/ч), то сейчас они становятся более быстрыми, о чем свидетельствует частое появление индекса V (до 240/км/ч).

Напомним, что конструктивное различие шин с неодинаковыми скоростными индексами кроется в разной прочности на разрыв под действием предельных для каждого скоростного лимита центробежных сил. А покрышки с разными нагрузочными индексами различаются способностью нести разные нагрузки.

В нашей компании одиннадцать участников из двенадцати имеют «стандартный» индекс нагрузки – 91. Увеличенной грузоподъемностью щеголяет только Nokian Hakka Green 2 – если какому-либо автомобилю потребуются шины с индексом нагрузки 95, соперники Хакки останутся с носом. Скоростные показатели распределились следующим образом: семь покрышек имеют «старый» для данного размера скоростной лимит H (210 км/ч), а пять – более современный V (240 км/ч). Для наших скоростных ограничений и для технических возможностей многих недорогих автомобилей даже индекса Н хватает с запасом.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ

12 место

11 место

9-10 место

Марка, модель

Большой тест летних шин 195/65 R15: бюджет на летоBelshina Artmotion (Bel-261)
Belshina Artmotion (Bel-261)

Большой тест летних шин 195/65 R15: бюджет на летоGT Radial Champiro FE1
GT Radial Champiro FE1

Большой тест летних шин 195/65 R15: бюджет на летоMatador Elite 3 (MP 44)
Matador Elite 3 (MP 44)

Страна изготовления

Белоруссия

Китай

Россия

Индекс нагрузки и скорости

91H

91H

91H

Глубина рисунка по ширине, мм

7,9–8,0

6,9–7,5

8,0–8,5

Твердость резины по Шору, ед.

74

69

71

Масса шины, кг

9,0

8,8

7,8

Средняя цена в интернет-магазинах на момент подготовки материала, руб.

2100

2200

2300

Цена/качество*

2,59

2,59

2,68

Сумма начисленных баллов

811

848

859

Плюсы

умеренный расход топлива на скорости 90 км/ч; невысокая цена

высокая топливная экономичность; стабильная управляемость при экстремальном маневрировании на сухом асфальте

высокая топливная экономичность; стабильная управляемость при экстремальном маневрировании на мокром асфальте

Минусы

худшие сцепные свойства; сложная управляемость при экстремальном маневрировании; замечания по поводу курсовой устойчивости и комфортности

низкие сцепные свойства и проблемная управляемость при экстремальном маневрировании на мокром асфальте; замечания по поводу курсовой устойчивости; самые жесткие и шумные

посредственные тормозные свойства; сложная управляемость при экстремальном маневрировании на сухой дороге; замечания по поводу курсовой устойчивости

*Получается делением розничной цены на сумму баллов. Чем ниже оценка, тем лучше.

9-10 место

8 место

7 место

Марка, модель

Большой тест летних шин 195/65 R15: бюджет на летоCordiant Sport 3
Cordiant Sport 3

Большой тест летних шин 195/65 R15: бюджет на летоKumho Ecowing ES01 KH27
Kumho Ecowing ES01 KH27

Большой тест летних шин 195/65 R15: бюджет на летоToyo Proxes CF2
Toyo Proxes CF2

Страна изготовления

Россия

Китай

Япония

Индекс нагрузки и скорости

91V

91V

91H

Глубина рисунка по ширине, мм

7,3–7,8

6,6–7,1

7,0–8,4

Твердость резины по Шору, ед.

76

69

71

Масса шины, кг

8,9

8,7

8,7

Средняя цена в интернет-магазинах на момент подготовки материала, руб.

2500

2600

2800

Цена/качество*

2,91

2,95

3,14

Сумма начисленных баллов

859

882

892

Плюсы

стабильная управля­емость при экстремальном маневрировании на сухом асфальте

неплохие тормозные свойства на мокром асфальте

понятная управля­емость при экстремальном маневрировании как на сухом, так и на мокром асфальте

Минусы

худшая экономичность; сложная управляемость при экстремальном маневрировании на мокром асфальте; замечания по поводу курсовой устойчивости и плавности хода

замечания по поводу плавности хода и шумности

невысокая скорость выполнения переставки на сухой дроге; замечания по поводу комфортности

6 место

5 место

3-4 место

Марка, модель

Большой тест летних шин 195/65 R15: бюджет на летоNordman SX 2
Nordman SX 2

Большой тест летних шин 195/65 R15: бюджет на летоHankook Kinergy Eco
Hankook Kinergy Eco

Большой тест летних шин 195/65 R15: бюджет на летоGoodyear EfficientGrip Performance
Goodyear EfficientGrip Performance

Страна изготовления

Россия

Венгрия

Германия

Индекс нагрузки и скорости

91H

91V

91V

Глубина рисунка по ширине, мм

7,8–8,1

7,7–8,0

7,6–8,1

Твердость резины по Шору, ед.

74

72

73

Масса шины, кг

7,9

8,4

7,4

Средняя цена в интернет-магазинах на момент подготовки материала, руб.

2700

2800

3400

Цена/качество*

2,99

3,08

3,73

Сумма начисленных баллов

904

910

912

Плюсы

понятная управляемость при экстремальном маневрировании как на сухом, так и на мокром асфальте

высокая скорость и понятная управляемость при экстремальном маневрировании на сухом асфальте; лучшая плавность хода

наивысшая скорость выполнения переставки на мокром асфальте, высокая – на сухом; высокие сцепные свойства на сухой дороге

Минусы

повышенный расход топлива на скорости 90 км/ч; незначительные замечания по поводу курсовой устойчивости, плавности хода и шумности

незначительные замечания в адрес курсовой устойчивости, управляемости при экстремальном маневрировании на мокром асфальте и шумности

не способствуют экономии топлива на высокой скорости; незначительные замечания по поводу курсовой устойчивости, управляемости при экстремальном маневрировании и комфортности

3-4 место

1-2 место

1-2 место

Марка, модель

Большой тест летних шин 195/65 R15: бюджет на летоContinental ContiPremium­Contact 5
Continental ContiPremium­Contact 5

Большой тест летних шин 195/65 R15: бюджет на летоPirelli Cinturato P1 Verde
Pirelli Cinturato P1 Verde

Большой тест летних шин 195/65 R15: бюджет на летоNokian Hakka Green 2
Nokian Hakka Green 2

Страна изготовления

Чехия

Турция

Россия

Индекс нагрузки и скорости

91H

91V

95H

Глубина рисунка по ширине, мм

7,5–8,1

7,5–8,0

7,8–8,3

Твердость резины по Шору, ед.

73

72

73

Масса шины, кг

7,8

8,1

7,7

Средняя цена в интернет-магазинах на момент подготовки материала, руб.

3600

3150

3200

Цена/качество*

3,95

3,38

3,43

Сумма начисленных баллов

912

932

932

Плюсы

высокие тормозные свойства на сухой дороге; высокая скорость выполнения переставки как на сухом, так и на мокром асфальте

лучшие сцепные свойства на сухом асфальте, высокие – на мокром; высокие сцепные свойства и понятная управляемость при экстремальном маневрировании; хорошая курсовая устойчивость

лучшие тормозные свойства на мокром асфальте; лучшая скорость выполнения «сухой» переставки; четкое следование курсу; понятная управляемость ­
при экстремальном маневрировании

Минусы

незначительные замечания по поводу курсовой устойчивости, управляемости при экстремальном маневри­ровании и комфортности

замечания по поводу шумности; незначительные замечания касательно плавности хода

незначительные замечания по поводу комфортности


*Получается делением розничной цены на сумму баллов. Чем ниже оценка, тем лучше.

Полностью результаты испытаний приведены здесь: 12-1 место.



Авторы: Сергей Мишин и Дмитрий Тестов

Вместе с авторами в испытаниях шин принимали участие Антон АНАНЬЕВ, Владимир КОЛЕСОВ, Юрий КУРОЧКИН, Евгений ЛАРИН, Антон МИШИН, Андрей ОБРАЗУМОВ и Валерий ПАВЛОВ.

Выражаем признательность шинным компаниям-производителям, предоставившим на тест свою продукцию, а также сотрудникам полигона АВТОВАЗа и тольяттинской компании Шинторг за техническую поддержку.

Шинные тесты и другую полезную информацию о сезонной смене резины вы найдете в подборке публикаций «За рулем», которую мы назвали «Весне дорогу: когда и во что переобуваться?»


Подпишитесь на «За рулем» в