Большой тест летних шин 195/65 R15: бюджет на лето
Пятнадцатидюймовые шины для небольших автомобилей – самые массовые. Большинство машин класса В и даже С, продающихся в Европе на «шестнадцатых» и более крупных колесах, на нашем рынке обувают преимущественно в бюджетный «пятнадцатый» размер. И дело не только в более низких ценах такой обувки. На наших дорогах покрышки с более высоким профилем комфортнее и долговечнее. Более того, они оберегают расходные элементы подвески (шаровые опоры, сайлент-блоки, амортизаторы) от высоких ударных нагрузок, продлевая им жизнь.
Что и почем?
Самую высокую ценовую планку держат топовые, но уже не новые модели Continental ContiPremiumContact 5 (3600 рублей за штуку) чешского производства и Goodyear EfficientGrip Performance (3400 рублей), сделанный в Германии. Чуть дешевле можно купить шины Pirelli Cinturato P1 Verde (3150 рублей), выпускаемые в Турции, и совсем свежую модель Nokian Hakka Green 2 (3200 рублей) отечественного производства. Последняя, кстати, может похвастаться не только российским гражданством, но и увеличенным индексом нагрузки: 95.
Средний ценовой сегмент открывают более демократичные шины (2800 рублей) – настоящая японская Toyo Proxes CF2 и обновленная по смеси покрышка Hankook Kinergy Eco корейской разработки, но произведенная в Венгрии. Чуть дешевле обойдется свежая модель Nordman SX 2 (2700 рублей) российского производства и Kumho Ecowing ES01 (2600 рублей), сделанная в Китае.
Мы не смогли отказать нашим читателям в просьбе протестировать китайские изделия – их представляет шина Champiro FE1 фирмы GT Radial, которую можно купить за 2200 рублей. А замыкает тестовую дюжину белорусская Belshina Artmotion, она же Bel‑261. Ее средняя цена в интернет-магазинах составляет 2100 рублей за штуку.
Тестовой машиной назначили «чешку» по имени Skoda Octavia. Испытания проводили на полигоне АВТОВАЗа, близ Тольятти. Время проведения – жаркие август и сентябрь 2016 года. Воздух во время тестов прогревался до 22–37 градусов.
Шуршим по полигону
Начальное упражнение – оценка топливной экономичности. Предварительно для корректности замеров надо прогреть шины, а также агрегаты и узлы автомобиля. На каждом комплекте шин проезжаем десять километров по скоростному кольцу. Параллельно оцениваем курсовую устойчивость машины на высокой скорости (до 130 км/ч), плавность хода и внутренний шум.
Бледнее всех в этом испытании выглядели Belshina, Cordiant, GT Radial и Matador. Замечания разные: от широкого «нуля» (машина гуляет из стороны в сторону при неизменном положении баранки) и недостаточной информативности рулевого управления до задержек в реакциях машины, необходимости поворачивать руль на большие углы при корректировке курса и даже опасного подруливания задней оси, способного вызвать занос. За курсовую устойчивость эта четверка заработала лишь по шесть баллов.
Замеры экономичности проводим в безветренную погоду на горизонтальном двухкилометровом участке дороги, несколько раз повторяя заезды в обе стороны, чтобы нейтрализовать возможное влияние даже легкого ветерка.
Шины GT Radial и Matador дали фору всем остальным, в том числе тем, которые были самыми экономичными в наших предыдущих тестах. Отрыв от ближайших конкурентов – по 0,2 л/100 км при скоростях 60 и 90 км/ч. Самый нескромный расход Octavia показала на шинах Cordiant: отставание от лидеров составило 0,3 л/100 км при 60 км/ч и 0,5 л/100 км при 90 км/ч.
После замеров делаем четырехкилометровую петлю по служебным дорогам полигона, продолжая оценивать комфортность на различных неровностях – от швов и трещин на асфальте до серьезных выбоин. Каждый комплект шин катаем строго по одному и тому же маршруту и с одинаковой скоростью.
В плавности хода не было равных шинам Hankook – обутая в них Octavia мягче всего проходит дорожные неровности. Почти все остальные покрышки заработали семерки и шестерки, а шины GT Radial и здесь оказались самыми некомфортными – они передают на органы управления и сиденья вибрации от трещин и дорожных швов, вызывают дрожь на грубом асфальте, а также пропускают жесткие толчки от любых неровностей.
Затем сворачиваем с асфальта на грунтовку с уклоном 12%, где оцениваем уверенность троганья и движения в подъем. Повторяем проходы с разной степенью буксования, чтобы оценить падение сцепления в момент срыва колес в пробуксовку. Это упражнение – дополнительное, его результаты в общий зачет не включены. Проводим его по просьбе наших читателей – чтобы понять, как шины ведут себя на грунтовке.
Лучше остальных на грунтовом подъеме «гребут» Cordiant и Matador. А больше других буксуют, теряя тягу, GT Radial, Hankook, Kumho, Pirelli и Toyo. Такие дороги явно не их конек.
Стоп, машина!
На мокрой дороге лучше всех проявили себя шины Nokian: тормозной путь Октавии составил 26,2 метра. Не более чем на полметра дальше она укатывалась на шинах Continental, Goodyear и Pirelli. Самый длинный тормозной путь дала Belshina: 31 метр. Разница с лидером – больше корпуса автомобиля!
На следующий день тормозим на сухом асфальте. Вновь чистим покрытие перед замерами. На каждом комплекте шин тормозим по пять-шесть раз со скорости 103–105 км/ч, а замер тормозного пути производим при падении скорости с 100 до 5 км/ч (по такой схеме оценивает тормозные свойства автомобилей и шин весь автомобильный мир). И еще одно важное отличие «сухого» торможения от «мокрого»: остужать тормоза приходится дольше – нужно удлинять петлю охлаждения на несколько сотен метров.
Здесь вперед вырывается Pirelli с результатом 37,5 метра. Nokian уступает почти метр, Continental и Goodyear – 0,4 и 0,3 метра соответственно. Belshina вновь в аутсайдерах: с результатом 42,9 метра она проигрывает лидеру почти пять с половиной метров.
Играем в шашки
Переставка, или смена полосы движения, – упражнение, имитирующее экстремальное маневрирование. Наиболее частая причина резкой смены полосы – неожиданно возникающее на дороге препятствие, которое приходится объезжать на скорости. Обычно сталкиваешься с этим в совершенно неожиданных местах, когда остается только один выход – резко перестроиться. В этом упражнении оценивается комплекс поперечных сцепных свойств и уводных характеристик шин, четкость реакций автомобиля на данных шинах.
Размеры тестового коридора продиктовала жизнь: на наших дорогах стандартная ширина полосы движения составляет три с половиной метра. Но в выходном створе мы зауживаем коридор конусами так, чтобы при каждой попытке автомобиль шел по одной и той же траектории. На соседнюю полосу необходимо перестроиться на пути длиной всего 12 метров (в прошлом это стандартное упражнение, которое определял советский ГОСТ).
Задача испытателя – подобрать максимально возможную скорость выполнения упражнения. Автомобиль не должен сбить ни одного конуса, которыми ограничены полосы движения. Скорость во входном коридоре в одной и той же точке измеряет беспристрастный VBOX. А водитель-испытатель во время экстремального маневрирования оценивает управляемость.
Обычно на каждом комплекте шин испытатель делает 15–20 подходов, достигая максимальной скорости и стараясь повторить предельный результат, дабы убедиться, что он не случаен.
На мокрой переставке Octavia была самой быстрой на шинах Goodyear (69 км/ч). «Группа поддержки» – Pirelli и Continental, на которых скорость выполнения маневра упала лишь на 0,5 км/ч. Самая неторопливая – Belshina (61 км/ч), а компанию ей составила покрышка GT Radial (61,5 км/ч).
На сухом асфальте победили шины Nokian – 69,7 км/ч. На самую малость отстал Continental – 69,1 км/ч. А на противоположном конце – вновь Belshina с результатом 65,9 км/ч.
После проверки «экстремальной» управляемости на сухой дороге расклад немного изменился. Восьмерок удостоились те же шины, что и на мокрой дороге, – Nokian, Nordman, Pirelli и Toyo. И примкнувший к ним Hankook. Примечательно, что поведение покрышек GT Radial на сухой дороге эксперты оценили значительно выше (семь баллов), чем на мокрой. Слабохарактерными в таких условиях оказались Belshina и Matador, которые заработали лишь по шесть баллов: задержки в реакциях, большие углы поворота руля, избыточная поворачиваемость (склонность к заносу) во втором коридоре.
Правим балл
В этом сезоне мы слегка модернизировали систему подсчета итоговых баллов.
Ранее минимальный тормозной путь «весил» 180 и 160 баллов для мокрого и сухого покрытий соответственно, а максимум для скорости на переставке составлял 160 и 140 баллов. Теперь же «развесовка» такова: максимум для оценки тормозных свойств составляет 260 и 240 баллов (для мокрого и сухого покрытий), а для предельной скорости на переставке – 80 и 60 баллов. В итоге соотношение тормозных свойств и управляемости получилось более сбалансированным и логичным с точки зрения безопасности. Суммарный «вес» тормозного пути на мокром асфальте и на сухом теперь составляет 500 баллов, а «вес» поведения автомобиля при маневрировании – 330 баллов: это сумма «весов» скорости на переставке (80 + 60 = 140 баллов), оценки управляемости (80 + 60 = 140 баллов) и оценки курсовой устойчивости (50 баллов).
В связи с такими изменениями в системе итогового подсчета мы решили чуть снизить рубеж для звания «хорошие шины» – теперь это 840 баллов.
Что в рейтинге тебе моем?
Первое и второе места поделили шины Nokian Hakka Green 2 и Pirelli Cinturato P1 Verde, набравшие по 932 балла. Эти шины практически лишены недостатков.
В категорию отличников (900 баллов и более) пробились еще две шины – Hankook Kinergy Eco (910 баллов) и Nordman SX 2 (904 балла). Первая заслуживает эпитета «самая мягкая шина теста», а вторая поспорит с лидерами по управляемости во время экстремальных маневров. Скромная цена при отличном итоговом результате – выгодные покупки!
На седьмом и восьмом местах расположились очень хорошие шины Toyo Proxes CF2 и Kumho Ecowing ES01, набравшие 892 и 882 балла соответственно. Основной их недостаток – невысокий уровень комфорта. Если этот показатель не принципиально важен, то… почему бы и нет?
Девятое и десятое места делят Cordiant Sport 3 и Matador Elite 3, хорошисты нашего теста. У них много общего: обе шины – третьего поколения, российского производства и обе набрали по 859 баллов. И недостатки схожие: скромные сцепные свойства и сложная управляемость при экстремальных маневрах. Но если без фанатизма, то вполне можно ездить. Причем Matador более соблазнителен, поскольку дешевле и способствует экономии топлива.
Еще один хорошист, набравший 848 итоговых баллов, – шина GT Radial Champiro FE1. Шумная и жесткая, не любит экстремальных маневров на мокрой дороге, но экономит топливо в любых режимах не хуже Матадора. Да и продается недорого.
Нашу табель о рангах завершает – как в ценовом, так и в техническом смысле – откровенно бюджетная Belshina Artmotion (811 баллов). Впрочем, одновременно она оказалась лучшей по соотношению цены и качества. Иными словами, не настолько эта шина хуже конкурентов, насколько дешевле.
ЛИМИТЫ НАГРУЗКИ И СКОРОСТИДля легковых шин размерностью 195/65 R15 производители считают стандартным индекс нагрузки 91 (615 кг на колесо). Некоторые выпускают шины увеличенной грузоподъемности – с индексом 95 (690 кг); для привлечения внимания в их маркировку добавляют буквы XL, что означает «повышенная грузоподъемность» (extra load).
Материалы по теме
8 шинных новинок к сезону весна-лето/2016
Напомним, что конструктивное различие шин с неодинаковыми скоростными индексами кроется в разной прочности на разрыв под действием предельных для каждого скоростного лимита центробежных сил. А покрышки с разными нагрузочными индексами различаются способностью нести разные нагрузки. В нашей компании одиннадцать участников из двенадцати имеют «стандартный» индекс нагрузки – 91. Увеличенной грузоподъемностью щеголяет только Nokian Hakka Green 2 – если какому-либо автомобилю потребуются шины с индексом нагрузки 95, соперники Хакки останутся с носом. Скоростные показатели распределились следующим образом: семь покрышек имеют «старый» для данного размера скоростной лимит H (210 км/ч), а пять – более современный V (240 км/ч). Для наших скоростных ограничений и для технических возможностей многих недорогих автомобилей даже индекса Н хватает с запасом. |
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ
| 12 место | 11 место | 9-10 место |
Марка, модель | Belshina Artmotion (Bel-261) | GT Radial Champiro FE1 | Matador Elite 3 (MP 44) |
Страна изготовления | Белоруссия | Китай | Россия |
Индекс нагрузки и скорости | 91H | 91H | 91H |
Глубина рисунка по ширине, мм | 7,9–8,0 | 6,9–7,5 | 8,0–8,5 |
Твердость резины по Шору, ед. | 74 | 69 | 71 |
Масса шины, кг | 9,0 | 8,8 | 7,8 |
Средняя цена в интернет-магазинах на момент подготовки материала, руб. | 2100 | 2200 | 2300 |
Цена/качество* | 2,59 | 2,59 | 2,68 |
Сумма начисленных баллов | 811 | 848 | 859 |
Плюсы | умеренный расход топлива на скорости 90 км/ч; невысокая цена | высокая топливная экономичность; стабильная управляемость при экстремальном маневрировании на сухом асфальте | высокая топливная экономичность; стабильная управляемость при экстремальном маневрировании на мокром асфальте |
Минусы | худшие сцепные свойства; сложная управляемость при экстремальном маневрировании; замечания по поводу курсовой устойчивости и комфортности | низкие сцепные свойства и проблемная управляемость при экстремальном маневрировании на мокром асфальте; замечания по поводу курсовой устойчивости; самые жесткие и шумные | посредственные тормозные свойства; сложная управляемость при экстремальном маневрировании на сухой дороге; замечания по поводу курсовой устойчивости |
*Получается делением розничной цены на сумму баллов. Чем ниже оценка, тем лучше.
| 9-10 место | 8 место | 7 место |
Марка, модель | Cordiant
Sport 3 | Kumho Ecowing ES01 KH27 | Toyo Proxes CF2 |
Страна изготовления | Россия | Китай | Япония |
Индекс нагрузки и скорости | 91V | 91V | 91H |
Глубина рисунка по ширине, мм | 7,3–7,8 | 6,6–7,1 | 7,0–8,4 |
Твердость резины по Шору, ед. | 76 | 69 | 71 |
Масса шины, кг | 8,9 | 8,7 | 8,7 |
Средняя цена в интернет-магазинах на момент подготовки материала, руб. | 2500 | 2600 | 2800 |
Цена/качество* | 2,91 | 2,95 | 3,14 |
Сумма начисленных баллов | 859 | 882 | 892 |
Плюсы | стабильная управляемость при экстремальном маневрировании на сухом асфальте | неплохие тормозные свойства на мокром асфальте | понятная управляемость при экстремальном маневрировании как на сухом, так и на мокром асфальте |
Минусы | худшая экономичность; сложная управляемость при экстремальном маневрировании на мокром асфальте; замечания по поводу курсовой устойчивости и плавности хода | замечания по поводу плавности хода и шумности | невысокая скорость выполнения переставки на сухой дроге; замечания по поводу комфортности |
| 6 место | 5 место | 3-4 место |
Марка, модель | Nordman
SX 2 | Hankook
Kinergy Eco | Goodyear EfficientGrip Performance |
Страна изготовления | Россия | Венгрия | Германия |
Индекс нагрузки и скорости | 91H | 91V | 91V |
Глубина рисунка по ширине, мм | 7,8–8,1 | 7,7–8,0 | 7,6–8,1 |
Твердость резины по Шору, ед. | 74 | 72 | 73 |
Масса шины, кг | 7,9 | 8,4 | 7,4 |
Средняя цена в интернет-магазинах на момент подготовки материала, руб. | 2700 | 2800 | 3400 |
Цена/качество* | 2,99 | 3,08 | 3,73 |
Сумма начисленных баллов | 904 | 910 | 912 |
Плюсы | понятная управляемость при экстремальном маневрировании как на сухом, так и на мокром асфальте | высокая скорость и понятная управляемость при экстремальном маневрировании на сухом асфальте; лучшая плавность хода | наивысшая скорость выполнения переставки на мокром асфальте, высокая – на сухом; высокие сцепные свойства на сухой дороге |
Минусы | повышенный расход топлива на скорости 90 км/ч; незначительные замечания по поводу курсовой устойчивости, плавности хода и шумности | незначительные замечания в адрес курсовой устойчивости, управляемости при экстремальном маневрировании на мокром асфальте и шумности | не способствуют экономии топлива на высокой скорости; незначительные замечания по поводу курсовой устойчивости, управляемости при экстремальном маневрировании и комфортности |
| 3-4 место | 1-2 место | 1-2 место |
Марка, модель | Continental ContiPremiumContact 5 | Pirelli
Cinturato P1 Verde | Nokian Hakka Green 2 |
Страна изготовления | Чехия | Турция | Россия |
Индекс нагрузки и скорости | 91H | 91V | 95H |
Глубина рисунка по ширине, мм | 7,5–8,1 | 7,5–8,0 | 7,8–8,3 |
Твердость резины по Шору, ед. | 73 | 72 | 73 |
Масса шины, кг | 7,8 | 8,1 | 7,7 |
Средняя цена в интернет-магазинах на момент подготовки материала, руб. | 3600 | 3150 | 3200 |
Цена/качество* | 3,95 | 3,38 | 3,43 |
Сумма начисленных баллов | 912 | 932 | 932 |
Плюсы | высокие тормозные свойства на сухой дороге; высокая скорость выполнения переставки как на сухом, так и на мокром асфальте | лучшие сцепные свойства на сухом асфальте, высокие – на мокром; высокие сцепные свойства и понятная управляемость при экстремальном маневрировании; хорошая курсовая устойчивость | лучшие тормозные свойства на мокром асфальте; лучшая скорость выполнения «сухой» переставки; четкое следование курсу; понятная управляемость |
Минусы | незначительные замечания по поводу курсовой устойчивости, управляемости при экстремальном маневрировании и комфортности | замечания по поводу шумности; незначительные замечания касательно плавности хода | незначительные замечания по поводу комфортности |
*Получается делением розничной цены на сумму баллов. Чем ниже оценка, тем лучше.
Полностью результаты испытаний приведены здесь: 12-1 место.
Авторы: Сергей Мишин и Дмитрий Тестов
Вместе с авторами в испытаниях шин принимали участие Антон АНАНЬЕВ, Владимир КОЛЕСОВ, Юрий КУРОЧКИН, Евгений ЛАРИН, Антон МИШИН, Андрей ОБРАЗУМОВ и Валерий ПАВЛОВ.
Выражаем признательность шинным компаниям-производителям, предоставившим на тест свою продукцию, а также сотрудникам полигона АВТОВАЗа и тольяттинской компании Шинторг за техническую поддержку.
Шинные тесты и другую полезную информацию о сезонной смене резины вы найдете в подборке публикаций «За рулем», которую мы назвали «Весне дорогу: когда и во что переобуваться?»