Как испытывают шины в Японии: в условиях секретности

В технологическом центре Bridgestone в Японии рождаются самые перспективные новинки, многим из которых суждено увидеть свет лишь через несколько лет. А на испытательном полигоне тестируют шины, которые пойдут в серийное производство. Как это происходит? Приоткрываем завесу тайны.

Наш гид повторял как заклинание: «Если захотите что-нибудь сфотографировать, сначала спросите разрешения!» – чем вызывал недовольство журналистов. Ограничения, призванные предотвратить утечку корпоративных секретов компании Bridgestone, установлены с запасом, а трепетное отношение японцев к различным правилам и инструкциям оставляло минимум пространства для маневра.

Японцев можно понять: именно здесь, в токийском техноцентре, рождаются самые перспективные новинки, многим из которых суждено увидеть свет лишь через несколько лет. Все шины Bridgestone проходят здесь львиную часть цикла разработки: изучение спроса и создание концепции новой шины, подбор материалов, двухмерное и трехмерное моделирование и стендовые испытания опытных образцов.

В дальнейшем шина тестируется на полигоне и после окончательной доводки запускается в массовое производство. Поскольку Bridgestone работает по всему миру, для многих рынков шины специально адаптируются под местные условия эксплуатации. В частности, как утверждают японские инженеры, шины для России и СНГ отличаются большей выносливостью – учтены наши посредственные дороги. Российский рынок для «Бриджстоуна» один из приоритетных, причем японцы делают ставку на несколько модельных линеек: из летних шин это экономичная модель Ecopia, комфортная Turanza, спортивная Potenza и вседорожная модель Dueler, из зимних – «липучки» Blizzak VRX и «шиповки» Blizzak Spike.

С помощью «тарированной» ямы проверяют стойкость шин к возможным повреждениям, причем чем меньше скорость, тем сильнее удар, который принимает колесо.

Своего производства в России, в отличие от некоторых конкурентов, у «Бриджстоуна» пока нет, однако продажи некоторых новых моделей стартуют именно у нас: в частности, зимнюю фрикционную покрышку для кроссоверов Blizzak DM-V2 впервые представили на Московском международном автосалоне.

Помимо технологического центра нам под завесой особой секретности показали испытательный полигон в префектуре Тотиги. Сооружение по островным меркам огромное: на 76 гектарах разбросано множество дорог различных типов. На них порой в три смены крутится около 200 единиц тестового транспорта – от мотоциклов до автобусов.

Катавшие нас по полигону испытатели старались не ударить в грязь лицом: пару раз становилось страшновато. Например, на скоростном кольце, когда в профилированном повороте на скорости примерно 200 км/ч из-за леса внезапно появляется солнце, слепя и лишая возможности видеть дорогу. Или на извилистой мокрой трассе: местные-то знают, когда входят в поворот полным ходом, что луж тут нет и машина не всплывет, – но я инстинктивно «распирался» на непривычном пассажирском месте, вдавливая ноги в пол, а спину в спинку сиденья.

Крутые профилированные повороты с уклоном до 50 градусов позволяют на достаточно компактном четырехкилометровом кольце развивать скорость до 250 км/ч.

Во многом здешний комплекс напоминает наш Дмитровский автополигон, только дороги здесь «уложены» покомпактнее.

В Тотиги проводят в основном летние испытания шин. Для зимних есть полигон на самом северном и довольно морозном и снежном острове Хоккайдо. Полигон тоже собственный. Для островитян – роскошь, но это оправдывает себя. Bridgestone – один из лидеров по количеству выпускаемых зимних шин, не говоря уже о летних.

Не ограничившись демонстрацией собственного мастерства, осторожные японцы дали и нам прохватить по тестовым дорогам. Понятно, что перспективные шины от нас держали подальше, поэтому ездить пришлось на товарных моделях Potenza S001 и Turanza T001. А чтобы люди не вошли в раж, нам выкатили праворульный Golf с 1,2‑литровым двигателем.

Пришлось выкрутить до звона тщедушный моторчик, чтобы на хорошей скорости почувствовать то, что предложили, – разницу между шинами различной направленности. Тут уж пришла пора взяться за сердце хозяевам полигона. Но раскрученный Golf в поворотах управлялся славно, а на адаптацию к машине у меня ушла лишь пара минут.

Около 20% объема производства компании не связано с шинами. Одна из наиболее интересных ее разработок – специальные резиновые подушки в фундаментах зданий, призванные гасить колебания при землетрясении. В Японии такие технологии актуальны

Прикатавшись к трассе, я распробовал шины. Turanza тише и комфортнее, а более спортивная Potenza четче реагирует на повороты руля и чуть лучше «держит» в поперечном направлении. Российские покупатели, правда, чаще выбирают модель Ecopia. Как нам наглядно показали, при спуске с небольшой горки она укатится дальше, а значит, у нее меньше сопротивление качению, что на обычной дороге сулит некоторое снижение расхода топлива.

В любом случае при выборе придется идти на компромисс, ведь требования к характеристикам шин во многом противоречивы, так что идеальную по всем параметрам не найти. Хотя кто знает, что на фирме Bridgestone успели спрятать от наших глаз?

НА КАМЕННОМ МОСТУ

Корпорацию Bridgestone в 1931 году создал Сёдзиро Исибаси, основным бизнесом которого в то время было производство обуви. Название является прямым переводом фамилии основателя: «исибаси» на японском означает «каменный мост». Взяв поначалу за основу европейские и американские технологии, компания постепенно развивала свои собственные и стала одним из главных мировых производителей шин.

Ныне штат фирмы насчитывает 145 тысяч человек – это сотрудники 171 предприятия, шести технологических центров и десяти испытательных полигонов. Основной бизнес – производство шин для легковых автомобилей и мотоциклов. Однако немало покрышек делают для самолетов, грузовиков и карьерных самосвалов. В производственном портфеле значатся также велосипеды, спорттовары, химическая продукция. С 1997 по 2010 год Bridgestone поставлял шины командам Формулы‑1, а сейчас компания делает покрышки для американской гоночной серии IndyCar.

Подпишитесь на «За рулем» в